Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителя от СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "Профильдоор-М" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 07.10.2019 вх. N 29833-ЭП/19) ООО "Профильдоор-М" на действия закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Закупочная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по устройству светопропускающих теплоизолированных ворот с автоматизированным электроприводом в здании цеха РиОПС на участках ТО1, ТО2, ДЗР и ТР (извещение N 31908300957), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
13 сентября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908300957 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по устройству светопропускающих теплоизолированных ворот с автоматизированным электроприводом в здании цеха РиОПС на участках ТО1, ТО2, ДЗР и ТР (далее - Закупка), включая документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Положение о закупках) в редакции от 18.06.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
7 928 616,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
13.09.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
23.09.2019 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
24.09.2019, 27.09.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196105, Санкт-Петербург, ул. Сызранская, д. 15. |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31908300957 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "Профильдоор-М" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП "Горэлектротранс" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Профильдоор-М" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/33046/19 от 10.10.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/33046/19 от 10.10.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке N 356/2019-ЭА от 01.10.2019 заявка ООО "Профильдоор-М" (порядковый номер заявки: N 220810) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: "Заявка N 220810, поданная ООО "Профильдоор-М", не соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, а именно:
участником не предоставлена опись представленных документов, заверенная подписью и печатью (при ее наличии) участника, что не соответствует требованиям подпункта 7.1.9.1 подпункта 7.1.9 пункта 7.1 статьи 7 документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
участником не предоставлена надлежащим образом оформленная в соответствии с формой, являющейся приложением N1 к аукционной документации, заверенная подписью и печатью (при ее наличии) участника заявка на участие в аукционе. Документ должен быть сканирован с оригинала, что не соответствует требованиям подпункта 7.1.9.2 подпункта 7.1.9 пункта 7.1 статьи 7 Документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
участником предоставлена справка, подтверждающая, что участник не находится в процессе ликвидации, в отношении него не осуществляется процедура банкротства, имущество участника не арестовано, экономическая деятельность не приостановлена, не подписанная руководителем и главным бухгалтером участника и не заверенная печатью участника, что не соответствует требованиям подпункта 7.1.9.7 подпункта 7.1.9 пункта 7.1 статьи 7 документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
участником предоставлена справка об отсутствии за период с 2016 года по настоящее время вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных не в пользу участника, по исковым требованиям о ненадлежащем исполнении участником своих обязательств по договорам (контрактам), заключенным по итогам торгов без подписи руководителя и главного бухгалтера, не удостоверенная печатью участника, что не соответствует требованиям подпункта 7.1.9.18 подпункта 7.1.9 пункта 7.1 статьи 7 Документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
участником предоставлена справка, подтверждающая участие (неучастие) участника за последние 3 года в судебных разбирательствах в качестве ответчика без подписи руководителя и главного бухгалтера, не удостоверенная печатью участника, что не соответствует требованиям подпункта 7.1.9.19 подпункта 7.1.9 пункта 7.1 статьи 7 Документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства".
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Пунктом 5.3.1 Документации установлено, что участник должен соответствовать обязательным требованиям аукционной документации. Заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания. Для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации в составе заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями аукционной документации.
Согласно п. 7.1.1 Документации аукционная заявка должна содержать всю требуемую в аукционной документации информацию и документы.
Как следует из п. 7.1.7 Документации, заявка на участие в аукционе должна состоять из двух частей.
В соответствии с п. 7.1.8 Документации вторая часть аукционной заявки должна содержать сведения об участнике аукциона, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в пункте 2 аукционной документации), а также документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением N 1 аукционной документации. Все документы, входящие в состав вторых частей, должны быть предоставлены в виде сканированных цветных копий с оригинала документа или в виде электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица органа, организации, изготовившего этот документ.
Согласно п. 7.1.9.1 Документации во второй части заявки на участие в Закупке должна быть представлена опись представленных документов, заверенная подписью и печатью (при ее наличии) участника.
На основании п. 7.1.9.2 Документации во второй части заявки на участие в Закупке должна быть представлена надлежащим образом оформленная в соответствии с формой, являющейся приложением N1 к аукционной документации, заверенная подписью и печатью (при ее наличии) участника заявка на участие в аукционе. Документ должен быть сканирован с оригинала.
Как следует из п. 7.1.9.7 Документации, во второй части заявки на участие в Закупке должна быть представлена справка, подтверждающая, что участник не находится в процессе ликвидации (для юридических лиц), в отношении него не осуществляется процедура банкротства, имущество участника не арестовано, экономическая деятельность не приостановлена, подписанная руководителем и главным бухгалтером участника и заверенная печатью участника.
В соответствии с п. 7.1.9.18 Документации во второй части заявки на участие в Закупке участник предоставляет справку об отсутствии за период с 2016 года по настоящее время вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных не в пользу участника, по исковым требованиям о ненадлежащем исполнении участником своих обязательств по договорам (контрактам), заключенным по итогам торгов, за подписью руководителя и главного бухгалтера, удостоверенной печатью участника.
Пунктом 7.1.9.19 Документации установлено, что во второй части заявки на участие в Закупке должна быть представлена справка, подтверждающая участие (неучастие) участника за последние 3 года в судебных разбирательствах в качестве ответчика, за подписью руководителя и главного бухгалтера, удостоверенной печатью участника.
На основании п. 7.1.4 Документации аукционная заявка участника, не соответствующая требованиям аукционной документации, отклоняется.
