Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Быковой О.В. (далее - Заявитель) на действия управления ЖКХ АМО город-курорт Геленджик при проведении электронного аукциона: "Техническое обслуживание и ремонт сетей наружного освещения муниципального образования город-курорт Геленджик" (извещение N 0118300003719000325) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком в Описании объекта закупки аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, положения Инструкции не позволяют корректно заполнить заявку.
Согласно представленным пояснениям, Уполномоченный орган, Заказчик с доводами Заявителя не согласны. Аукционная документации соответствует Закону о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - АМО город-курорт Геленджик проводился электронный аукцион: "Техническое обслуживание и ремонт сетей наружного освещения муниципального образования город-курорт Геленджик" (извещение N 0118300003719000325).
Заказчик - управление ЖКХ АМО город-курорт Геленджик.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 226 516, 00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Таким образом, отсутствие надлежащей Инструкции по заполнению заявки, которая бы разъясняла значения всех слов, используемых Заказчиком при описании объекта закупки, делает заявку невыполнимой.
По поз. 4, 20, 22, 26 Раздела 2 "Описание объекта закупки" сведения о товарах (материалах) аукционной документации Заказчиком указано:
4 |
Брусчатка вибропрессованная |
Исполнение |
Брусчатка необходима двухслойная и должна быть с цветным лицевым слоем (гладкая). |
|
Форма- |
прямоугольные |
|||
Толщина брусчатки, мм. |
>59 и \x{2264}65 |
|||
Класс по прочности на сжатие бетона брусчатки |
не хуже В25 |
|||
Длина, мм, |
от 239 до 250 |
|||
На лицевой поверхности плит |
Должны отсутствовать жировые пятна и пятна ржавчины. |
|||
Ширина, мм, |
свыше 119 и уже 125 |
|||
Количество плит в одном квадратном метре, шт.: |
33-37 |
|||
20 |
Болты с шестигранной головкой. |
Номинальный диаметр резьбы болта, d, |
М10 |
|
Класс прочности |
Требуется 10.9 |
|||
Класс точности |
А |
|||
Номинальная высота головки, k, мм. |
6,4 |
|||
Материал болтов |
Требуется сталь |
|||
Номинальная длина болта l, мм: |
50,55,60,65,70,80,90,100. |
|||
Длина гладкой части стержня l, мм. |
16,5,21,5,26,5,31,5,36,5,46,5,56,5,66,5 |
|||
ГОСТ |
Необходимо соответствие ГОСТ Р ИСО 4014-2013 |
|||
22 |
Песок природный |
Природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм. |
Должен быть |
|
Класс песка: |
I либо II. |
|||
Модуль крупности, Мк,* |
св. 2,0 до 2,5. |
|||
Содержание |
Пески не должны содержать посторонних засоряющих примесей. |
|||
Содержнаие глины в комках, % по массе |
0,5-0,25 |
|||
ГОСТ |
Необходимо соответствие ГОСТ 8736-2014. |
|||
26 |
Лента изоляционная прорезиненная |
Марка ленты |
1 ПОЛ. |
|
Номинальная ширина ленты, мм, |
не менее 20 |
|||
Толщина в пределах диапазона, мм. |
0,20-0,45 |
|||
ГОСТ |
Необходимо соответствие ГОСТ 2162-97 |
|||
|
|
|
|
|
В Разделе 8 "Инструкция по заполнению заявки" указано:
Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров.
В подаваемом предложении в отношении товара участниками должны применяться наименования показателей и единицы измерения, соответствующие установленным в Разделе 2 документации.
Не подлежат указанию в первой части заявки параметры материалов, показатели которых содержатся в сметной документации, если требования к техническим характеристикам (показателям) этих материалов не установлены Заказчиком при описании используемых при выполнении работ (оказании услуг) товаров (материалов).
Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и нижний предел и указано через символ "-" (тире) участником в предложении указывается конкретное значение.
