Заместитель руководителя управления ФАС по Алтайскому краю С.В. Скорик (656059, г. Барнаул, ул. Пролетарская 65), рассмотрев протокол и материалы дела N022/04/9.21-748/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица - СНТ "Солнечный" (ИНН2225029718, Змеиногорский тракт, 91-К, г. Барнаул, Алтайский край), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в присутствии председателя правления СНТ "Солнечный" -, в отсутствие потерпевшей - <****>, надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела,
УСТАНОВИЛ:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение <****>в отношении СНТ "Солнечный" (вх.N1811868 от 02.10.2018 г.) по вопросу препятствования с октября 2018 г. перетоку электрической энергии на объект, расположенный по адресу: <****>, г. Барнаул, Алтайский край.
Из документов и материалов, представленных в антимонопольный орган по рассматриваемому заявлению, следовало, что между ПАО "МРСК Сибири" и <****>заключен договор от 23.05.2018 г. N20.2200.1446.18 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: <****>.
Согласно информации, представленной ПАО "МРСК Сибири" в антимонопольный орган (вх.N1812698 от 22.10.2018 г.), 18.06.2018 г. рассматриваемый объект (жилой дом) технологически присоединен к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири".
На основании акта об осуществлении технологического присоединения от 18.06.2018 г. N7800434564 у сторон на границе балансовой ответственности находятся следующие технологически связанные элементы электрической сети:
ПАО "МРСК Сибири": ПС35/6 кВ "Обь" N9, ВЛ-6кВ Л-9-19 до опоры N50, опора N50;
СНТ "Солнечный": ВЛ-0,4 кВ фидер N4 от КТП 9-19-3, опора N4-18;
<****>: кабель от проводов ВЛ-0,4 кВ на опоре N4-18 до ВЩУ, ВЩУ, кабель от ВЩУ до РУ-0,4кВ в доме, электрооборудование заявителя.
Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <****>, имеет опосредованное технологическое присоединение к сетям сетевой организации через электрические сети СНТ "Солнечный", что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 18.06.2018 г. N7800434564.
Из информации АО "Алтайэнергосбыт" (вх.N1812892 от 25.10.2018 г.), следует, что <****> обратилась в адрес АО "Алтайэнергосбыт" с заявлением о заключении договора энергоснабжения жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, приложив технические документы, подтверждающие надлежащее технологическое присоединение, выданные сетевой организацией ПАО "МРСК Сибири".
На основании указанных документов со <****>был заключен договор энергоснабжения в устной форме в порядке ст. 540 ГК РФ (лицевой счет N 9004972854), согласно которому АО "Алтайэнергосбыт" осуществляет поставку электрической энергии в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <****>.
Передача электрической энергии потребителю осуществляется сетевой организацией через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие СНТ "Солнечный".
Между АО "Алтайэнергосбыт" (Продавец) и СНТ "Солнечный" заключен договор энергоснабжения от 01.03.2011 N 575 (далее - Договор), согласно которому АО "Алтайэнергосбыт" обязано осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а СНТ "Солнечный" обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
АО "Алтайэнергосбыт" не инициировало мероприятия по введению ограничения режима энергопотребления в отношении объектов СНТ "Солнечный" и <****>, заявки на ограничение (отключение) режима потребления электроэнергии в сетевую организацию не направлялись.
Задолженность за потребленную электроэнергию у <****>перед АО "Алтайэнергосбыт" отсутствует.
Из представленной информации <****>(вх.N192433 от 25.02.2019 г.), следует, что 02.09.2018 г. СНТ "Солнечный" было произведено отключение электрической энергии (кабельной линии) в отношении рассматриваемого объекта.
Далее, 13.10.2018 г. на основании уведомления АО "Алтайэнергосбыт" (исх. Nб/н от 19.09.2018 г.), поступившего в адрес ПАО "МРСК Сибири" (вх.Nб/н от 20.09.2018 г.), сетевой организацией был осуществлен выезд на место расположения рассматриваемого объекта, где было произведено повторное подключение объекта к электрическим сетям садоводства.
После этого, 16.10.2018 г. сотрудником ПАО "МРСК Сибири" была проведена проверка прибора учета электрической энергии <****>и установлена пломба, при этом напряжение в электрической сети садоводства имелось, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию от 16.10.2018 г.
Однако, согласно сведений <****>через час после осуществления мероприятий 16.10.2018 г. по допуску прибора учета в эксплуатацию, подача электрической энергии на объект заявителя вновь была прекращена.
Таким образом, с 16.10.2018 г. по настоящее время электрическая энергия в жилом доме <****> отсутствует.
