Резолютивная часть решения оглашена "30" сентября 2019 г.
Решение изготовлено в полном объеме "03" октября 2019 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<_>. |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<_>. |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
<_>. |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
при участии:
- <_>.- представителя Управления муниципального заказа администрации города Кемерово, по доверенности;
- <_>.- представителя Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово, по доверенности,
рассмотрев дело N 042/06/64-1606/2019, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Управлением дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0339300000119000785 "Выполнение работ по благоустройству (ремонту) территории, прилегающей к зданию по адресу: просп. Октябрьский, 80 в г. Кемерово", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п "б" п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
23.09.2019 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО "МОСТСИТИПРОЕКТ" (вх. 5196э от 23.09.2019), ООО "Аспект" (вх. 5195э от 23.09.2019), ООО "КС-Строй" (вх. 5173э от 23.09.2019), ООО "Новая Линия" (вх. 5193э от 23.09.2019) на действия заказчика - Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово при проведении электронного аукциона N 0339300000119000785 "Выполнение работ по благоустройству (ремонту) территории, прилегающей к зданию по адресу: просп. Октябрьский, 80 в г. Кемерово".
По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалоб, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
13.09.2019 г. в Единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом - Администрацией города Кемерово были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0139300002919000256 "Выполнение работ по благоустройству объекта: "Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, Внутриквартальная территория между ул. Кузнецова и пр. Октябрьским. Сквер Безымянный. Благоустройство" и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 682 044 ,52 рубля.
Согласно требованиям части 2 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства от 21.03.2019 г. N 294 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, которые вступили в законную силу 02.04.2019 г.
В пункте 19 аукционной документации заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки по пункту 2 (2) Постановления Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 N 99:
Перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 статьи 31, пунктами 3 и 6 части 5 статьи 66 закона 44-ФЗ |
- Установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с извещением, документацией о закупке, согласно постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99. В соответствии с ч. 2 ст. 31 ФЗ от 05.04.2013 N44-ФЗ и п. 2 (2) Приложения N1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: - копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; - копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
|
В пункте 2 (2) Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены следующие дополнительные требования:
|
Наименование товаров, работ, услуг |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
2(2). |
Выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей" |
наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка |
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; кощ* разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке |
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что дополнительные требования к участникам закупки установлены заказчиком в соответствии с требованиями пункта 2 (2) Постановления Правительства РФ N 99 от 04.02.2015.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 2 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям части 7 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В пункте 8.10 Проекта контракта заказчиком указано следующее: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Поскольку заказчик размер пени установил в соответствии с требованиями части 7 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ, следовательно, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований данной нормы.
Довод заявителя ООО "Аспект" о том, что заказчиком установлены излишние требования к составу второй части заявки, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:
В пункте 10 раздела III аукционной документации заказчиком установлены требования к документам, входящим в состав заявки на участие в электронном аукционе согласно статье 66 ФЗ N 44-ФЗ, где указано: "Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 закона N 44-ФЗ, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 закона N 44-ФЗ одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 закона N 44-ФЗ в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке".
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 6 статьи 66 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией Кемеровского УФАС России была проанализирована аукционная документация и установлено, что описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ. В описание объекта закупки входит Техническое задание, в котором указаны наименование конкретных работ, их характеристики, объем закупаемых работ, требования к товару, работам, услугам и их результатам.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Довод заявителя ООО "Аспект" о том, что в аукционной документации отсутствует положительное заключение о проверке достоверности сметной стоимости признан Комиссией Кемеровского УФАС России на основании следующего:
В соответствии с п.1 ст.48 ГрК РФ, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю.
Согласно ст. 1 ГрК РФ, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Объектом закупки является выполнение работ по благоустройству (ремонту) территории, прилегающей к зданию по адресу: просп. Октябрьский, 80 в г. Кемерово.
Таким образом, у Заказчика нет обязанности осуществлять закупку согласно проектной документации и проводить проверку достоверности сметной стоимости.
Довод заявителя ООО "МОСТСИТИПРОЕКТ" о том, что заказчик не опубликовал надлежащую инструкцию по заполнению заявки признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:
В разделе III инструкции участникам закупки документации об электронном аукционе установлен порядок подготовки заявок на участие в электронном аукционе, в соответствии с которым участникам закупки разъяснено, что должна содержать первая и вторая части заявки согласно положениям частей 3 и 5 статьи 66 ФЗ N 44-ФЗ.
