Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "НормативЭксперт" (далее - Заявитель) на действия МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Проектирование и строительство МБОУ СОШ в пос. Северный проезд 1-й Кипарисовый, 1 в г. Краснодаре"" (извещение N 0318300577619000053) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации.
Согласно представленным пояснениям, Заказчик с доводами Заявителя не согласен. Документация аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" проводился открытый конкурс в электронной форме: "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Проектирование и строительство МБОУ СОШ в пос. Северный проезд 1-й Кипарисовый, 1 в г. Краснодаре"" (извещение N 0318300577619000053).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 800 000,00 руб.
Заявитель указывает, что Заказчик включил в аукционную документацию требование о предоставлении Подрядчиком "рабочей документации со штампом департамента архитектуры и градостроительства".
Согласно положениям ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ч.2 ст.54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.п.3.3 "календарного плана работ" Раздела 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено:
"Предоставить Муниципальному заказчику согласованную проектно-сметную документацию стадии "Рабочая документация" в соответствии со "штампом" департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар. При согласовании проектно-сметной документации стадии "Рабочая документация", оплата осуществляется за счет средств проектировщика".
В соответствии ч.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии ч.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2015 г. по делу N А65-18409/2014: "Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, работе или услуги, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товару, работе или услуги".
В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А56-28868/2014 от 19.01.2015 г. (оставлено в силе постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.04.2015 г.): "_исходя из буквального толкования вышеприведенных положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности".
Заявитель указывает, что Заказчик уклонился от дачи разъяснений касаемо процедуры получения "штампа".
Согласно ч.7 ст.54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
Согласно ч.8 ст.54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно ч.9 ст.54.3 Закона о контрактной системе разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Заявителем ООО "НормативЭксперт" направлены запросы на разъяснение положений документации о закупке.
Заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе в сроки даны развернутые ответы на запросы.
Заказчик на Комиссии пояснил, что в своих запросах Заявитель не просил предоставить порядок такого согласования, а спрашивал законные основания установления такого требования.
Заявитель указывает, что Заказчиком нарушены положения ст.48 ГрК РФ.
В п.5.6 "Задания на проектирования" Раздела 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено:
Предварительное согласование проектных решений с заинтересованными ведомствами и организациями |
Проектировщик обеспечивает все необходимые согласования. На стадии изысканий направить в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар топографическую съемку территории выделенного земельного участка и осуществить ее согласование с собственниками сетей инженерно-технического обеспечения, попадающих в границы рассматриваемого земельного участка. До начала работ по разработке проектной документации разработать и представить на утверждение Муниципальному Заказчику эскизный проект, согласованный с департаментом образования администрации муниципального образования город Краснодар, департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар. На стадии разработки проектно-сметной документации стадии "Проектная документация" предоставить на рассмотрение и согласовать технологическое оборудование с департаментом образования администрации муниципального образования город Краснодар, а также, с управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в соответствии с действующим законодательством. Разработанную проектно-сметную документацию стадии "Проектная документация", до направления на государственную экспертизу, предоставить на рассмотрение Муниципальному заказчику. Разработанную проектно-сметную документацию стадии "Рабочая документация", до предоставления на рассмотрение Муниципальному заказчику, согласовать в соответствии со "штампом" департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, обеспечить оплату всех необходимых согласований. |
Согласно положений ч.13 ст. 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно положений ч.4 положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
В соответствии с календарным планом-графиком необходимо предоставить муниципальному заказчику согласованную в соответствии со "штампом" департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар проектно-сметную документацию стадии "Рабочая документация".
Градостроительный кодекс РФ и постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" распространяют своё действие на стадию "Проектная документация".
По объектам: Байбакова, Кипарисовый, Вознесенская, писателя Знаменского в заданиях на проектирование отсутствует требование о согласовании проектной документации.
Заказчик на Комиссии пояснил, что при разработке "рабочая документация" необходимо руководствоваться, в числе ГОСТ Р 21.1101-2013. Соответственно нормы ГрК РФ не нарушены. Штамп контроля трасс инженерных коммуникаций на предоставленную рабочую документацию ставится для согласования с сетевыми службами города в целях беспрепятственного строительства или корректировки "рабочей документации".
Согласно ч.1 ст.760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:
- выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;
- согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
- передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ;
- Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.
В связи с чем, требования документации не противоречат требованиям ст.760 ГК.
Департамент архитектуры и градостроительства г. Краснодар является органом местного самоуправления созданным для регулирования строительной деятельности, застройки, дизайна городской среды, и других видов деятельности, следовательно, согласование рабочей документации департаментом архитектуры позволит получить максимально эффективный результат закупки, наиболее полно удовлетворить потребности заказчика, реализовать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.
Таким образом, конкурсная документация соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НормативЭксперт" необоснованной.
Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300577619000053).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 октября 2019 г. N 023/06/54.1-2160/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.10.2019