по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
09 октября 2019 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководитель Управления,
Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Михайлов С.О. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
муниципальный заказчик - Муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика Боровичского муниципального района" надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, заявил ходатайство о рассмотрения жалобы в отсутствие его представителей (вх. N 6813 от 09.10.2019 Новгородского УФАС России);
уполномоченный орган - Администрация Боровичского муниципального района - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил;
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Строительная Компания Крепость" надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Строительная Компания Крепость" (ИНН 7840080653; 192029, г. Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, д. 103, к. 3, лит. В, пом. N 305, оф. 3; далее - ООО "СКК") на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика Боровичского муниципального района" (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48, к. 1; далее - МКУ "Служба заказчика") при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; далее - Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на строительство распределительных сетей водопровода в д. Речка и д. Фаустово, Железковского сельского поселения, Боровичского района, Новгородской области (1 очередь), извещение N 0150300002419000207 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 25.09.2019, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
03.10.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) - ООО "СКК" на действия муниципального заказчика - МКУ "Служба заказчика" при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на строительство распределительных сетей водопровода в д. Речка и д. Фаустово, Железковского сельского поселения, Боровичского района, Новгородской области (1 очередь), извещение N 0150300002419000207 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.09.2019 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть Жалобы сводиться к следующему.
1. Согласно частям 5-7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе заказчик в контракт, предметом которого является строительство и реконструкция объектов капитального строительства, обязан включить график выполнения строительно-монтажных работ и график оплаты выполненных работ по контракту, которые должны соответствовать требованиями Приказа Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Методика).
Согласно пункту 1.4 Методики проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.
Однако в Приложении N 4 к документации об электронном аукционе (далее - Проект контракта) рассматриваемой закупки отсутствует график выполнения работ и график оплаты выполненных работ.
2. В пункте 2.6 Проекта контракта заказчик указывает, что "Оплата выполненных работ производится в пределах лимитов финансирования, по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика за фактически выполненные работы, не более чем в течение 30 (тридцати) календарных дней на основании акта о приемке выполненных работ по форме N КС - 2 (унифицированная форма N КС-2, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. N9 100), справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС- 3, (унифицированная форма N КС-3, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. N2 100), подписанных Заказчиком и Подрядчиком, и представленного Подрядчиком счета - фактуры (счета)".
Таким образом, заказчик указывает, что подрядчик обязан предоставить счет-фактуру перед оплатой. При предъявлении счета-фактуры подрядчики обязаны будут уплатить НДС.
Вместе с тем налогом на добавленную стоимость облагаются предприятия, применяющие основную систему налогообложения.
По мнению подателя Жалобы, установление в Проекте контракта обязательства представлять счет-фактуру для оплаты за выполненные подрядчиком работы, является ограничением прав участника закупки. Исполнить такое условие просто невозможно, если участник закупки не является плательщиком НДС. В пункте 2.6 Проекта контракта муниципальный заказчик не указал, что предъявление счета-фактуры не распространяется на организации, работающие по упрощенной системе налогообложения.
Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Муниципальный заказчик - МКУ "Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 6813 от 09.10.2019 Новгородского УФАС России) суть которых сводится к следующему.
1. Согласно пункту 3.5.2 Проекта контракта "В течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения настоящего контракта представить Заказчику сметный расчет, составленный в соответствии с требованиями нормативных документов на согласование.
В течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения настоящего контракта предоставить Заказчику график производства работ по контракту, разработанный с учётом положений пункта 1.3. настоящего контракта на согласование, и выполнять работы в соответствии с таким графиком.
В течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения настоящего контракта предоставить Заказчику перечень видов и объемов работ, которые обязан выполнить самостоятельно, без привлечения, других лиц к исполнению своих обязательств, определенный Приложением N 3 к Контракту".
Данные пункты соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2.1 Проекта контракта: "Цена Контракта составляет______рублей____копеек (в том числе НДС/без НДС). В случае, если Подрядчик работает по упрощенной схеме налогообложения, НДС в акты выполненных работ не включается (за исключением компенсации НДС на материалы и механизмы при предоставлении подтверждающих документов).
В цену контракта входят: все расходы (в том числе расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов в бюджеты всех уровней, приобретение материалов, необходимых для выполнения работ, приобретение (аренду) оборудования, используемого для выполнения работ и других обязательных платежей и расходов, которые могут возникнуть у Подрядчика в ходе исполнения обязательств по контракту, стоимость вывоза отходов, мусора в место, предназначенное для их размещения).
Сумма, подлежащая уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В случае снижения на аукционе начальной (максимальной) цены Контракта, установленной документацией об аукционе, и при условии, что Подрядчик применяет общую систему налогообложения, применяется понижающий коэффициент, рассчитанный как отношение цены Контракта, предложенной победителем аукциона, к начальной (максимальной) цене Контракта, сформированной Заказчиком с учетом НДС. В случае снижения на аукционе начальной (максимальной) цены Контракта, установленной документацией об аукционе, и при условии, что Подрядчик применяет упрощенную систему налогообложения, применяется понижающий коэффициент, рассчитанный как отношение цены Контракта, предложенной победителем аукциона, к начальной (максимальной) цене Контракта, сформированной по упрощенной системе налогообложения (без учета суммы НДС). При этом в случае, когда понижающий коэффициент при данном расчете будет свыше 1.
