Резолютивная часть решения оглашена
24.10.2019 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе: (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Главдеталь" (далее - Заявитель) на действия ООО "Газпром газораспределение Самара" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на номенклатурной группе "Шины, диски колесные" (Извещение N 31908352210) (далее - Запрос предложений, Закупка),
в присутствии
в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
15.10.2019 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Главдеталь" на действия Заказчика при проведении Закупки.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлены Заявитель, Заказчик и Организатор торгов в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, Заявитель считает, что отклонение его заявки от участия в Закупке является неправомерным. Заявителем в составе заявки на участие в запросе предложений не представлен Сертификат/Декларация, содержащий (ая) информацию о функциональных и качественных характеристиках товара (или части предлагаемого товара).
Заявитель также полагает, что заказчиком установлено незаконное требование к участнику закупки о необходимости предоставления документов, не предусмотренных документацией о закупке, а именно Сертификат/Декларация, содержащий (ая) информацию о функциональных и качественных характеристиках товара (или части предлагаемого товара).
На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику и Организатору торгов обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Заказчиком, Организатором закупки во исполнение уведомления о принятии жалобы к рассмотрению представлены письменные пояснения и документы, составленные в ходе организации и проведения Закупки.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. 30.09.2019 г. Заказчиком в ЕИС размещено извещение N 31908352210 о проведении Закупки (далее - Извещение) и документация о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2001 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, утвержденным ими положением о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня его утверждения.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Законом о закупках и Положением о закупках.
2. Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в ЕИС при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 3.2 Технического задания в составе документации о закупке качество товара должно отвечать требованиям ГОСТ, ОСТ и иных нормативно-правовых актов, установленным в Российской Федерации для данного товара и подтверждаться документами в соответствии с законодательством РФ. Товар должен отвечать требованиям Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2012 г. "О техническом регулировании" и Постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", а также отвечать требованиям Государственных и отраслевых стандартов.
Согласно пункту 5.3.1.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг заказчика документальным подтверждением соответствия товаров, работ, услуг требованиям, установленным Заказчиком, являются сертификаты соответствия и (или) иные документы, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 2.3.1.3 Документации установлено требование о предоставлении в составе заявки предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара (в том числе сертификаты качества и соответствия).
Согласно положениям пункта 1.6.1 Документации Организатор имеет право отклонить заявку участника на любом этапе проведения закупки при выявлении несоответствия предлагаемых участником товаров требованиям, установленным Документацией к товарам, являющимся предметом закупки, а также в случае отсутствия в составе заявки документов, определённых Документацией.
ООО "Главдеталь" в Описании поставляемого товара (Форма 12) и Коммерческом предложении (Форма 3) предложило к поставке эквивалент предмета закупки с техническими характеристиками в соответствии с Техническим заданием.
Однако в составе заявки отсутствовали Сертификаты соответствия на предлагаемую к поставке продукцию.
Таким образом, в действиях закупочной комиссии отсутствуют нарушения действующего законодательства в части признания заявки ООО "Главдеталь" несоответствующей требованиям документации о закупке.
3.Предметом осуществляемой закупки является поставка автомобильных шин, дисков колесных.
Вместе с тем, в число товаров, подлежащих обязательной сертификации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", шины, диски колесные не входят.
В силу части 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, сертификаты качества товара подлежат передаче одновременно с поставкой товара, являющегося предметом рассматриваемой закупки.
При этом, Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может не обладать информацией о соответствующих свойствах товара, предлагаемого к поставке, при заполнении заявки на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное требование является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе, приобрести соответствующий товар.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное положение документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 и нарушают пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Учитывая вышеизложенное, Комиссией Самарского УФАС России в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что рассматриваемая закупка проведена в форме запроса предложений. В силу части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
На участие в Закупке поступило две заявки от участников запроса предложений. Заявителем предложена более высокая цена по сравнению с другим участником закупки. При прочих равных условиях поставки Заявитель не может быть признан победителем.
Вышеуказанное нарушение Закона о закупках не повлияло на результаты закупки, в связи с чем предписание об устранении нарушений законодательства не выдается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Главдеталь" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 октября 2019 г. N 421-9601-19/7
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.10.2019