Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Рихельгоф Т.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Метахим" (вх. N 10892э от 03.10.2019 года) на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью "НЗХК-Энергия" по закупке оксихлорида алюминия марки А ТУ 2152-001-59254368-2 (извещение N 31908356759),
в присутствии:
_
в отсутствие:
представителя Общества с ограниченной ответственностью "Метахим", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела по существу,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Метахим" (вх. N 10892э от 03.10.2019 года) на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью "НЗХК-Энергия" по закупке оксихлорида алюминия марки А ТУ 2152-001-59254368-2 (извещение N 31908356759).
Заявитель сообщает следующее (вх. N 10892э от 03.10.2019 года):
01 октября 2019 года ООО "НЗХК-Энергия" (далее - Заказчик) на официальном сайте закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru/ разместило извещение N 31908356759 о закупке оксихлорида алюминия марки А ТУ 2152-001-59254368-2 в количестве 20 тонн - ООО "Сибресурс" ИНН 5403025455.
Начальная максимальная цена контракта составила 528 000,00 рублей.
В соответствии со п. 1А ч. 1 ст. 4.2.2 основанием выбора способа закупки по Единому отраслевому стандарту закупок (Положению о закупке) Госкорпорации "Росатом": проведение мелкой закупки, явился размер закупки стоимостью до 1 миллиона рублей с НДС (включительно) для любых видов продукции.
Для определения поставщика в целях осуществления мелкой закупки Заказчиком было проведено сравнение предложений поставщиков.
Предложения поставщиков приведены в аналитической записке к договору на поставку оксихлорида алюминия марки А. Так из записки видно, что для сравнительного анализа использовались предложения поставщиков ООО "Водо-учет", ООО "Сибресурс", ООО "Вода Евразии".
При этом Заказчик при проведении закупок должен руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ, так как является дочерним хозяйственным обществом, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
По данным официального источника Контур-фокус конечным владельцем ООО "НЗХК-Энергия" с долей участия 89% является Правительство РФ.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что для закупки товаров для нужд Заказчика используются бюджетные средства.
Прием коммерческих предложений осуществлялся через площадку \vww.b2b- center.ru. Изучив техническое задание мониторинга рынка N 1338679 от 10.09.2019, Заявитель направлял свое коммерческое предложение на участие в данной закупке (прикладываем информацию о направлении предложения участником).
Заявитель предложил аналогичный по техническим показателям коагулянт - полиоксихлорид алюминия Марки MetaPAC25, технические и функциональные характеристики также были приведены в коммерческом предложении.
При этом первоначальная стоимость предложенного Заявителем коагулянта составила 460 800,00 рублей за 20 тонн с НДС, что существенно ниже предложений участников, приведенных в аналитической записке Заказчика.
Кроме того, предложенная ООО "Метахим" стоимость ниже, чем сумма, предложенная ООО "Сибресурс" по результатам переговоров (торга) с Заказчиком.
Однако, Заказчик по непонятным причинам не принял коммерческое предложение ООО "Метахим".
Кроме того, в результате аналитики частоты осуществления закупок коагулянта видно, что Заказчик закупает коагулянт только у ООО "Сибресурс".
Своими действиями, как считает Заявитель, Заказчик противоречит целям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), которыми являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Проводя аналитику рынка коагулянтов, по мнению Заявителя, Заказчик допускает возможность использования коагулянтов иной марки, отличной от оксихлорида алюминия марки А ТУ 2152-001-59254368-2. Однако не использует возможность использования более выгодных предложений иных поставщиков.
Отклонив самое низкое предложение ООО "Метахим" Заказчик кроме всего прочего грубо нарушил принцип, названный в статье 3 Закона о закупках, а именно:
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
По мнению Заявителя, формально, Заказчик не нарушил закон, следую условиями Положения о закупках при осуществлении закупки до 1 млн. рублей, однако формализм недопустим при расходовании бюджетных средств. Однако Заказчик злоупотребляет правом проведения мелких закупок, что недопустимо.
Проведение указанной закупки и не рассмотрение предложения ООО "Метахим", как считает Заявитель, подтверждает ограничение круга потенциальных участников, которые могут поставить товар надлежащего качества и по более низким ценам. Процедура мелкой закупки сама по себе не дает право состязаться в конкурентных условиях потенциальным участникам рынка.
Общество с ограниченной ответственностью "НЗХК-Энергия" представило следующие возражения по существу рассматриваемого вопроса (вх. N 11758 от 17.10.2019 года):
По мнению ОП ООО "Метахим" закупка ООО "НЗХК-Энергия" 20 тонн оксихлорида алюминия марки А ТУ 2152-001-59254368-2 у ООО "Сибресурс" произведена с отступлением от требований законодательства, нарушены цели и принципы закупки.
