Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ОАО "СпецМаш" (далее также - Заявитель, Общество) на действия АО "Концерн Росэнергоатом" (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку вышибных панелей (реестровый N 31908182996, далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная неправомерным отклонением заявки ОАО "СпецМаш"
от участия в процедуре Закупки.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей, участвующих в, деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт, ЕИС).
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о конкурентной закупке должна содержать требования к участникам такой закупки.
Согласно протоколу очного заседания Закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии Закупки от 12.09.2019 N 2/31908182996 заявке
ОАО "СпецМаш" отказано в допуске к дальнейшему участию на основании подпунктов "а", "в" пункта 8.3 приложения N 12 Положения о закупках и подпункта "а" пункта 8.3 части 2 тома 1 Закупочной документации, а именно:
- не представлены документы, подтверждающие опыт выполнения договоров в соответствии с требованиями пункта 2.2 и 3.3 раздела 2 части 1 тома 1 Закупочной документации;
- разрешительный документ (лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору у УДЛ), представленный в составе заявки
и ответ на запрос не дает право на изготовление оборудования по предмету Закупки
(в соответствии с томом 2 "Техническая часть" Закупочной документации) в соответствии с требованием пункта 3.1 раздела 2 части 1 тома 1 Закупочной документации.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимосвязи, установила следующее.
Согласно пункту 2.2 раздела 2 части 1 тома 1 Закупочной документации к участникам предъявлено требование о наличие опыта поставок (учитывается только опыт участника; опыт иных лиц, привлекаемых участником для исполнения договора, не учитывается): участник должен иметь в рамках заключенных договоров, завершенных в 2016 - 2019 гг., опыт поставки оборудования 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности по НП-001 на общую сумму не менее 20 954 тыс. рублей без НДС.
Также пунктом 3.3 раздела 2 части 1 тома 1 Закупочной документации установлено требование о наличии у участника опыта изготовления:
Изготовитель, указанный в заявке участника как изготовитель предлагаемого оборудования, должен иметь в рамках заключенных договоров завершенные в 2016-2019 гг. работы по изготовлению оборудования, 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности по НП-001 в количестве не менее 1 (одной) единицы.
Как указывает в своих возражениях Заказчик, в справке об опыте выполнения договоров, участником были представлены документы, датируемые 2012-2013 гг., что не соответствовало требованиям пункта 2.2 раздела 2 части 1 тома 1 Закупочной документации по временному диапазону.
Относительно договора Общества от 21.03.2019, заключенного между
АО "ЦС "Звездочка" и ОАО "СпецМаш", Заказчиком было указано, что в нарушение пункта 2.2 и пункта 3.3 раздела 2 части 1 тома 1 Закупочной документации участником не была представлена информация о классе безопасности поставленного оборудования по НП-001, не предоставлены планы качества, разработанные согласно федеральным правилам в области использования атомной энергии, подписанные представителем заказчика по договору.
Вместе с тем Комиссия оценивает доводы Заказчика критически в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участкам закупки.
При этом отсутствие у участника закупки опыта поставки исключительно оборудования 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности по НП-001 не может являться подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору в случае, если у него имеется опыт поставки идентичного оборудования не относящегося к вышеуказанным классам безопасности.
В связи с этим установление дополнительного механизма отбора, который способен исключить из числа возможных участников Закупки лиц, имеющих как соответствующие намерения, так и соответствующие возможности, не может отвечать правилам и принципам проведения закупок, установленным в законодательстве.
При этом Заказчик в целях выбора исполнителя лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, вправе установить необходимые требования в качестве критериев оценки заявок, установив соответствующий порядок оценки, при котором участнику, не имеющему достаточное количество опыта будет присвоено ноль баллов по данному показателю.
В данном случае Комиссия считает неправомерным установление в качестве основания допуска требования о наличие у участника опыта оказания услуг, так как это искусственно сужает круг потенциальных участников закупочной процедуры, что не отвечает принципам закупочной деятельности. При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки, что нарушает пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и не отвечает принципам закупочной деятельности.
Относительно второго основания отклонения Комиссия сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 3.1 раздела 2 части 1 тома 1 Закупочной документации российский изготовитель предлагаемого к поставке оборудования не ниже 3 класса безопасности по НП-001 должен иметь лицензии, действующие на момент открытия доступа к заявкам (если срок действия истек в связи с переносом срока окончания подачи заявок - действующие на момент изначально установленного в извещении о проведении закупки и закупочной документации срока окончания подачи заявок), выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, изготовителю оборудования, дающие право на изготовление оборудования по предмету закупки в соответствии с Томом 2 "Техническая часть" закупочной документации.
Как указал представитель Заказчика, в условиях действия лицензии, представленной Обществом отсутствовало наименование по предмету закупки в соответствии с томом 2 "Техническая часть" Закупочной документации.
Комиссия отмечает, что формально несоответствие наименования лицензии не может являться безусловным основанием для непринятия такой лицензии и равно являться основанием для отказа в допуске заявки участника с такой формулировкой.
В свою очередь пунктом 2.1 раздела 2 части 1 тома 1 Закупочной документации Заказчиком также предъявлено требование о наличии права распоряжения предлагаемым оборудованием (по номенклатуре спецификации Тома 2 "Техническая часть") и/или согласия изготовителя данного оборудования, либо полномочного представителя такого изготовителя на предложение оборудования (по номенклатуре спецификации Тома 2 "Техническая часть") в рамках Закупки, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, проведения шеф монтажа в срок и на условиях настоящей закупочной документации.
Вместе с тем, изучив представленные лицензии Общества, Комиссия установила, что данные лицензии подтверждали право на изготовление продукции оборудования и являлись достаточными для допуска Заявителя к участию в Закупке.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и считает доводы жалоб обоснованными.
При этом Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания о пересмотре заявок участников без учета требования о наличии у участников опыта поставки, установленного как критерий допуска, а также в рассмотрении заявки Общества с учетом лицензий, представление в составе заявки которых является достаточным для дальнейшего участия в процедуре.
Резюмируя изложенное и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СпецМаш" (ОГРН: 1069847556481, ИНН: 7810083985) на действия АО "Концерн Росэнергоатом" (ОГРН: 5087746119951, ИНН: 7721632827) при проведении Закупки обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-11004/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
03.10.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 03.10.2019 N 077/07/00-11004/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО "Концерн Росэнергоатом (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку вышибных панелей (реестровый N 31908182996, далее - Закупка), а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт)
в сети Интернет.
Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения заявок, сопоставления ценовых предложений, подведения итогов Закупки.
Заказчику провести рассмотрение поступивших заявок с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 03.10.2019 N 077/07/00-11004/2019.
Оператору электронной торговой площадки - АО "Центр развития экономики", обеспечить возможность исполнения настоящего предписания Заказчиком.
Заказчику завершить процедуру Закупки в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 25.11.2019.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 28.11.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи (изготовления в полном объеме).
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 октября 2019 г. N 077/07/00-11004/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.10.2019