Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика ГАУ "Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан" - <_> (доверенность от 25.10.2019 г. Nб/н), <_> доверенность от 25.10.2019 г. Nб/н), в отсутствии заявителя <_>, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленной надлежащим образом, рассмотрев жалобу <_> (вх. N17004/ж от 17.10.2019 г.) на действия заказчика ГАУ "Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан" при проведении закупки N31908382630 на предмет: "Реализация проектов повышения производительности труда предприятий Республики Татарстан с использованием инструментов бережливого производства",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого запроса предложений N31908382630 на предмет: "Реализация проектов повышения производительности труда предприятий Республики Татарстан с использованием инструментов бережливого производства" было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru - 09.10.2019 года.
Начальная (максимальная) цена договора - 4 500 000,00 рублей.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением действующего законодательства.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. "О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении вышеуказанной закупки заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУ "Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан", утвержденным Решением Наблюдательного совета от 31.10.2018 г.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В документации заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, их содержание и значимость:
Цена договора
2. Квалификация участников закупки, в том числе опыт работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
Расшифровка показателей критерия "Квалификация участников закупки, в том числе опыт работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
а) Показатель: Наличие исполненных договоров в предметной области закупки (НЦБ(Ид))
Подтверждается количеством успешно исполненных (без штрафов, с приложением актов оказания услуг) соглашений (договоров/контрактов) в предметной области закупки (за три предшествующих года). В случае отсутствия в заявке информации для оценки по соответствующему показателю, выставляемое по данному показателю количество баллов равняется 0 (нуль).
Комиссия оценивает опыт участника открытого конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема путем изучения данных, представленных в заявке участника конкурса, в случае их наличия.
Представленный договор в отсутствие актов сдачи-приемки услуг (протоколов о выполнении мероприятий) по нему (в отношении всех этапов), не будет считаться подтверждением опыта участника открытого конкурса. Заказчик вправе осуществить проверку представленных сведений о договорах.
Порядок оценки заявок по показателю:
В соответствии с настоящим показателем оцениваются предложения участников закупки о количестве работ и услуг сопоставимого характера и объема в предметной области запроса предложений (за три предшествующих года), включая полученные ранее результаты интеллектуальной деятельности, представляющие собой задел по предметной области запроса предложений. В случае отсутствия в заявке информации для оценки по соответствующему показателю, выставляемое по данному показателю количество баллов равняется 0 (нуль).
Заявке, в которой представлено лучшее предложение участника о количестве работ и услуг сопоставимого характера и объема в предметной области запроса предложений, включая результаты интеллектуальной деятельности, представляющие собой задел по предметной области запроса предложений, соответствующее установленному содержанию показателя, присваивается максимальное значение показателя, остальным заявкам присваивается балл, равный отношению:
НЦБ(Ид) = Ид \x{00d7} 100 \x{00d7} (Ki/Kmax),
где Ki - предложение участника о количестве работ и услуг сопоставимого характера и объема в предметной области запроса предложений, включая результаты интеллектуальной деятельности, представляющие собой задел по предметной области запроса предложений, соответствующее установленному содержанию критерия, в Заявке i-го Участника. Максимальная оценка - 100 баллов;
Kmax - максимальное предложение из предложений участников о количестве работ и услуг сопоставимого характера и объема в предметной области запроса предложений, включая результаты интеллектуальной деятельности, представляющие собой задел по предметной области запроса предложений, соответствующее установленному содержанию показателя сведения о которых представлены в заявке, получившей максимальное значение показателя. Максимальная оценка - 100 баллов;
Ид - коэффициент значимости показателя (0,30).
б) Показатель: Количество предприятий, в которых оказывались услуги в предметной области закупки (за три предшествующих года) (НЦБ (Кп))
Подтверждается количеством успешно исполненных (без штрафов, с приложением актов оказания услуг) соглашений (договоров/контрактов) в которых оказывались услуги в предметной области закупки (за три предшествующих года). В случае отсутствия в заявке информации для оценки по соответствующему показателю, выставляемое по данному показателю количество баллов равняется 0 (нуль).
Считается количество уникальных предприятий, которым оказывались услуги в рамках соглашений (договоров/контрактов) в которых оказывались услуги в предметной области закупки (за три предшествующих года).
