Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ОАО "АЗК Строй Групп" (далее также - Заявитель, Общество) на действия АО "Мосэнергосбыт" (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации для нужд АО "Мосэнергосбыт" (реестровый N 31908094754, далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированные неправомерным отклонением заявки ООО "АЗК Строй Групп от участия в процедуре Закупки.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт, ЕИС).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о конкурентной закупке должна содержать требования к участникам такой закупки.
В соответствии с протоколом заседания Закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок на участие в Закупке от 30.08.2019
N 16414/ОК-ПРВЧ заявка ООО "АЗК Строй Групп" отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям:
"Предложение ООО "АЗК Строй Групп" (127521, г. Москва, 12-й пр-зд Марьиной рощи, д.9, стр.1, ИНН 7717699730, КПП 771701001) не отвечает условиям закупки, поскольку содержит существенные нарушения требований Закупочной документации: П. 5.1.1 ТЗ (часть 1) не соответствует - отсутствует сотрудник с высшим пожарно-техническим образованием. П. 5.1.2 ТЗ не соответствует. В наличие 6 сотрудников (вместо 8), состоящих на штатных должностях в данной организации и осуществляющих монтаж и обслуживание систем безопасности, имеющих минимальный стаж работы не менее 3-х лет, имеющих высшее техническое образование. У представленных сотрудников отсутствуют или просрочены свидетельства о повышении квалификации в области пожарной безопасности). П. 5.1.4 ТЗ не соответствует. В наличии только 3 сотрудника (вместо 6) с подтвержденным документами допуска к работе на высоте 2 группы (Шатов А.Г., Чабровский А.С., Наумов О.Г.). П.5.1.5 ТЗ не соответствует. Хотя в наличии приказ о создании ремонтно-восстановительных бригад с указанием ФИО (3 бригады по 2 человека - соответствуют требованиям ТЗ) все 6 сотрудников не соответствуют ТЗ - только у 5 человек (вместо 6) стаж более 3 лет (Гранит П.П. - стаж менее 3-х лет), все свидетельства о повышении квалификации в области ПБ отсутствуют или просрочены, допуск к работе в электроустановках напряжением до 1000 В только у 3 человек (Чабровский А.С., Гранит П.П., Рыбаков А.В.), у остальных 3 сотрудников протокол по допуску в наличии, а удостоверения отсутствуют (Власкин В.П., Додонов С.О., Мамонов С.В.).
На основании условий ТЗ (пп. 5.1.5, 5.2.1, 5.2.2 ТЗ) 16.08.2019 представителем Заказчика закупки был осуществлён выезд к Участнику закупки по указанному в Справке о МТР адресу (отв. от Участника Евтухов В.Б.. адрес офиса, склада - г. Москва, Ростовская наб., д. 5) на предмет проверки физического наличия вышеуказанных пунктов ТЗ. В результате выезда установлено отсутствие ремонтно-восстановительных бригад (со слов представителя Участника они на выезде). По результатам выезда составлен акт. Количество сотрудников участника в Справке о кадровых ресурсах (51 человек) не соответствует Штатному расписанию (29 человек). П. 5.2.1 ТЗ не соответствует. У Участника в Справке о материально-технических ресурсах отсутствует указание количества систем безопасности, находящихся в резерве на складе. По результатам выезда 16.08.2019 представителем Заказчика закупки к Участнику было выявлено отсутствие резерва оборудования по указанному адресу (г. Москва, Ростовская наб., д. 5) и получена информация, что склад находится в контейнере по другому адресу: г. Москва, ул. Промышленная, д. 11. П. 5.2.2 ТЗ не соответствует. Не представлен договор аренды по указанным в закупочной документации адресам (в наличии только акты приема-передачи) - актуальность срока аренды оценить не представляется возможным. Кроме того во время встречи по указанному в Справке о МТР адресу: г. Москва, Ростовская наб., д. 5 было выяснено, что у Участника отсутствует своя оперативная дежурная смена не менее одного оператора с круглосуточным режимом работы, наличие пульта централизованного наблюдения ПЦН. Данную услугу для Участника выполняет другая организация. По результатам выезда составлен акт. П. 5.4 ТЗ не соответствует - отсутствуют разрешения в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 и регистрация в реестре ФСА. П. 5.7 ТЗ не соответствует. В представленной Справке о выполнении аналогичных договоров и копиях договоров отсутствует опыт по обслуживанию, ремонту системы контроля и управления доступа. Не представлены рекомендации организаций, в которых устанавливались системы безопасности; представленная в составе заявки на участие в закупке справка о цепочке собственников не соответствует утвержденной форме 22 (п.10.22.1. закупочной документации - нет типового текста под таблицей; ИНН контрагента в справке о цепочке собственников не соответствует данным ФНС РФ)".
