Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления Лебедевой С.Н., членов Инспекции - начальника отдела контроля закупок Катричевой Е.И., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Капраловой Т.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Спецтехстрой" (далее - ООО "Спецтехстрой", общество) - и.о. директора Дяткинского С.В., учредителя Дяткинской Г.З.:
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные Муниципальным общеобразовательным учреждением Ломовская средняя общеобразовательная школа (далее - МОУ Ломовская средняя общеобразовательная школа) в отношении ООО "Спецтехстрой", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Закон N 44-ФЗ) проверку факта уклонения участника закупки - ООО "Спецтехстрой", от заключения контракта на капитальный ремонт актового зала в здании школы по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, д. Дюдьково, д.16 (извещение N 0371300131319000053), в соответствии с Приказом Ярославского УФАС России от 23.10.2019 г. N 385,
установила:
в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ от заказчика поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Спецтехстрой", уклонившегося, по мнению заявителя, от заключения контракта на капитальный ремонт актового зала в здании школы по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, д. Дюдьково, д.16 (далее - контракт).
Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующему выводу.
Муниципальным казенным учреждением Рыбинского муниципального района Ярославской области "Центр бухгалтерского учета и отчетности" 23.09.2019 в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0371300131319000053 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт актового зала в здании школы по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, д. Дюдьково, д.16.
Начальная (максимальная) цена контракта 637123 рубля 20 копеек.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 03.10.2019, размещенного заказчиком в день его подписания в единой информационной системе, следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в данной закупке аукционная комиссия уполномоченного органа признала победителем этого аукциона участника закупки ООО "Спецтехстрой" (идентификационный номер заявки N 24), как участника, предложившего наименьшую цену контракта, и заявка которого признана комиссией соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Цена контракта, предложенная победителем аукциона (ООО "Спецтехстрой"), составила 465 400 рублей.
Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем (часть 10 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Порядок заключения контракта урегулирован статьёй 83.2 Закона N 44-ФЗ.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закон N 44-ФЗ, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ , указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры (часть 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ (часть 3 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи Закона N 44-ФЗ, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз; при этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона, при этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона N 44-ФЗ (часть 5 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ , победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ , подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица (часть 6 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (часть 7 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ ) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ , он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Как установлено на заседании Инспекции, протокол подведения итогов электронного аукциона N0371300131319000053 от 04.10.2019 опубликован в единой информационной системе 04.07.2019, следовательно, заказчик обязан направить проект контракта победителю закупки не позднее 14.10.2019.
На заседании Инспекции заказчиком представлена хронология действий по подписанию проекта контракта на электронной площадке с использованием единой информационной системы.
04.10.2019 заказчик разместил без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта.
В регламентированный срок (не позднее 14.10.2019 г.) подписанный ООО "Спецтехстрой" проект контракта не размещен на электронной площадке, а также документ, подтверждающий представление обеспечения исполнения контракта.
Заказчиком было принято решение о признании ООО "Спецтехстрой" уклонившимся от заключения контракта, поскольку ООО "Спецтехстрой" в установленный срок не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя и документ, подтверждающий представление обеспечение исполнения контракта, данное решение отражено в размещенном заказчиком в единой информационной системе 16.10.2019 протоколе признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона от 04.07.2019.
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
18.10.2019 заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России направлено заявление о включении сведений об ООО "Спецтехстрой" в реестр недобросовестных поставщиков (вх. N 6748 от 18.07.2019).
В ходе заседания Инспекции заказчик не настаивал на включении сведений об ООО "Спецтехстрой" в реестр недобросовестных поставщиков, более того, считает, что со стороны ООО "Спецтехтрой" отсутствуют признаки недобросовестного поведения, умышленные действия (бездействие), направленные на уклонение от заключения контракта.
В рамках заседания Инспекции представители ООО "Спецтехстрой" пояснили, что общество, подавая заявку на участие в рассматриваемом аукционе в электронной форме имело намерение заключить и исполнить контракт, однако, по независящим от последнего причинам подписать и представить обеспечение исполнения контракта в срок не позднее 14.10.2019 не представилось возможным, в частности, в период с 11.10.2019 по 14.10.2019 (то есть в регламентированный срок для подписания проекта контракта - до 23 часов 59 минут 14.10.2019) системный блок с настроенным клиент-банком ООО "Спецтехстрой" находился в ремонте (в подтверждение представлены: справка N 688/1 от 15.10.2019, выданная ИП Кирилловой О.Н., и платежное поручение N 81 от 18.10.2019).
До истечения регламентированного законом о контрактной системе срока подписания проекта контракта и представления обеспечения исполнения контракта (до 14.07.2019) ООО "Спецтехстрой" исполнена обязанность по получению обеспечения исполнения контракта: 09.10.2019 выдана банковская гарантия N 1445131 от банка АО АКБ "ЭКСПРЕСС-ВОЛГА" на сумму 23 270 рублей.
Между тем на заседании Инспекции установлено, что общество приступило к выполнению вышеуказанных работ согласно проектно - сметной документации, и по состоянию на 23.10.2019 ООО "Спецтехстрой" выполнено 30% от общего объема работ (что подтверждается справкой о выполнении в МОУ Ломовской СОШ от 23.10.2019).
Кроме того, общество, имея намерение исполнить обязательства по данному контракту, инициировало процедуру заключения договора субподряда с победителем закупки - ООО "Техстрой" (второй участник, признан победителем после признания ООО "Спецтехстрой" уклонившимся). В подтверждение представлен договор субподряда от 22.10.2019.
С учетом изложенного уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении сведений об определенном субъекте в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 11-12 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие подрядчика, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений об ООО "Спецтехстрой" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Кроме того, фактические обстоятельства дела (получение банковской гарантии; выполнение работ до заключения контракта; заключение договора субподряда с победителем закупки) свидетельствуют о намерении ООО "Спецтехстрой" заключить контракт (исполнить обязательства по контракту) и об отсутствии виновного и недобросовестного поведения со стороны участника закупки; в рассматриваемом случае нарушение участником закупки сроков подписания контракта не является безусловным основанием для вывода об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок
решила:
сведения, представленные Муниципальным общеобразовательным учреждением Ломовская средняя общеобразовательная школа (ИНН 7610041530, ОГРН 1027601118368), в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спецтехстрой" (ИНН 7610126110, ОГРН 1177627040073, адрес (место нахождения): 152901, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 12, офис 6), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Руководитель Инспекции |
С.Н. Лебедева |
Члены Инспекции |
Е.И. Катричева |
|
Т.С. Капралова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 октября 2019 г. N 143П-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.10.2019