При сравнении коммерческих предложений (ООО "Водо-учет", ООО "Вода Евразии", ООО "Сибресурс", ОП ООО "Метахим") предпочтение было отдано ООО "Сибресурс", закупочная стоимость на первоначальном этапе была им заявлена в размере 528 000,00 руб. (в дальнейшем стоимость снижена до 490 000.00 руб.)
Рассматривалось и коммерческое предложение ОП ООО "Метахим" со стоимостью коагулянта 460 800,00 руб.
Предложенная стоимость коагулянта ОП ООО "Метахим" ниже, чем стоимость ООО "Сибресурс", что и послужило причиной обращения последнего в Управление ФАС по Новосибирской области.
ООО "НЗХК-Энергия", оценив доводы ОП ООО "Метахим", изложенные в заявлении, считает их надуманными и неубедительными по следующим основаниям:
1. Согласно Протоколу Технической Экспертной комиссии от 23.09.2019 г. были рассмотрены заявки участников закупки на их соответствие техническому заданию.
Заявка ОП ООО "Метахим" была отклонена по техническим характеристикам предмета закупки, а именно:
- Применение коагулянта оксихлорида алюминия на очистных сооружениях ООО "НЗХК-Энергия" обосновано Техническим заключением "по подготовке к внедрению коагулянта-оксихлорида алюминия на сооружениях водоподготовки "Питьевой центр" ОАО "НЗХК" по договору N 37465 от 15.01.2004 г.
Согласно этому заключению в разделе "характеристики коагулянта оксихлорида алюминия" химическая формула коагулянта:
AL2(OH)nCL6-n, где 4 \x{2264} п \x{2265} 5, что и было отражено в Техническом задании на поставку оксихлорида алюминия в подразделе 4.1 "Технические, функциональные и качественные характеристики (потребительские свойства) товаров".
- В коммерческом предложении ОП ООО "Метахим" N НК/151 от 18.09.2019
химическая формула коагулянта отражена как AL2(OH)nCL6-n, где п=4-5. но в технических условиях ТУ 20.13.62-011-95958059-2018. по которым изготавливается полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC25, коагулянт имеет следующую химическую формулу: AL2(OH)nCL6-n, где х=1-5.
- В коммерческом предложении ОП ООО "Метахим" N НК/151 от 18.09.2019 массовая доля AL2O3 указана не менее 20,5%, что соответствует требованиям Технического задания, но в технических условиях ТУ 20.13.62-011-95958059-2018 полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC25 имеет массовою долю AL2O3 пределах от 20 до 25%. Нижняя граница меньше требуемого.
- Согласно ГОСТ Р 51642-2000 "Коагулянты для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования и метод определения эффективности" коагулянт должен пройти определение эффективности на воде источника водоснабжения, т.е. реки Обь в районе г. Новосибирска. Ввиду изменений показателей качества воды источника водоснабжения в течение года, производственные испытания коагулянта на очистных сооружениях необходимо проводить в каждом квартале года.
- Полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC25 не проходил определение эффективности на воде источника водоснабжения (р. Обь) согласно ГОСТ Р 51642-2000. -Оксихлорид алюминия марки "А" по ТУ 2152-001-59254368-2012 прошёл определение эффективности коагулянтов на воде источника водоснабжения согласно ГОСТ Р 51642-2000 в течение 4-х сезонов 2014 года. Качество воды по результатам его испытаний полностью соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля".
Таким образом, наименьшая стоимость предлагаемого товара (закупки) не являлась предопределяющим фактором для признания победителем ОП ООО "Метахим" и последующего заключения договора поставки.
2. Утверждение о том, что для закупки товаров для нужд Заказчика используются бюджетные средства, является несостоятельным.
Деятельность ООО "HЗXK-Энергия" не финансируется из бюджетов различного уровня, в структуре инвестиций отсутствует бюджетная составляющая.
ООО "НЗХК-Энергия" является дочерним обществом ПАО "НЗХК", 100% долей принадлежит ПАО "НЗХК". Оба предприятия являются хозяйствующими субъектами частной формы собственности.
Предъявление названных требований к техническим характеристикам и параметрам закупаемых химических реагентов оправдано и подтверждено соответствующими лабораторными исследованиями качества поставляемой питьевой воды для населения.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
01.10.2019 года Обществом с ограниченной ответственностью "НЗХК-Энергия" на Официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение N 31908356759 о закупке оксихлорида алюминия марки А ТУ 2152-001-59254368-2.
Заказчик в своей закупочной деятельности руководствуется нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также "Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Согласно аналитической записки к договору на поставку оксихлорида алюминия марки А от 19.09.2019 года N ЭН-11-04/1203 для сравнительного анализа использовались предложения поставщиков ООО "Водо-учет", ООО "Сибресурс", ООО "Вода Евразии".