Комиссия изучив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимосвязи установила следующее.
В соответствии с пунктом 5.1 Технического задания Закупочной документации к участникам Закупки установлено требование о наличие кадровых ресурсов и их квалификации, в том числе наличие сотрудника с высшим пожарно-техническим образованием; наличие 8 сотрудников, состоящих на штатных должностях в данной организации иосуществляющих монтаж и обслуживание систем безопасности, имеющих минимальный стаж работы не менее 3-х лет, имеющих высшее техническое образование; наличие не менее чем у 6 сотрудников допуска к работе на высоте 2 группы; наличие не менее трех мобильных ремонтно-восстановительных бригад.
Также в соответствии с пунктом 5.2 Технического задания Закупочной документации установлено требование о наличии у участников материально-технических ресурсов, например, таких как наличия производственных мощностей, оборудования и материалов, необходимых для производства работ, наличие офиса с размещением оперативной дежурной смены.
Комиссия отмечает, что соответствующие требования могли быть установлены Заказчиком непосредственно к исполнителю договора об обеспечении с его стороны определенных кадровых ресурсов и производственных мощностей на этапе исполнения обязательств по договору.
Вместе с тем, оценивая указанные требования, Комиссия считает их избыточными в качестве обязательного их применения к участникам Закупки, поскольку отсутствие у участника на момент подачи заявки требуемых кадровых ресурсов или производственных мощностей не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Закупки, поскольку такие сотрудники и производственные мощности могут быть привлечены участником после подведения итогов в случае признания участника победителем Закупки, в связи с тем, что установление таких требований налагает дополнительные обязательства на участников для целей принятия участия в Закупке.
При этом со стороны заказчика не приведено обоснования установления данных требований именно к участнику конкурентной процедуры, тем более на этапе подачи заявок на участие в ней, а не к исполнителю принимаемых обязательств.
При этом право заказчика на установление подобных условий исполнения обязательств по договору не умаляется контрольным органом, поскольку заказчик не лишен возможности на этапе исполнения обязательств запросить необходимую информацию о наличии у исполнителя необходимых ресурсов. Однако заказчик в настоящем случае посчитал возможным установить указанные требования к участникам закупки на этапе подачи заявки, что может служить фактором ограничения возможности участия в процедуре.
В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного 16.05.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
В свою очередь, обоснованность ограничения конкуренции посредством установления спорных требовании в Закупочной документации должна быть доказана со стороны заказчика, как равно и невозможность проведения закупки без предъявления соответствующих требований непосредственно к участнику закупки. Также Комиссия Управления принимает во внимание, что заказчик, выбирая форму проведения закупки посредством проведения конкурса, не лишен был возможности установить соответствующие требования в качестве критерия оценки заявки участника закупки, что позволило бы обеспечить права большего количества субъектов малого и среднего предпринимательства при участии в закупке.
На основании изложенного, Комиссия Управления, приняла решение о признании довода жалобы заявителя в рассмотренной части обоснованной, а в действиях заказчика усматривается нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Также основаниями для отклонения заявки Общества послужило отсутствие опыта аналогичных работ, рекомендаций организаций, справки о цепочке собственников (бенефициаров).
В соответствии с пунктом 5.7 Технического задания Закупочной документации Заказчиком установлено требование о наличии у участника опыта услуг по техническому обслуживанию, монтажу систем видеонаблюдения, охранно-пожарных систем, контроля и управления доступом, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и других чрезвычайных ситуациях, пультового оборудования в системе охранно-пожарной сигнализации, охранной сигнализации, проведения ремонтных работ по вышеуказанным системам в объёмах, не менее 3-х лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участкам закупки.