Данные положения контракта подразумевают участие в закупке и заключения контракта с организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Уполномоченный орган - Администрация письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В сентябре-октябре 2019 года муниципальным заказчиком - МКУ "Служба заказчика" и уполномоченным органом - Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на строительство распределительных сетей водопровода в д. Речка и д. Фаустово, Железковского сельского поселения, Боровичского района, Новгородской области (1 очередь), извещение N 0150300002419000207 (начальная (максимальная) цена контракта - 11 301 120, 00 рублей).
Документация об проведении рассматриваемого электронного аукциона утверждена директором МКУ "Служба заказчика" "_." 24.09.2019 (далее - Документация).
Согласно частям 5, 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта. Объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (в старой редакции действующей до 01.07.2019).
В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (в старой редакции, действующей до 27.06.2019).
Указанная Методика была утверждена Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр.
Согласно пункту 1.1 Методики методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее - контракт), работ (далее - методика), разработана в целях установления единых правил составления заказчиками графика выполнения строительно-монтажных работ, графика оплаты выполненных по контракту работ при закупке соответствующих работ в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N23, ст. 2925; N 30, ст. 4225; N 48, ст. 6637; N 49, ст. 6925; 2015, N 1, ст. 11, 51, 72; N 10, ст. 1393, 1418; N 14, ст. 2022; N 27, ст. 3979, 4001; N 29, ст. 4342, 4346, 4352, 4353, 4375; 2016, N 1, ст. 10, 89; N 11, ст. 1493; N 15, ст. 2058, 2066; N 23, ст. 3291; N 26, ст. 3872, 3890; N 27, ст. 4199, 4247, 4253, 4254, 4298; 2017, N 1, ст. 15, 30, 41; N 9, ст. 1277; N 14, ст. 1995, 2004; N 18, ст. 2660; N 24, ст. 3475, 3477; N 31, ст. 4747, 4760, 4780; 2018, N 1, ст. 59, 87, 88, 90, N 18, ст. 2578)
Вместе с тем Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 01.07.2019, N 26, ст. 3317) далее - Закон о внесении изменений) части 6, 7 статьи 110. 2 Закона о контрактной системе были изложены в следующей редакции.
Объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Изменения утвержденные вышеуказанным Федеральным законом вступили в силу 27.06.2019.
В связи с внесенными изменениями в Закон о контактной системе, установлено что, новые методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ должны быть утверждены специально уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Таким образом, в связи с внесенными изменениями в Закон о контрактной системе, Методика утвержденная Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр является неактуальной, и не соответствует действующим положениям Закона о контрактной системе (части 5, 6, 7 статьи 110.2).
В данной части Жалоба является необоснованной.
2. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
На основании вышеизложенного в пункте 2.1 Проекта контракта муниципальным заказчиком установлено, что цена Контракта составляет __________________ рублей __ копеек (в том числе НДС/без НДС).
В случае снижения на аукционе начальной (максимальной) цены Контракта, установленной документацией об аукционе, и при условии, что Подрядчик применяет общую систему налогообложения, применяется понижающий коэффициент, рассчитанный как отношение цены Контракта, предложенной победителем аукциона, к начальной (максимальной) цене Контракта, сформированной Заказчиком с учетом НДС. В случае снижения на аукционе начальной (максимальной) цены Контракта, установленной документацией об аукционе, и при условии, что Подрядчик применяет упрощенную систему налогообложения, применяется понижающий коэффициент, рассчитанный как отношение цены Контракта, предложенной победителем аукциона, к начальной (максимальной) цене Контракта, сформированной по упрощенной системе налогообложения (без учета суммы НДС). При этом в случае, когда понижающий коэффициент при данном расчете будет свыше 1, то он считается равным 1.
Оплата выполненных работ производится в пределах лимитов финансирования, по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика за фактически выполненные работы, не более чем в течение 30 (тридцати) календарных дней на основании акта о приемке выполненных работ по форме N КС - 2 (унифицированная форма N КС-2, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. N 100), справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС- 3, (унифицированная форма N КС-3, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. N 100), подписанных Заказчиком и Подрядчиком, и представленного Подрядчиком счета - фактуры (счета).
Таким образом, вышеуказанные положения Проекта контракта соответствуют действующему законодательству о контрактной системе и подразумевают заключение контракта с лицами, применяющими как общую систему налогообложения, так и упрощенную.
Довод подателя Жалобы, относительно того, что установленное заказчиком в пункте 2.6 Проекта контракта требование о предоставлении "счета-фактуры", ограничивает права участника, является несостоятельным, поскольку в этом же абзаце муниципальный заказчик в скобках устанавливает условие предоставления подрядчиком "счета", в случае если участник закупки осуществляет свою деятельность по упрощенной системе налогообложения.
Учитывая вышеизложенное Жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки нарушений законодательства о контрактной системе в действиях муниципального заказчика - МКУ "Служба заказчика", уполномоченного органа - Администрации не установлено.
Руководствуясь статьями 34, 64, 110.2, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Строительная Компания Крепость" (ИНН 7840080653; 192029, г. Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, д. 103, к. 3, лит. В, пом. N 305, оф. 3) на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика Боровичского муниципального района" (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48, к. 1) при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на строительство распределительных сетей водопровода в д. Речка и д. Фаустово, Железковского сельского поселения, Боровичского района, Новгородской области (1 очередь), извещение N 0150300002419000207 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.09.2019, необоснованной.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.Т. Иванов
С.О. Михайлов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 14 октября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2019