Начальная максимальная цена контракта составила 528 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом переговоров по снижению цены от 19.09.2019 года N ЭН-11-04/1202 при заключении договора на поставку оксихлорида алюминия марки "А", лот 907-Х110-19/94, снизить сумму договора, предложенную поставщиком ООО "Сибресурс" - 528 000,00 руб., новая цена договора составила 490 000 рублей, включая НДС.
Согласно ст. 3.6. Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
В соответствии с пп. 1 п. 4.2.2 Единого отраслевого Стандарта закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" условия проведения закупки у единственного поставщика:
а) закупки, стоимостью до 1 млн. руб. с НДС (включительно) для любых видов продукции;
б) закупка ГСМ для обеспечения административно-хозяйственной деятельности заказчика общей стоимостью до 5 млн. руб. с НДС (включительно) в год;
в) закупка продуктов питания для обеспечения рабочего питания в организациях, предприятиях и учреждениях атомной отрасли, продовольственного обеспечения специализированных медицинских учреждений и организаций атомной отрасли (в том числе медицинской части, санатория, профилактория, реабилитационного центра) общей стоимостью до 3 млн. руб. (включительно) с НДС;
г) заказчиками второй группы при заключении гражданско-правового договора на оказание преподавательских услуг с физическим лицом на сумму не более 300 тыс. руб. в месяц (включительно) (включая все подлежащие уплате налоги).
Таким образом, принципы, указанные в ст. 3 Обществом с ограниченной ответственностью "НЗХК-Энергия" не нарушены, закупочная комиссия действовала в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также "Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
В соответствии с Протоколом Технической Экспертной комиссии от 23.09.2019 г. N ЭН-11-04/1201 были рассмотрены заявки участников закупки на их соответствие техническому заданию. По рассмотрению заявок было принято решение допустить заявки ООО "Водо-учет", ООО "Сибресурс", ООО "Вода Евразии".
Заявка ОП ООО "Метахим" была отклонена по техническим характеристикам предмета закупки, а именно (п. 3.4.1): Применение коагулянта оксихлорида алюминия на очистных сооружениях ООО "НЗХК-Энергия" обосновано Техническим заключением "по подготовке к внедрению коагулянта-оксихлорида алюминия на сооружениях водоподготовки "Питьевой центр" ОАО "НЗХК" по договору N 37465 от 15.01.2004 г.
Согласно этому заключению в разделе "характеристики коагулянта оксихлорида алюминия" химическая формула коагулянта:
AL2(OH)nCL6-n, где n=4-5, что и было отражено в Техническом задании на поставку оксихлорида алюминия в подразделе 4.1 "Технические, функциональные и качественные характеристики (потребительские свойства) товаров".
В коммерческом предложении ОП ООО "Метахим" N НК/151 от 18.09.2019 г. химическая формула коагулянта отражена как AL2(OH)nCL6-n, где n=4-5. но в технических условиях ТУ 20.13.62-011-95958059-2018 по которым изготавливается полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC25, коагулянт имеет следующую химическую формулу: AL2(OH)хCL6-х, где х=1-5.
В соответствии с п. 3.4.2 указанного Протокола, в коммерческом предложении ОП ООО "Метахим" N НК/151 от 18.09.2019 массовая доля AL2O3 указана не менее 20,5%, что соответствует требованиям Технического задания, но в технических условиях ТУ 20.13.62-011-95958059-2018 полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC25 имеет массовою долю AL2O3 пределах от 20 до 25%. Нижняя граница меньше требуемого.
В соответствии с п. 3.4.3 Протокола Технической Экспертной комиссии, согласно ГОСТ Р 51642-2000 "Коагулянты для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования и метод определения эффективности" коагулянт должен пройти определение эффективности на воде источника водоснабжения, т.е. реки Обь в районе г. Новосибирска. Ввиду изменений показателей качества воды источника водоснабжения в течение года, производственные испытания коагулянта на очистных сооружениях необходимо проводить в каждом квартале года.
Полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC25 не проходил определение эффективности на воде источника водоснабжения (р. Обь) согласно ГОСТ Р 51642-2000.
Оксихлорид алюминия марки "А" по ТУ 2152-001-59254368-2012 прошёл определение эффективности коагулянтов на воде источника водоснабжения согласно ГОСТ Р 51642-2000 в течение 4-х сезонов 2014 года. Качество воды по результатам его испытаний полностью соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля".
Таким образом, наименьшая стоимость предлагаемого товара (закупки) не являлась основанием для признания победителем ООО "Метахим".
Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что в действиях Общества с ограниченной ответственностью "НЗХК-Энергия", при проведении конкурса не усматривается нарушений действующего законодательства по порядку и организации торгов.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Метахим" (вх. N 10892э от 03.10.2019 года) на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью "НЗХК-Энергия" по закупке оксихлорида алюминия марки А ТУ 2152-001-59254368-2 (извещение N 31908356759) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 22 октября 2019 г. N 054/01/18.1-2029/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.10.2019