В связи с этим установление дополнительного механизма отбора, который способен исключить из числа возможных участников Закупки лиц, имеющих как соответствующие намерения, так и соответствующие возможности, не может отвечать правилам и принципам проведения закупок, установленным в законодательстве.
При этом Заказчик в целях выбора исполнителя лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, вправе установить необходимые требования в качестве критериев оценки заявок, установив соответствующий порядок оценки, при котором участнику, не имеющему достаточное количество опыта будет присвоено ноль баллов по данному показателю.
В данном случае Комиссия считает неправомерным установление в качестве основания допуска требования о наличие у участника опыта оказания услуг, так как это искусственно сужает круг потенциальных участников закупочной процедуры, что не отвечает принципам закупочной деятельности. При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что требования, установленные Заказчиком нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и не отвечают принципам закупочной деятельности.
В соответствии с пунктом 4.16.6 Закупочной документации Участник закупки не допускается Закупочной комиссией к дальнейшему участию в закупке в том числе в случае -не предоставления участником Закупки справки о цепочке собственников (до конечных бенефициаров) и комплекта подтверждающих документов в отношении сведений представленных в справке о цепочке собственников по форме и в соответствии с инструкциями указанными в настоящей закупочной документации.
При этом представление сведении\x{0306} о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Также Комиссия обращает внимание на проведение Заказчиком выездной проверки на соответствие указанных в заявке сведений, которое не регламентировано ни Законом о закупках, ни Положением о закупках или Закупочной документацией.
При этом Комиссия также учитывает и тот факт, что проводимая проверка (возможность ее проведения) с безусловностью может лишить потенциального участника Закупки выраженного намерения подать заявку, так как при такой проверке возможно, кроме прочего, нарушение используемого таким лицом режима производственной и коммерческой тайны, раскрытие секретов производства вне зависимости от заверений (даже документально зафиксированных) Заказчика и его представителей об обратном.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в проведении Заказчиком выездной проверки в отношении участников Конкурса, нарушают подпункт 2 пункт 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем в ходе заседания Комиссией было установлено, что согласно сведениям из ЕИС по результатам Закупочной процедуры по лоту был заключен договор от 20.09.2019 N 923264 (далее - Договор).
Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Аналогичное требование установлено пунктом 22.1 Положения о закупках.
Таким образом, Законом о закупках и Положением о закупках предусмотрено, что заключение договора по итогам Закупки возможно не ранее определенного срока со дня размещения в ЕИС итогового протокола.
Вместе с тем, как установила Комиссия, Итоговый протокол размещен в ЕИС 23.09.2019, то есть без соблюдения указанного требования, что свидетельствует о нарушении требований части 15 статьи 3.2 Закона о закупках и пункта 22.1 Положения о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку Договор, заключенный по итогам проведения Аукциона, заключен с нарушением части 15 статьи 3.2 Закона о закупках и пункта 22.1 Положения о закупках, он является ничтожным в силу части 2 статьи 168 ГК РФ, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствуют препятствия для выдачи Заказчику предписания о пересмотре заявок участников без учета неправомерных требований Закупочной документации к участникам Закупки.
Резюмируя изложенное и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АЗК Строй Групп" (ОГРН: 1117746375581, ИНН: 7717699730) на действия АО "Мосэнергосбыт" (ОГРН: 1057746557329, ИНН: 7736520080) при проведении Закупки обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 15 статьи 3.2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 22.1 Положения о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-10975/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
03.10.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 03.10.2019 N 077/07/00-10975/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО "Мосэнергосбыт" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации для нужд АО "Мосэнергосбыт" (реестровый N 31908094754, далее - Закупка), а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт)
в сети Интернет.
Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения заявок, сопоставления ценовых предложений, подведения итогов Закупки.
Заказчику провести рассмотрение поступивших заявок с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 03.10.2019 N 077/07/00-10975/2019.
Оператору электронной торговой площадки - АО "ТЭК-Торг", обеспечить возможность исполнения настоящего предписания Заказчиком.
Заказчику завершить процедуру Закупки в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 25.11.2019.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 28.11.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи (изготовления в полном объеме).
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 октября 2019 г. N 077/07/00-10975/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.10.2019