Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <_>, рассмотрев материалы, представленные отделом рекламы и недобросовестной конкуренции, о признаках нарушения ООО "Жилстроймонтаж" требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Хабаровского УФАС России поступило заявление (вх. N 4/10097 от 26.08.2019) о признаках нарушения требований рекламного законодательства при распространении в г. Хабаровске наружной рекламы формата 3х6м - "Большие квартиры 82м2, а не цены 4,2 млн. 650-927 Застройщик ООО "Жилстроймонтаж" проектная декларация на сайте www.terrasadom.rf", содержащей изображение полуобнаженного бюста женщины.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В ходе рассмотрения обращения Хабаровским УФАС России организовано проведение заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Экспертный совет), которое состоялось 11 сентября 2019 года.
В заседании Экспертного совета приняли участие 14 членов из 15 (в том числе 3 члена совета голосовали заочно).
На повестку заседания Экспертного совета поставлены вопросы:
- Содержит ли реклама "Большие квартиры 82м2, а не цены 4,2 млн." непристойные образы?
- Содержит ли реклама "Большие квартиры 82м2, а не цены 4,2 млн." оскорбительные образы?
Члены Экспертного совета отметили, что объектом рекламирования в данной рекламе являются "квартиры", вместе с тем, используется образ женщины с большой полуобнаженной грудью. В соответствии с законодательством Российской Федерации, реклама предназначена для неопределенного круга лиц, для всех слоев населения и вероисповедания, включая несовершеннолетних. Использованный в рекламе женский образ не имеет привязки к объекту рекламирования, такое изображение в рекламе является не уместным и противоречит нормам этики и морали, унижающим человеческое достоинство женщины. В рекламе присутствует непристойный и оскорбительный образ, подрывающий сложившиеся моральные принципы и устои.
По итогам заседания Экспертного совета решено (большинством голосом), что в рекламе "БОЛЬШИЕ квартиры, а не цены. 82 м2 4,2 млн. 650-927" присутствуют признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе", то есть данная реклама содержит непристойный и оскорбительный образ.
Кроме того, указанная выше реклама 27 августа 2019 года (исх. N 4/8165) Хабаровским УФАС России направлена в СРО АМИ "Рекламный совет" (г. Санкт Петербург) с целью проведения последним экспертизы рекламы и для оценки ее содержания на использование в ней непристойных и (или) оскорбительных образов.
По итогам экспертизы и оценки данной рекламы, проведенной членами комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений Общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга и правового комитета СРО АМИ "Рекламный совет", эксперты единогласно пришли к выводу: "В данной рекламе объект рекламирования "квартира" смещен в сторону сексуального образа женщины с целью привлечения дополнительного внимания к традиционно представляемой информации о продаже квартир. Подобного рода реклама в части намеренно выстроенного провокационного образа, не имеющего отношения к объекту рекламирования, не должна распространяться публично, поскольку ее потребителями является неопределенный круг лиц, к которым можно отнести также и несовершеннолетних". На основании данных выводов эксперты решили: "Выявлено нарушение части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе". Установлено, что образы, используемые в данной рекламе, являются непристойными оскорбительными. Демонстрация подобной рекламы на улицах города противоречит законодательству и является недопустимой".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно содержанию рекламы застройщиком рекламируемых квартир является ООО "Жилстроймонтаж". Из проектной документации N 27-000198, размещенной на сайте www.terrasadom.rf следует, что в г. Хабаровске (ориентир: жилое здание по ул. Тихоокеанской) строится многоквартирный трехэтажный жилой дом общей площадью 3251,5м2, застройщиком является ООО "Жилстроймонтаж", коммерческое обозначение застройщика - "Терраса ЛОФТ".
Таким образом, рекламодателем (лицом, осуществляющим строительство, в чьих интересах распространяется реклама), определившим объект рекламирования, является ООО "Жилстроймонтаж" (место нахождения: 680000 г. Хабаровск).
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу N 027/05/5-741/2019 по признакам нарушения законодательства о рекламе.
2. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Жилстроймонтаж" (место нахождения: 680000 г. Хабаровск).
3. Назначить дело N 027/05/5-741/2019 к рассмотрению на 12 ноября 2019 года в 10 часов 40 минут по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 28.
4. ООО "Жилстроймонтаж" в трехдневный срок с момента получения настоящего определения представить в Хабаровское УФАС России:
- договор с рекламопроизводителем, согласованный текст рекламы, акт выполненных работ, платежные документы на изготовление вышеуказанной рекламы;
- договор с рекламораспространителем, согласованный текст рекламы, акт выполненных работ, платежные документы на распространение вышеуказанной рекламы;
- сроки распространения рекламы;
- иные места распространения вышеуказанной рекламы в Хабаровском крае;
- пояснения по факту размещения рекламы с нарушениями рекламного законодательства.
Документы должны быть заверены печатью и подписью должностного лица.
Явка ООО "Жилстроймонтаж", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо её законного представителя, обязательна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 4 октября 2019 г. N 027/05/5-741/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.10.2019