К разряду показателей, которые не фиксируются однозначным образом, могут быть отнесены такие показатели, предельные значения которых устанавливаются отдельными производителями при выпуске определенного рода продукции как диапазонным значением, так и точным, как, например, кислотность (Ph), что указывается в описании объекта закупки следующим образом:
Пример:
Показатель, ед.изм. |
Значение, установленное заказчиком |
Соответствует (при заполнении участником) |
Соответствует (при заполнении участником) |
Соответствует (при заполнении участником) |
Ph, в пределах диапазона |
5-7 |
5-7 |
6-7 |
6 |
Температура в пределах диапазона, градус |
(-5) - (+10) |
(-5) - (+10) |
-3 - +5 |
0 |
Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе "Значение" соответственно фразами "не более" и/или "не менее" или аналогичными по смыслу ("не хуже, "не ниже", "не выше", "не шире", "\x{2264}", "\x{2265}" и т.д.), а также фразами "более" и/или "менее" или аналогичными по смыслу ("хуже, "ниже", "уже", "выше", "свыше", "от", "до", "<", ">" и т.д.) участником в предложении устанавливается конкретное значение.
Пример:
Показатель (взяты показатели, характеризующие различные товары) |
Значение, установленное заказчиком |
Соответствует (при заполнении участником) |
Соответствует (при заполнении участником) |
Не соответствует (при заполнении участником) |
Частота, МГц |
не менее 416 |
416 |
500 |
400 |
Память, Мб |
не менее 128 |
128 |
256 |
125 |
Уровень шума, Дб |
менее 15 |
14 |
10 |
15 |
Толщина, мм |
более 2 |
3 |
5 |
2 |
Диагональ, дюйм |
не менее 17 |
17 |
19 |
15 |
Минимальная продолжительность сканирования, сек. |
не более 0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,6 |
Максимальный угол обзора монитора, град. |
не менее 170 |
170 |
180 |
160 |
Мощность по холоду, кВт |
не менее 2,5 не более 3,5 |
2,5 |
2,7 |
2,3 |
В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке. Также считать неизменными показатели, в отношении которых прямо указано - показатель изменению не подлежит (или иная аналогичная по своей сути фраза).
Заказчику по поз.26 "Лента изоляционная прорезиненная" Раздела 2 "Описание объекта закупки" в сведениях о товарах (материалах) аукционной документации требуется к поставке товар:
26 |
Лента изоляционная прорезиненная |
Марка ленты |
1 ПОЛ. |
Номинальная ширина ленты, мм, |
не менее 20 |
||
Толщина в пределах диапазона, мм. |
0,20-0,45 |
||
ГОСТ |
Необходимо соответствие ГОСТ 2162-97 |
В таблице 1 ГОСТа 2162-97 "Ленти изоляционная прорезиненная" указано, что толщина ленты составляет 0,35 (+0,05 l -0,10):
Инструкция по заполнению заявки позволяет указать как конкретное значение толщины, так и диапазонное значение 0,20-0,45 мм, что противоречит требованиям государственного стандарта и Закону о контрактной системе.
Заказчику по поз.20 "Болты с шестигранной головкой" Раздела 2 "Описание объекта закупки" в сведениях о товарах (материалах) аукционной документации требуется к поставке товар:
20 |
Болты с шестигранной головкой. |
Номинальный диаметр резьбы болта, d, |
М10 |
Класс прочности |
Требуется 10.9 |
||
Класс точности |
А |
||
Номинальная высота головки, k, мм. |
6,4 |
||
Материал болтов |
Требуется сталь |
||
Номинальная длина болта l, мм: |
50,55,60,65,70,80,90,100. |
||
Длина гладкой части стержня l, мм. |
16,5,21,5,26,5,31,5,36,5,46,5,56,5,66,5 |
||
ГОСТ |
Необходимо соответствие ГОСТ Р ИСО 4014-2013 |
Заявитель указывает, что Заказчиком в показателях "длина гладкой части стержня", "номинальная длина болта" использует сплошное написание множества значений, не разделяя их.
В Разделе 8 "Инструкции по заполнению заявки" аукционной документации Заказчиком указано:
В случае, если участником предполагаются к поставке товары с разными параметрами, соответствующие характеристикам, установленным в документации об осуществлении закупки, такие товары отражаются в заявке разными позициями с указанием всех характеристик, предусмотренных документацией, и количества по каждой позиции. Например, документацией предусмотрено к поставке автомобили черного или серого цвета в количестве 5 штук и участником предполагается к поставке автомобиль одной марки и модели, но 3 автомобиля серого цвета и 2 - черного, в таком случае в заявке участником формируются две позиции товара с указанием помимо всех заявленных характеристик в одной из них по показателю "Цвет" значения "Серый" и количества 3 штуки, а в другой - по показателю "Цвет" значения "Черный" и количества 2.
