Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<...> - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
<...> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
<...> - специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N022/05/5-587/2019 по факту размещения и распространения по адресу: г. Барнаул, пр-т Красноармейский, д.10 (пересечение ул. Гоголя), рекламы следующего содержания: "Свадьбы и другие торжества_ Лучшие банкеты у нас! КАФЕ PLAZA пр-т Красноармейский, 25, ТЦ PLAZA, 1 этаж <...> <...>", в которой усматриваются признаки нарушения п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, - ООО "Матрёшка",
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, ИП <...>,
в присутствии рекламораспространителя ООО "Гэллэри Сервис" - в лице представителя по доверенности N267 от 15.10.2019 г. <...>,
УСТАНОВИЛА:
в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
ООО "Матрёшка" о дате и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, ходатайств в антимонопольный орган от ООО "Матрёшка" не поступало.
ИП <...> о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ходатайств в антимонопольный орган от ИП <...> не поступало.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствии ООО "Матрёшка", ИП <...>.
Алтайским краевым УФАС России установлен факт размещения и распространения в г. Барнауле по адресу: пр-т Красноармейский, д.10 (пересечение ул. Гоголя), рекламы следующего содержания: "Свадьбы и другие торжества_ Лучшие банкеты у нас! КАФЕ PLAZA пр-т Красноармейский, 25, ТЦ PLAZA, 1 этаж <...> <...>".
Согласно договору NБРН65/03/19, представленному ООО "Гэллэри Сервис" (вхд.N1910580 от 08.08.19г.), рекламодателем является ООО "Матрёшка" (ИНН 2221230704, ОГРН 1162225098265). В соответствии с Приложением N9 к Договору NБРН65/03/19 от 01.03.2019 рассматриваемая реклама размещалась на билборде по адресу: г. Барнаул, пр. Красноармейский, 10 (напротив здания N25), сроком с 01.07.2019 до 31.07.2019.
12.08.2019 г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу N022/05/5-587/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "Матрёшка". Рассмотрение дела назначено на 03.09.2019 г.
03.09.2019 г. в связи с отсутствием доказательства надлежащего извещения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - рекламодателя ООО "Матрёшка", срок рассмотрения дела N022/05/5-587/2019 продлен до 12.10.2019 г., рассмотрение дела назначено на 03.10.2019 г.
03.10.2019 г. Комиссия, изучив документы и материалы, представленные ООО "Матрёшка" (вхд.N199117 от 08.07.2019 г.) и заслушав доводы представителя Общества по доверенности б/н от 30.09.2019 г. <...>, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
Представитель ООО "Матрёшка" - <...> факт нарушения признала и сообщила, что нарушение устранено. <...> пояснила, что между ООО "Матрёшки" и ИП <...> был заключен договор, согласно которому Общество взяло на себя обязательство разместить рекламно-информационный материал ИП <...>.
Кроме того, по информации представителя, изготовлением рекламы занималось ООО "Гэллэри Сервис".
Комиссия, изучив документы и материалы, представленные ООО "Матрешка", а также заслушав доводы стороны, пришла к выводу о необходимости привлечение к участию в деле ИП <...> и ООО "Гэллэри Сервис". Срок рассмотрения дела N022/05/5-587/2019 продлен до 12.11.2019 г., рассмотрение дела назначено на 23.10.2019 г.
23.10.2019 г. Комиссия, изучив документы и материалы, представленные ООО "Матрёшка" (вхд.N199117 от 08.07.2019 г.), ООО "Гэллэри Сервис" (вхд.N1913833 от 17.10.2019 г.), а также, заслушав доводы представителя ООО "Гэллэри Сервис" - <...>, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. В рекламе используется словосочетание "Лучшие банкеты у нас!".
ООО "Матрёшки" зарегистрировано межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N15 по Алтайскому краю 28.10.2016 г. (ОГРН 1162225098265), осуществляет деятельность согласно выписке из ЕГРЮЛ - Деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания (ОКВЭД - 56.10).