Из информации СНТ "Солнечный" (вх.N194313 от 02.04.2019 г.), следует, что на основании решений общих собраний садоводов дачный сезон начинается ежегодно - с 01 мая по 30 сентября. В связи с чем, на территории садоводства электроснабжение подается сезонно, а именно в период с мая по сентябрь. Представителем СНТ "Солнечный" также давались пояснения, что электроснабжение рассматриваемого объекта фактически осуществлялось не от сетей садоводства.
В ходе рассмотрения обращения у ПАО "МРСК Сибири" была запрошена информация о фактической схеме подключения, в связи с чем, 18.02.2019 г. ПАО "МРСК Сибири" был составлен акт осмотра фактической схемы подключения рассматриваемого объекта <****>
Согласно акту осмотра от 18.02.2019 г., составленному ПАО "МРСК Сибири" в присутствии представителей: АО "Алтайэнергосбыт", представителя СНТ "Солнечный", <****>, установлено, что щит учета, принадлежащий <****>, установлен на опоре СНТ "Солнечный". Также имеется протянутый кабель от дома до щита учета, непосредственное подключение к линии садоводства не имеется, в связи с его отключением. Провода от щита учета <****> и линия садоводства имеется в наличии. Ввод в дом <****> выполнен согласно ПУЭ.
12.03.2019 г. ПАО "МРСК Сибири" было осуществлено подключение кабеля <****>к электрическим сетям садоводства согласно однолинейной схеме электроснабжения к акту об осуществлении технологического присоединения от 18.06.2018 г. N7800434564. По результату замера напряжения в электрической сети СНТ "Солнечный", указателем напряжения УН-1Н, установлено, что напряжение в электрических сетях СНТ "Солнечный" отсутствует, что также подтверждается актом возобновления режима потребления электрической энергии от 12.03.2019 г.
Таким образом, в электрической сети СНТ "Солнечный", с помощью которой осуществляется электроснабжение рассматриваемого объекта <****>, отсутствует электроснабжение.
Согласно справкам о расходе электрической энергии СНТ "Солнечный" за период с мая по декабрь 2018 г., а также счетам-фактурам, предъявленным АО "Алтайэнергосбыт" к оплате СНТ "Солнечный", следует, что в указанный период электрическая энергия потреблялась садоводством, в связи с чем, у СНТ "Солнечный" имелась возможность осуществлять переток электрической энергии до энергопринимающих устройств <****>, в зимний период, при наличии надлежащего технологического присоединения и договора энергоснабжения.
Управлением ФАС по Алтайскому краю установлено, что между ПАО "МРСК Сибири" и <****>имеется заключенный договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: <****>. Из акта об осуществлении технологического присоединения от 18.06.2018 г., следует, что жилой дом <****> имеет опосредованное технологическое присоединение к сетям сетевой организации через электрические сети СНТ "Солнечный". Технологическое присоединение рассматриваемого объекта было осуществлено ПАО "МРСК Сибири" к объекту электросетевого хозяйства СНТ "Солнечный" - опора N4-18 ВЛ - 0,4 кВ, фидер N4 от КТП-9-19-3, класс напряжения 0, 23 кВ. Однако, 12.03.2019 г. ПАО "МРСК Сибири" произведено повторное подключение объекта заявителя в соответствии с однолинейной схемой электроснабжения к акту об осуществлении технологического присоединения от 18.06.2018 г., в ходе которого установлено, что на электрических сетях садоводства, отсутствует электроснабжение. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что причиной отсутствия электрической энергии у потребителя, является отсутствие электрической энергии на электрических сетях садоводства в зимний период. При этом, АО "Алтайэнергосбыт" и ПАО "МРСК Сибири" не инициировали мероприятия по введению ограничения режима энергопотребления в отношении объектов СНТ "Солнечный" и <****>Задолженность за потребленную электроэнергию у <****>перед АО "Алтайэнергосбыт" отсутствует.
<****> сообщила в УФАС по Алтайскому краю о том, что электроснабжение рассматриваемого объекта восстановлено, в связи с переходом садоводства на летнюю схему электроснабжения.
Согласно статье 17 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к компетенции общего собрания членов садоводческого объединения, его правления и председателя правления не отнесено решение вопросов о подключении, подаче и прекращении подачи электрической энергии членам данного объединения либо лицам, ведущим садоводство в индивидуальном порядке.
Вместе с тем, согласно пункту 9 статьи 25 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам.
Основаниями для прекращения электроснабжения в соответствии со статьями 26, 38 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" являются: факт ненадлежащего технологического присоединения к электрическим сетям; аварийная ситуация на объектах электроэнергетики; ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии.