Пунктом 6.6.3.4 Документации установлено, что участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, в том числе: аукционная заявка не соответствует форме, установленной аукционной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям аукционной документации; документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями аукционной документации).
Представитель Организатора торгов пояснила, что заявка ООО "Профильдоор-М" была отклонена от участия в процедуре Закупки, так как заявка участника не соответствовала требованиям Документации, а именно:
участником не представлена опись представленных документов, заверенная подписью и печатью (при ее наличии) участника, что не соответствовало требованиям п. 7.1.9.1 Документации;
участник представил заявку на участие в Закупке, не подписанную руководителем и не заверенную печатью участника (при ее наличии), что не соответствовало требованиям п. 7.1.9.2 Документации;
участником представлена справка, подтверждающая, что участник не находится в процессе ликвидации (для юридических лиц), в отношении него не осуществляется процедура банкротства, имущество участника не арестовано, экономическая деятельность не приостановлена, не подписанная руководителем и главным бухгалтером участника и не заверенная печатью участника, что не соответствовало п. 7.1.9.7 Документации;
участником представлена справка об отсутствии за период с 2016 года по настоящее время вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных не в пользу участника, по исковым требованиям о ненадлежащем исполнении участником своих обязательств по договорам (контрактам), заключенным по итогам торгов, без подписи руководителя и главного бухгалтера, не удостоверенная печатью участника, что не соответствовало требованиям п. 7.1.9.18 Документации;
участником представлена справка, подтверждающая участие (неучастие) участника за последние 3 года в судебных разбирательствах в качестве ответчика, без подписи руководителя и главного бухгалтера, не удостоверенная печатью участника, что не соответствовало требованиям п. 7.1.9.19 Документации.
Представитель Организатора торгов также отметила, что в соответствии с п.п. 7.1.9.1, 7.1.9.2, 7.1.9.7, 7.1.9.18, 7.1.9.19 Документации участник должен был представить документы, заверенные подписью и печатью (при ее наличии) участника. Вместе с тем в составе заявки ООО "Профильдоор-М" отсутствовала опись представленных документов, требуемая согласно п. 7.1.9.1 Документации, а остальные документы были представлены в формате word без соответствующих отметок - подписи и печати (при ее наличии).
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "Профильдоор-М", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "Профильдоор-М" в нарушение требований п.п. 5.3.1, 7.1.1, 7.1.9.1 Документации в составе заявки на участие в Закупке не представил опись представленных документов, а также в нарушение требований п.п. 7.1.9.2, 7.1.9.7, 7.1.9.18, 7.1.9.19 Документации представил документы, которые не были подписаны должным образом в соответствии с требованиями Документации, что являлось основанием для отклонения заявки ООО "Профильдоор-М" от участия в процедуре Закупки согласно п.п. 7.1.4, 6.6.3.4 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "Профильдоор-М" от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО "Профильдоор-М" от участия в процедуре Закупки.
Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что требование Организатора торгов, изложенное в п. 7.1.9.18 Документации, о необходимости предоставления в составе второй части заявки на участие в Закупке справки об отсутствии за период с 2016 года по настоящее время вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных не в пользу участника, по исковым требованиям о ненадлежащем исполнении участником своих обязательств по договорам (контрактам), заключенным по итогам торгов, является ненадлежащим и ограничивающим конкуренцию, так как потенциальные участники Закупки, имеющие за период с 2016 года по настоящее время вступившие в законную силу судебные решения, вынесенные не в пользу участника, по исковым требованиям о ненадлежащем исполнении участником своих обязательств по договорам (контрактам), заключенным по итогам торгов, лишены возможности представить в составе заявки надлежащую справку, требуемую согласно п. 7.1.9.18 Документации, и, следовательно, лишены возможности участия в процедуре Закупки, что приводит к дискриминации таких участников.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в п. 7.1.9.18 Документации ненадлежащего и ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки о предоставлении в составе второй части заявки справки об отсутствии за период с 2016 года по настоящее время вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных не в пользу участника, по исковым требованиям о ненадлежащем исполнении участником своих обязательств по договорам (контрактам), заключенным по итогам торгов, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении в Документации ненадлежащих требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Закупке, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 07.10.2019 вх. N 29833-ЭП/19) ООО "Профильдоор-М" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по устройству светопропускающих теплоизолированных ворот с автоматизированным электроприводом в здании цеха РиОПС на участках ТО1, ТО2, ДЗР и ТР (извещение N 31908300957) необоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении в Документации ненадлежащих требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Закупке, допущенное путем установления в п. 7.1.9.18 Документации ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки о предоставлении в составе второй части заявки справки об отсутствии за период с 2016 года по настоящее время вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных не в пользу участника, по исковым требованиям о ненадлежащем исполнении участником своих обязательств по договорам (контрактам), заключенным по итогам торгов.
3) Организатору торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по устройству светопропускающих теплоизолированных ворот с автоматизированным электроприводом в здании цеха РиОПС на участках ТО1, ТО2, ДЗР и ТР (извещение N 31908300957), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
16 октября 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 16.10.2019 N Т02-626/19 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по устройству светопропускающих теплоизолированных ворот с автоматизированным электроприводом в здании цеха РиОПС на участках ТО1, ТО2, ДЗР и ТР (извещение N 31908300957, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по устройству светопропускающих теплоизолированных ворот с автоматизированным электроприводом в здании цеха РиОПС на участках ТО1, ТО2, ДЗР и ТР (извещение N 31908300957), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 18 ноября 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 октября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2019