При установлении в Разделе 2 документации значения, содержащего перечисление характеристик с использованием союза "и" или знаков препинания ",", ";", в предложении участника такое значение показателя должно включать все перечисленные характеристики.
Пример:
Показатель, ед.изм. |
Значение, установленное заказчиком |
Соответствует (при заполнении участником) |
Не соответствует (при заполнении участником) |
Тип управления |
Ручной и автоматический |
Ручной и автоматический |
ручной |
Скорость вращения барабана при отжиме, об/мин |
600, 800, 1000, 1200 |
600, 800, 1000, 1200 |
800, 1000, 1200 |
Заказчиком в Разделе 8 "Инструкции по заполнению заявки" конкретно не указано, что запятая, разделяющая целую и дробные части одного числа.
В стандарте, требование о соответствии которому болтов которому установлено Заказчиком, есть показатели l, ls, lg, но нет показателя l, который являлся как номинальной длиной, так и длиной гладкой части.
По поз. 4 "Брусчатка вибропрессованная" Заказчиком указано:
4 |
Брусчатка вибропрессованная |
Исполнение |
Брусчатка необходима двухслойная и должна быть с цветным лицевым слоем (гладкая). |
Форма- |
прямоугольные |
||
Толщина брусчатки, мм. |
>59 и \x{2264}65 |
||
Класс по прочности на сжатие бетона брусчатки |
не хуже В25 |
||
Длина, мм, |
от 239 до 250 |
||
На лицевой поверхности плит |
Должны отсутствовать жировые пятна и пятна ржавчины. |
||
Ширина, мм, |
свыше 119 и уже 125 |
||
Количество плит в одном квадратном метре, шт.: |
33-37 |
В Разделе 8 "Инструкции по заполнению заявки" Заказчиком установлено, чтобы Участник указал предложение в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров.
Заявитель указывает, что даже при минимальных значениях, длина 239 и ширина 119 (которые не выходят в предел допустимых значений) - минимум в одном квадратном метре будет 35,16 штук плитки, поскольку площадь единицы составляет 0,239х0,119=0, 028441; 1/0,028441=35,16.
Таким образом, значение 33 или 34 штуки (которые соответствуют Инструкции Заказчика) - будет предоставлением недостоверной информации.
По поз. 22 "Песок природный" аукционной документации Заказчиком указано:
22 |
Песок природный |
Природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм. |
Должен быть |
Класс песка: |
I либо II. |
||
Модуль крупности, Мк,* |
св. 2,0 до 2,5. |
||
Содержание |
Пески не должны содержать посторонних засоряющих примесей. |
||
Содержнаие глины в комках, % по массе |
0,5-0,25 |
||
ГОСТ |
Необходимо соответствие ГОСТ 8736-2014. |
Из п.3) письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно требованиям стандарта, содержание глины в комках не должно превышать: у среднего песка первого класса - 0,25, у среднего песка - второго класса - 0,5.
Конкретные значения этих показателей определяются в результате испытаний в соответствии с параграфом 4 ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Метод испытаний".
Ведомости объемов работ и локальные сметные расчеты предписывают применять при выполнении работ исключительно лампы газоразрядные высокого давления типа SON-T B 70 Philips, лампы газоразрядные высокого давления типа SON-T B 100 Philips и лампы газоразрядные высокого давления типа SON-T B 150 Philips. Philips -зарегистрированный товарный знак, сопровождение указания товарного знака словами "или эквивалент" в аукционной документации отсутствует, показатели эквивалентности не установлены.
Следовательно, Заказчик не имеет права требовать указания в первой части заявки показатели, получаемые в результате испытаний. Показатели, которые становятся известными только по результатам испытаний, используются Заказчиком при описании требований к товару.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения п.1) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На участие в электронном аукционе подано 5 заявок, 3 допущены.
По указанным в жалобе позициям заявки не отклонены.
Запросов на разъяснение аукционной документации не поступало.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Быковой О.В. обоснованной.
Признать в действиях Заказчика - управления ЖКХ АМО город-курорт Геленджик нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что допущенные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание не выдавать.
Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 октября 2019 г. N 023/06/64-2119/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.10.2019