Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления Лебедевой С.Н., членов Инспекции: начальника отдела контроля закупок Катричевой Е.И., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Капраловой Т.С.,
с участием:
от заказчика - государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Электронный регион" (далее - ГБУ ЯО "Электронный регион")- представитель по доверенности, Семеняка В. Н.
от участника рассматриваемой закупки - индивидуального предпринимателя Соколова С.В. (далее - ИП Соколов С.В.)
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные ГБУ ЯО "Электронный регион" в отношении ИП Соколова С.В. и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ) проверку факта уклонения победителя закупки, ИП Соколова С.В., от заключения контракта (извещение N 0171200001919001588) на выполнение работ по развитию региональной системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках разработки подсистемы внешнего взаимодействия с автоматизированной системой информационного обеспечения управления, заключенного с ГБУ ЯО "Электронный регион", в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 18.10.2019 N 369
установила:
16.10.2019 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ от государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Электронный регион" поступили сведения об ИП Соколове С.В., уклонившемся, по мнению заказчика, от заключения контракта на выполнение работ по развитию региональной системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках разработки подсистемы внешнего взаимодействия с автоматизированной системой информационного обеспечения управления (извещение N 0171200001919001588) (далее также - контракт).
Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
23.09.2019 года Департамент государственного заказа Ярославской области разместил на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) информацию о закупке в форме электронного аукциона (извещение N 0171200001919001588) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 950 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в рассматриваемом аукционе, размещенного 04.10.2019 года в единой информационной системе, следует, что электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и контракт заключается с индивидуальным предпринимателем Соколовым С. В.
Порядок заключения контракта определен статьей 83.2 Закона
N 44-ФЗ.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры (часть 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ (часть 3 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры; указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз; при этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона; при этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона N 44-ФЗ (часть 5 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица (часть 6 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (часть 7 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (часть 8 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Как было отмечено выше, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в рассматриваемом аукционе опубликован в единой информационной системе 04.10.2019.
09.10.2019 заказчиком в единой информационной системе размещен проект контракта на выполнение работ по развитию региональной системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках разработки подсистемы внешнего взаимодействия с автоматизированной системой информационного обеспечения управления.
Победителю ИП Соколову С.В. следовало подписать проект контракта не позднее 14.10.2019. Однако, как установлено, подписал его 15.10.2019, а также разместил на электронной площадке платежное поручение, подтверждающее внесение денежных средств на расчетный счет ГБУ ЯО "Электронный регион" в качестве обеспечения исполнения контракта.
15.10.2019 ИП Соколов С.В. признан уклонившимся от заключения контракта на основании части 13 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, то в установленные сроки не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, а также документы, подтверждающие представление обеспечения исполнения контракта.
На заседании Инспекции ИП Соколов С.В. пояснил, что подписание проекта контракта в установленный срок не состоялось по причине технической неисправности компьютера, предоставил Инспекции документы (уведомление от 21.10.2019 исх. N 2019102101 и справку от 17.10.2019 N 201910/СЦ-01-07) свидетельствующие, что с 9.10.2019 по 15.10.2019 в связи выходом из строя жесткого диска ноутбук находился в ремонте, электронная подпись, используемая для доступа к торговым площадкам, находилась на вышедшем из строя жестком диске в виде файлового контейнера, связи с чем ее использование было невозможно.
При этом в день получения ноутбука из ремонта победитель подписал проект контракта на электронной площадке, а также разместил на электронной площадке платежное поручение (N 38 от 15.10.2019), подтверждающее внесение денежных средств на расчетный счет ГБУ ЯО "Электронный регион" в качестве обеспечения исполнения контракта.
Особенностями документооборота при проведении электронного аукциона, предусмотренными законодательством о контрактной системе (применительно к электронному аукциону статьей 59 Закона N 44-ФЗ), является обмен информацией между участником электронного аукциона и заказчиком исключительно через электронную площадку в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника такого аукциона.
Так в силу положений статьи 59 Закона N 44-ФЗ проведение торгов в форме электронного аукциона обеспечивается оператором электронной площадки; совершение любых действий/операций на электронной торговой площадке технически строго регламентировано.
Как пояснил ИП Соколов С.В., принимая во внимание, что в регламентированный для подписания рассматриваемого проекта контракта срок, выполнить определенные мероприятия по подписанию последнего не представляется возможным, последний сообщил заказчику о сложившейся ситуации (аналогичная позиция озвучена на заседании Инспекции).
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России представлено заявление о включении сведений в отношении ИП Соколова С.В. в реестр недобросовестных поставщиков (вх. N 10192 от 16.10.2019).
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 11-12 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр; в случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 Правил; в рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение; в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; в ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие поставщика, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств; указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Инспекция Ярославского УФАС России, приняла во внимание, что ноутбук был в ремонте в течение всего периода, предназначенного для подписания проекта контракта ИП Соколовым С.В., а также намерение последнего заключить контракт (незамедлительное подписание проекта контракта после восстановления работоспособности ноутбука) полагает, что фактические обстоятельства дела и представленные ИП Соколовым С.В. доказательства и пояснения свидетельствуют об отсутствии виновного и недобросовестного поведения со стороны участника рассматриваемого аукциона.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств (уведомления от 21.10.2019 исх. N 2019102101 и справки от 17.10.2019 N 201910/СЦ-01-07, явно выраженное намерение на заключение контракта, отсутствие умысла на уклонение от заключения контракта), основания для включения ИП Соколов С.В. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок
решила:
сведения, представленные государственным бюджетным учреждением Ярославской области "Электронный регион" (ИНН 7606095476, ОГРН 1147606005447) в отношении ИП Соколова С.В. (ИНН 762703897071, ОГРНИП 76 N311762732000039), адрес: Ярославская область, Ярославский район, п. Красный Бор, ул. Мостецкая, д. 8, кв. 12, 150065 в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции Лебедева С.Н.
Члены Инспекции Катричева Е.И.
Капралова Т.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 октября 2019 г. N 140П-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.10.2019