Иных оснований прекращения электроснабжения действующим законодательством не предусмотрено.
Абзацем 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
Переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа.
В силу пункта 3 Правил недискриминационного доступа, СНТ "Солнечный" обязано обеспечить недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии независимо от правовых отношений с потребителем электроэнергии, а также с энергосбытовыми и сетевыми организациями.
Следовательно, СНТ "Солнечный" как владелец объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства <****>, не вправе препятствовать перетоку электрической энергии данному потребителю электрической энергии.
При этом, из информации по рассматриваемому заявлению, установлено, что СНТ "Солнечный" фактически препятствует перетоку электрической энергии на рассматриваемый объект электроснабжения <****>при заключенном договоре энергоснабжения с АО "Алтайэнергосбыт".
Документами по рассматриваемому заявлению подтверждается, что земельный участок <****>, осуществляющей ведение садоводства, находится на территории товарищества, присоединение к электрическим сетям осуществлено на основании заключенного договора с сетевой организацией.
<****> является собственником земельного участка и дома, расположенного по адресу: <****>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.05.2015 г.
В данном случае энергоснабжающей организацией, осуществляющей подачу электрической энергии в СНТ "Солнечный" на момент отключения энергии на участке <****>, является АО "Алтайэнергосбыт", данные обстоятельства подтверждаются открытым лицевым счетом N 9004972854 на оплату электрической энергии по вышеуказанному адресу.
Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Следовательно, в рассматриваемом случае СНТ "Солнечный" как владелец объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства <****>, не вправе препятствовать перетоку электрической энергии данному потребителю электрической энергии.
В данном случае поставка электрической энергии на объект <****>осуществляется через объекты электросетевого хозяйства СНТ "Солнечный".
Наличие установленного технологического присоединения энергопринимающих устройств <****>к сетям сетевой организации (ПАО "МРСК Сибири") через объекты электросетевого хозяйства (СНТ "Солнечный"), в силу части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 6 Правил недискриминационного доступа обязывает СНТ "Солнечный" не препятствовать свободному перетоку электрической энергии через свои объекты электросетевого хозяйства.
При этом, ответственность за нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия СНТ "Солнечный", выразившиеся в препятствовании с октября 2018 г. по март 2019 г. перетоку электрической энергии на объект <****>, расположенный по адресу: <****>, нарушают пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункты 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, образуют состав административного правонарушения и влекут ответственность по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается протоколом по делу N022/04/9.21-748/2019 об административном правонарушении от 18.09.2019 г., а также и другими материалами дела.
Срок давности привлечения СНТ "Солнечный" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств нет.
Руководствуясь частью 1 статьи 9.21, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - СНТ "Солнечный" (ИНН2225029718, Змеиногорский тракт, 91-К, г. Барнаул, Алтайский край) виновным в совершении административного правонарушения, выразившиеся в препятствовании с октября 2018 г. по март 2019 г. перетоку электрической энергии на объект <****>, расположенный по адресу: <****>, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Применить к юридическому лицу - СНТ "Солнечный" меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
Частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.3 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из устава СНТ "Солнечный", утвержденного решением общего собрания учредителей (протокол N1 от 24.09.1995 г.), а также с учетом изменений внесенных решением общего собрания (протокол N129 от 13.05.2007 г.) следует, что оно является садоводческим некоммерческим товариществом, которое создано по решению граждан на добровольной основе.
Основными целями товарищества являются:
-наиболее полное и качественное содействие членами Товарищества решений социально-хозяйственных задач ведения садоводства;
-надлежащее содержание садовых участков и прилегающей территории и т.п.
Принимая во внимание, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность снижения минимального размера административного штрафа, а также учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, правовой статус товарищества как объединения граждан, характер нарушения требований, привлечение к административной ответственности СНТ "Прогресс" впервые, считаю возможным назначить административный штраф менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
Р/с N 40101810350041010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул
БИК банка получателя: 040173001
Реквизиты получателя:
ИНН: 2221022528, КПП: 222501001 Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)
ОКТМО: 01701000
Код дохода: 161 1 16 02010 01 6000 140
УИН:_____________________________.
Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу тел.8-(3852)-24-68-81.
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
На основании части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Дата вступления постановления в законную силу "____"________ 2019 г.
Дата выдачи постановления "___" ____________ 2019 г.
Срок предъявления постановления к исполнению - 2 года.
Заместитель руководителя управления
Советник государственной
гражданской службы РФ 1 класса Скорик С.В.
Копия постановления получена "_____"________________2019 г.
Копия постановления направлена "_____"________________2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 сентября 2019 г. N 022/04/9.21-748/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.09.2019