Дополнительно в пункте 11 раздела III инструкции участникам закупки документации об электронном аукционе указаны требования к содержанию заявки участника.
В данной Инструкции разъяснено, что сведения, которые содержатся в заявках участников закупки, не должны допускать двусмысленных толкований, а также должны отсутствовать неоднозначности в описании товаров, в том числе товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг (слова и фразы "и так далее", "так же для других пунктов", "или эквивалент", "или аналог", "согласны", "не более", "не менее", "более", "менее" и т.п., за исключением случаев, если характеристики товаров, в том числе товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг сопровождаются указанными словами согласно требований технических регламентов, ГОСТов, иных документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации). Если в тексте вышеуказанных сведений участником закупки используются сокращения, нестандартные термины, то должна быть приведена их расшифровка.
При заполнении первой части заявки участник закупки руководствуется следующим правилом заполнения заявки с учетом положений, изложенных в абзаце третьем настоящего пункта - в случае перечисления характеристик через запятую, точку с запятой или союз "И" означает, что используются все перечисленные характеристики.
При наличии в описании объекта закупки характеристик товара, сопровождающихся словами "от" и/или "до" предложение участника закупки с указанием слов "от" и/или "до" будет расцениваться как представление конкретных показателей товара.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ
Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Довод заявителя ООО "Новая Линия" о том, что характеристики как "марка", указанной в позициях N 27, 24, 75, 86, 106 Технического задания, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:
Согласно пункта 1.3.2 ГОСТ 26633-91. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия для бетона конструкций, запроектированных до ввода в действие СТ СЭВ 1406 (при нормировании прочности по маркам), установлены следующие марки:
- по прочности на сжатие: М50; М75; Ml00; Ml50; М200; М250; М300; М350; М400; М450; М500; М550; М600; М700; М800; М900; Ml000.
В позициях технического задания N 24, 75, 89, 106 указана марка щебня согласно пункту 4.4.2. ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
Марка по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород |
Потеря массы при испытании щебня, % |
|
В сухом состоянии |
В насыщенном водой состоянии |
|
1200 1000 800 600 400 300 200 |
До 11 вклюс. Св. 11 до 13 "13" 15 "15" 19 "19" 24 "24" 28 "28" 35 |
До 11 включ. Св. 11 до 13 "13" 15 "15" 20 "20" 28 "28" 38 "38" 54 |
Довод заявителя ООО "Новая Линия" о том, что заказчиком в пункте 37 Технического задания не указаны требования к марке морозостойкости бетона в стандартном виде признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:
Морозостойкость бетона (согласно ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия") по первому и второму базовому методу указывают, согласно п.4.3.2 в соответствии с нормами проектирования и указывают в проектной и технологической документации, стандартах и технических условиях на изделия и конструкции.
В случае выполнения работ по благоустройству территории марка по морозостойкости крупного заполнителя указывается в соответствии с пунктом 4.7.14 ГОСТ 26633-2015, а именно:
|
|
|
|
Среднемесячная температура наиболее холодного месяца, °С |
От 0°С до минус 10°С |
От минус 10°С до минус 20°С |
Ниже минус 20°С |
Марка по морозостойкости щебня и гравия |
F100 |
F200 |
F300 |
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОСТСИТИПРОЕКТ" на действия заказчика - Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово при проведении электронного аукциона N 0339300000119000785 "Выполнение работ по благоустройству (ремонту) территории, прилегающей к зданию по адресу: просп. Октябрьский, 80 в г. Кемерово" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Аспект" на действия заказчика - Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово при проведении электронного аукциона N 0339300000119000785 "Выполнение работ по благоустройству (ремонту) территории, прилегающей к зданию по адресу: просп. Октябрьский, 80 в г. Кемерово" необоснованной.
3. Признать жалобу ООО "КС-Строй" на действия заказчика - Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово при проведении электронного аукциона N 0339300000119000785 "Выполнение работ по благоустройству (ремонту) территории, прилегающей к зданию по адресу: просп. Октябрьский, 80 в г. Кемерово" необоснованной.
4. Признать жалобу ООО "Новая Линия" на действия заказчика - Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово при проведении электронного аукциона N 0339300000119000785 "Выполнение работ по благоустройству (ремонту) территории, прилегающей к зданию по адресу: просп. Октябрьский, 80 в г. Кемерово" необоснованной.
5. Производство по делу N 042/06/64-1606/2019 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: <_>.
Члены комиссии: <_>.
<_>.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 30 сентября 2019 г. N 042/06/64-1606/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.10.2019