Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <_> - должностное лицо, рассмотрев материалы дела в отношении ООО "Мегадентплюс" (ОГРН 1131690064230; ИНН 1655276820; место нахождения: 420127, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Копылова 12, пом. 1005) по факту распространения рекламы медицинских услуг в общественном транспорте города Казани с текстом: "Лучшая цена! Металлические брекеты МТХ, керамические брекеты, циркониевая коронка, виниры, металлокерамика, лечение кариеса", без указания предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что имеет признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"). К тому же в тексте присутствует утверждение "Лучшие цены", что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе",
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) были установлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения наружной рекламы медицинских услуг с текстом: "Лучшая цена! Металлические брекеты МТХ, керамические брекеты, циркониевая коронка, виниры, металлокерамика, лечение кариеса" без указания предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. К тому же в тексте присутствует утверждение "Лучшие цены", что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе"
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Вышеуказанная рекламная информация содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, реализуемым соответствующими рекламодателями.
Информация, размещенная в вышеуказанной рекламе содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена посредством размещения на радиостанции; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым, производимым соответствующим рекламодателем.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг".
A16.07.048 |
Ортодонтическая коррекция с применением брекет-систем |
A16.07.003 |
Восстановление зуба вкладками, виниром, полукоронкой |
Данная реклама является рекламой медицинских услуг, а значит должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, также должна соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Пункт 1 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе" гласит, что недобросовестной признается реклама, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Рекламный текст "Лучшие цены" имеет признаки нарушения закона "О рекламе" в части содержания некорректного сравнения с аналогичными услугами иных хозяйствующих субъектов и (или) индивидуальных предпринимателей путем использования обозначений "лучшие" без указания конкретных характеристик и (или) параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, а также без указания ссылок на анализы и исследования, подтверждающие превосходство данного места оказания услуг перед другими субъектами, осуществляющие аналогичную деятельность.
В соответствии с письмом ФАС России от 30.09.2011 г. NАК/37027, к некорректному сравнению относятся случаи, когда делается вывод о превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не указываются. При этом в рекламе может приводиться, как сравнение рекламируемого товара с конкретным другим товаром, так и сравнение рекламируемого товара со всеми иными товарами путем использования "самый лучший", "N1". В отсутствии указания критерия такого сравнения создается впечатление, что рекламируемая услуга обладает заявленным преимуществом по всем критериям. Однако, данный вывод достоверен только в отношении одного или нескольких критериев, но не всех. Отсутствие в рассматриваемой рекламе существенной информации о том, что услуга является лучшей на территории, а именно, в России, искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потенциальных клиентов. Таким образом, для того, чтобы использовать в рекламе конструкции "лучший", "первый", "номер один" и т.д. необходимо привести конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Учитывая вышесказанное, рассматриваемая реклама содержит признаки недостоверности, а именно не даёт точной информации о преимуществах (цена) рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламодатель.
Рекламодателем является ООО "Мегадентплюс" (ОГРН 1131690064230; ИНН 1655276820; место нахождения: 420127, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Копылова 12, пом. 1005).
Реклама распространялась в салоне общественного транспорта (автобуса) принадлежащего МУП ПАТП N4 (маршрут N47).
Для установления лица, которое является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, Управлением был проанализирован договор N2 от 01 февраля 2019 года об оказании услуг по предоставлению места в салоне автотранспортных средств-автобусов для размещения рекламных конструкций, между МУП ПАТП N4 и ООО "СБК". Согласно данному договору было установлено, что рекламораспространителем указанной рекламы является ООО "СБК" (ОГРН 1161690069310; ИНН 1659168536; 420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Техническая, д. 2, пом. 14-16).
Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N016/05/24-1782/2019 по признакам нарушения части 7 статьи 24 и пункта 1 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе".
2. Признать лицом, участвующим в деле ООО "Мегадентплюс" (ОГРН 1131690064230; ИНН 1655276820; место нахождения: 420127, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Копылова 12, пом. 1005) и ООО "СБК" (ОГРН 1161690069310; ИНН 1659168536; 420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Техническая, д. 2, пом. 14-16).
3. Назначить дело N 016/05/24-1782/2019 к рассмотрению на 06 ноября 2019 года в 13 ч. 30 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.
4. ООО "Мегадентплюс" в срок до 04 ноября 2019 года представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту <_> с дублированием <_>) согласно следующему перечню:
документы, подтверждающие полномочия руководителя;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица, ИНН;
копии договоров (актов выполненных работ) на распространение рекламы медицинских услуг с текстом: "Лучшая цена! Металлические брекеты МТХ, керамические брекеты, циркониевая коронка, виниры, металлокерамика, лечение кариеса";
сведения о лице, которое изготовило, утвердило и распространило вышеуказанную рекламу медицинских услуг;
письменные пояснения данного лица по факту изготовления, утверждения и распространения вышеуказанной рекламы медицинских услуг;
информация о видах деятельности осуществляемых ООО "Мегадентплюс" в 2018, в 2019 г., информацию о местах осуществления каждого вида деятельности (адреса осуществления деятельности) с приложением подтверждающих документов;
иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений - нормативное и документальное их обоснование.
В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
5. ООО "СБК" в срок до 04 ноября 2019 года представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту <_> с дублированием <_>) согласно следующему перечню:
документы, подтверждающие полномочия руководителя;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица, ИНН;
копии договоров (актов выполненных работ) на распространение рекламы медицинских услуг с текстом: "Лучшая цена! Металлические брекеты МТХ, керамические брекеты, циркониевая коронка, виниры, металлокерамика, лечение кариеса";
сведения о лице, которое изготовило, утвердило и распространило вышеуказанную рекламу медицинских услуг;
письменные пояснения данного лица по факту изготовления, утверждения и распространения вышеуказанной рекламы медицинских услуг;
информация о видах деятельности осуществляемых ООО "СБК" в 2018, в 2019 г., информацию о местах осуществления каждого вида деятельности (адреса осуществления деятельности) с приложением подтверждающих документов;
иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений - нормативное и документальное их обоснование.
В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Явка ответчика в лице ООО "Мегадентплюс" и ООО "СБК", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 18 октября 2019 г. N 016/05/24-1782/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.10.2019