Порядок оценки заявок по показателю:
Заявке, в которой представлено лучшее предложение об уровне проведенных работ и наиболее высоких характеристиках успешности в предметной области запроса предложений, соответствующее установленному содержанию показателя, присваивается максимальное значение показателя, остальным заявкам присваивается балл, равный отношению:
НЦБ(Кп) = Kп \x{00d7} 100 \x{00d7} (Ki/Kmax),
где Ki - предложение участника об уровне проведенных работ и наиболее высоких характеристиках успешности в предметной области запроса предложений, соответствующее Стр. 26 из 56 Документация к извещению о запросе предложений установленному содержанию критерия, в Заявке i-го Участника. Максимальная оценка - 100 баллов;
Kmax - максимальное предложение из предложений участников об уровне проведенных работ и наиболее высоких характеристиках успешности в предметной области запроса предложений, соответствующее установленному содержанию показателя сведения о которых представлены в заявке, получившей максимальное значение показателя. Максимальная оценка - 100 баллов;
Кп - коэффициент значимости показателя (0,20).
в) Показатель: Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (тренер консультантов, тренер-методолог) (НЦБ (Тр))
В соответствии с настоящим показателем оцениваются сведения о кадровом и привлекаемом составе участника закупки и его достаточность для достижения целей работы. В случае отсутствия в заявке информации для оценки по соответствующему показателю, выставляемое по данному показателю количество баллов равняется 0 (нуль).
Порядок оценки заявок по показателю:
Заявке, в которой представлены сведения о наибольшем кадровом и привлекаемом составе, соответствующие установленному содержанию показателя, присваивается максимальное значение показателя, остальным заявкам присваивается балл, равный отношению:
НЦБ(Тр) = Тр \x{00d7} 100 \x{00d7} (Ki/Kmax),
где Ki - предложение участника по кадровому составу, соответствующее установленному содержанию критерия, в Заявке i-го Участника. Максимальная оценка - 100 баллов;
Kmax - максимальное предложение из предложений участников по кадровому составу, соответствующее установленному содержанию показателя сведения о котором представлены в заявке, получившей максимальное значение показателя. Максимальная оценка - 100 баллов;
Тр - коэффициент значимости показателя (0,50).
Порядок определения количества баллов, выставляемых каждой заявке - методом экспертных оценок. Метод экспертных оценок заключается в логико-интуитивном анализе экспертом представленной в заявке информации по каждому показателю критерия для качественной и количественной оценки, вынесения заключения на основе профессионального, научного и практического опыта с учетом степени соответствия представленных данных (количественных и качественных характеристик) предметной области запроса предложений.
Согласно пояснениям заказчика, "Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, их содержание и значимость" Документации к извещению о проведении запроса предложений сформулированы в соответствии с п.11 Раздела I "Общие положения" "Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Порядок определения количества баллов, выставляемых каждой заявке, приведенный в Документации к извещению о проведении запроса предложений, основывается не на методе логико-инструментального, а на методе экспертных оценок.
Метод экспертных оценок заключается в логикоинтуитивном анализе экспертом представленной в заявке информации по каждому показателю критерия для качественной и количественной оценки, вынесения заключения на основе профессионального, научного и практического опыта с учетом степени соответствия представленных данных (количественных и качественных характеристик) предметной области запроса предложений.
Общее требование к оценке по нестоимостным критериям предусмотрено п.20 Правил. Такая оценка осуществляется в порядке, установленном п.21-24 Правил, за исключением случаев, в том числе, установления шкалы оценки.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Закон о закупках, а также Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 не регламентируют какие именно критерии и порядок оценки должны быть установлены в закупочной документации.
Заказчик устанавливает показатели для оценки заявок, критерии и порядок оценки ввиду необходимости определения лучших условий исполнения контракта.
Учитывая, что действия заказчика по установлению критериев и порядка оценки заявки участников соответствуют требованиям действующего законодательства, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу <_> (вх. N17004/ж от 17.10.2019 г.) на действия заказчика ГАУ "Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан" при проведении при проведении закупки N31908382630 на предмет: "Реализация проектов повышения производительности труда предприятий Республики Татарстан с использованием инструментов бережливого производства", необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 31 октября 2019 г. N 016/07/18.1-1861/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.10.2019