Согласно материалам, представленным ООО "Матрёшка" (вхд.N199117 от 08.07.2019 г.) следует, что между ООО "Матрёшка" и ИП <...> был заключен агентский договор на размещение рекламы б/н от 04.02.19г., согласно которому ООО "Матрёшка" взяло на себя обязательство разместить рекламно-информационный материал ИП <...> на возмездной основе. В соответствии с п.1.3 агентского договора ООО "Матрёшка" имеет право привлекать третьих лиц для выполнения своих обязательств по договору. Для этих целей ООО "Матрёшка" заключило Договор NБРН65/03/19 от 01.03.2019 г. с ООО "Гэллэри Сервис". На основании этого договора 01.07.2019 г. на рекламной конструкции (билборд), расположенной по адресу: г. Барнаул, пр. Красноармейский, д.10, были размещены рекламно-информационные материалы ИП <...> о проведении банкетов в кафе "PLAZA". Деятельность в кафе "PLAZA" по предоставлению услуг общественного питания осуществляет ИП <...>, используя данное помещение на праве аренды согласно Договору аренды N1/18 от 12.04.2018 г. ООО "Матрёшка" представлена фотография, согласно которой, нарушение п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" устранено.
ООО "Гэллэри Сервис" зарегистрировано межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N46 по г. Москве 01.01.2008 г. (ОГРН 1047796590159), осуществляет деятельность согласно выписке из ЕГРЮЛ - Деятельность рекламных агентств (ОКВЭД - 73.11).
Согласно документам и материалам, представленным ООО "Гэллэри Сервис" (вхд.N1913833 от 17.10.2019 г.), следует, что рекламный макет Обществом получен по электронной почте от ООО "Матрёшка", далее данный макет был отправлен в печать и напечатан баннер. Таким образом, ООО "Гэллэри Сервис", согласно Приложению N2 к договору NБРН65/03/19 от 01.03.2019 г., осуществляло только изготовление полноценной печати, при этом Общество не определяло ни объект рекламирования, ни содержание рекламы.
На заседании Комиссии представитель ООО "Гэллэри Сервис" <...> отзыв на определение Общества подтвердила, пояснив, что ООО "Гэллэри Сервис" является рекламораспространителем.
ИП <...> зарегистрирована межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N15 по Алтайскому краю 09.06.2016 г. (ОГРНИП <...>), осуществляет деятельность согласно выписке из ЕГРИП - Деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания (ОКВЭД - 56.10).
ИП <...> не представлены запрашиваемые документы и материалы.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "самый вкусный", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
Используемая в рекламной информации превосходная степень слова "лучшие", однозначно указывает, что банкеты в кафе PLAZA являются самыми лучшими среди банкетов в других кафе г. Барнаула.
В рассматриваемой рекламе отсутствует критерий, по которому рекламируемые банкеты являются лучшими в городе Барнауле. Реклама товаров (работ, услуг) не должна создавать у потребителей заблуждений относительно свойств (качеств, характеристик и др.) товара (работы, услуги).
Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующей действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.
Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
При этом применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходной степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, представив документальные тому доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требования п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "Матрёшка" и ИП <...> являются рекламодателями, ООО "Гэллэри Сервис" - рекламораспространителем.
Согласно абз. а) п.36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, факт нарушения п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" в действиях ООО "Гэллэри Сервис" не подтвердился.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения рекламодателем - ООО "Матрёшка" и ИП <...> п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", что выражается в ненадлежащем размещении рекламы на билборде в г. Барнауле.
Согласно п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении законодательства Российской Федерации о рекламе.
ООО "Матрёшка" представлена фотография, согласно которой, нарушение п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" устранено.
Руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с абз. а) п.36, пп.37-42, п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламную информацию: "Свадьбы и другие торжества_ Лучшие банкеты у нас! КАФЕ PLAZA пр-т Красноармейский, 25, ТЦ PLAZA, 1 этаж <...> <...>", размещенную и распространенную по адресу: г. Барнаул, пр-т Красноармейский, д.10 (пересечение ул. Гоголя), ненадлежащей.
Признать ООО "Матрёшка" нарушившим требования п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Признать ИП <...> нарушившей требования п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Производство по делу в отношении ООО "Гэллэри Сервис" прекратить.
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.
Передать материалы дела в отношении уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 24 октября 2019 г. N 022/05/5-587/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.10.2019