Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика ОАО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ": <_> (доверенность N119-13/10 от 25.12.2017 г.), <_> (доверенность N119-13/8 от 25.12.2017 г.), <_> (доверенность N119-13/564 от 15.10.2018 г.), <_> (доверенность N119-13/3 от 25.12.2017 г.), в отсутствии представителей Заявителя ООО "Шелковый путь", рассмотрев жалобу заявителя ООО "Шелковый путь" (вх. 16523/ж от 09.10.2019 г.) на действия заказчика ОАО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" при проведении закупки N 31908273155 на поставку канцелярских товаров с логотипом ОАО "Сетевая компания" (ручки, флэшки, деловые наборы),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме N31908273155 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru - 05.09.2019 года.
Заказчик - ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ".
Предмет закупки: поставка канцелярских товаров с логотипом ОАО "Сетевая компания" (ручки, флэшки, деловые наборы).
Суть жалобы, по мнению заявителя, заявка ООО "Шелковый путь" отклонена неправомерно и необоснованно.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. "О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, анализа документации приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, при проведении данной закупки заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" (далее - Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 19 статьи 3.4 Закона о закупках Заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.
Согласно части 3.2 Документации 3.2.1. первая часть заявки должна содержать:
N |
Документы |
ЮЛ |
ИП |
ФЛ |
1. |
Форма N12 Описание поставляемого товара (в формате Excel) |
+ |
+ |
+ |
2. |
При предложении эквивалента: 1) преимущества предлагаемого товара перед заявленным; 2) Участник предоставляет скриншоты, подтверждающие информацию в ссылках, указанных в Форме N12 Описание поставляемого товара.
|
+ |
+ |
+ |
3.2.2. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАЯВКИ должна содержать:
а) документы, составленные по формам приложения N3 "Образцы форм документов, включаемых в заявку участника закупки":
N |
Документы |
ЮЛ |
ИП |
ФЛ |
1. |
Документы, составленные по формам (ФОРМА 2, ФОРМА 3, и т.д.), за исключением заявки на участие в закупке по ФОРМЕ 1 (в формате Word) |
+ |
+ |
+ |
б) сведения об отнесении участника к субъектам малого и среднего предпринимательства:
N |
Документы |
ЮЛ |
ИП |
ФЛ |
1. |
Сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, полученные с сайта Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства https://rmsp.nalog.ru, и актуальные на дату подачи заявки (- в случае отсутствия сведений об участнике, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", участник вместо Сведений из реестра представляет декларацию о соответствии Участника критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по ФОРМЕ 4(А) приложения N3 документации о закупке "Образцы форм документов, включаемых в заявку участника закупки"; - в случае если участник не является субъектом малого и среднего предпринимательства, участник представляет Информационное письмо об отсутствии принадлежности к субъектам малого/ среднего предпринимательства по ФОРМЕ 4(Б) приложения N3 документации о закупке "Образцы форм документов, включаемых в заявку участника закупки") |
+ |
+ |
- |
в) документы, подтверждающие соответствие участника установленным требованиям:
N |
Документы |
ЮЛ |
ИП |
ФЛ |
1. |
Копия Свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя) или копия Листа записи Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), если юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) зарегистрировано (зарегистрирован) позднее 1 января 2017 года |
+ |
+ |
- |
2. |
Копия Решения о создании ЮЛ |
+ |
- |
- |
3. |
Копия Устава |
+ |
- |
- |
4. |
Копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе |
+ |
+ |
+ |
5. |
Копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявку, а также его право на заключение договора: 1. копия решения об избрании (назначении) руководителя; 2. копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность руководителя; 3. доверенность на подписание заявки и/или договора (если заявку и/или договор подписывает не руководитель). |
+ |
+ |
- |
6. |
Копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность |
- |
+ |
+ |
7. |
Документ, подтверждающий фактическое местонахождение (копия документа, подтверждающего право собственности либо право пользования) |
+ |
+ |
- |
8. |
Уведомление налогового органа о применении специального налогового режима (если применяется специальный налоговый режим) |
+ |
+ |
- |
9. |
Справка подтверждающая отсутствие сведений об участнике закупочных процедур в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральными законами 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на дату окончания срока подачи (составляется в произвольной форме) |
+ |
+ |
+ |
10. |
Копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, пояснения к ним) за 3 года, предшествующих году заключения договора с подтверждением сдачи отчетности (если участник закупочной процедуры обязан составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с законодательством РФ), вновь зарегистрированным - представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность не нужно |
+ |
+ |
- |
11. |
Справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом, подтверждающая отсутствие задолженности по налогам и сборам на момент проведения закупочных процедур |
+ |
+ |
- |
Кроме того, данное требование установлено в пункте 13 части 4.7.3. Положения о закупках Заказчика, в частности:
В подтверждение соответствия установленным требованиям документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки могут устанавливаться требования о представлении участниками справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом, подтверждающая отсутствие задолженности по налогам и сборам на момент проведения закупочных процедур.
Выдача вышеуказанной справки осуществляется в соответствии с Приказом Минфина России от 02.07.2012 г. N99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)".
Таким образом, у участника имеется возможность получить запрашиваемую справку, что свидетельствует о правомерном установлении данного требования при проведении закупки.
Данное требование связано с необходимостью убедиться в надежности участника как будущег контрагента ввиду того, что компания, не имеющая долгов перед бюджетом по обязательным платежам, действительно сможет подтвердить возможность исполнения обязательств в требуемом объеме и установленные сроки.
Непроявление должной осмотрительности в выборе контрагентов в первую очередь влечет риски для финансово-хозяйственной деятельности самой организации, которая в соответствии с гражданским законодательством осуществляет свою предпринимательскую деятельность самостоятельно и на свой риск.
Таким образом, требование Заказчика об отсутствии у участников задолженности по налогам, сборам и пени на дату проведения закупки не противоречит действующему законодательству, никаким образом не ограничивает конкуренцию, является законным и обоснованным, так как применено ко всем участникам равнозначно.
Более того, с данным требованием все участники согласились в формах своих заявок, где указали, что со всеми условиями документации согласны и возражений по ним не имеют.
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2017 по делу N А40-180187/16 указано на то, что положения закона о закупках в отличие от Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не предусматривают требования об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам и сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. При этом из содержания закона о закупках не следует, что ему противоречит включение в закупочную документацию условия об отсутствии недоимки у участника. Включение такого условия является правом заказчика. Следовательно, и иные требования (получение справки на определенную дату) определяются заказчиком на свое усмотрение. Рассматриваемое требование ставит всех претендентов в равные условия, обеспечивает конкуренцию между ними и не создает преимущественных условий определенным участникам.
Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Шелковый путь" (вх. 16523/ж от 09.10.2019 г.) на действия заказчика ОАО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" при проведении закупки N 31908273155 на поставку канцелярских товаров с логотипом ОАО "Сетевая компания" (ручки, флэшки, деловые наборы), необоснованной.
2. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства о закупках не выдавать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 октября 2019 г. N 016/07/3-1774/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2019