Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ФГБОУ ВО "СПбГМТУ" (далее - Организатор торгов) <...>;
ООО "Евролюкс-Строй" (далее - Заявитель): <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 07.10.2019 вх. N 29758/19) ООО "Евролюкс-Строй" на действия организатора торгов ФГБОУ ВО "СПбГМТУ" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по капитальному ремонту кровли в здании учебно-лабораторного корпуса, столовая по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ленинский, д. 101, лит. А (извещение N 31908215587), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
20 августа 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908215587 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по капитальному ремонту кровли в здании учебно-лабораторного корпуса, столовая по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ленинский, д. 101, лит. А (далее - Закупка), включая документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО "СПбГМТУ" (далее - Положение о закупках) в редакции от 11.01.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
86 747 410 ,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
20.08.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
06.09.2019 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
10.09.2019, 12.09.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
190121, г. Санкт-Петербург, ул. Лоцманская, дом 3 |
2. Заявитель обжалует решение Организатора торгов об отказе от проведения Закупки, опубликованное в ЕИС 02.10.2019, принятое по мнению Заявителя в нарушение положений Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
ФГБОУ ВО "СПбГМТУ" относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Евролюкс-Строй" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/33016/19 от 10.10.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/33016/19 от 10.10.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
24 сентября 2019 года Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России вынесла решение Т02-575/19 по жалобе (от 12.09.2019 вх. N 27485/19) ООО "Евролюкс-Строй" на действия организатора торгов ФГБОУ ВО "СПбГМТУ" (ИНН: 7812043522, ОГРН: 1027810221548) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по капитальному ремонту кровли в здании учебно-лабораторного корпуса, столовая по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ленинский, д. 101, лит. А (извещение N 31908215587), а также выдала предписание об устранении выявленных нарушений.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Согласно ч. 7 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Также согласно п. 13 раздела 4 Положения о закупках по истечении указанного срока отмены и до заключения договора Заказчик вправе отменить аукцион в электронной форме до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме.
Пунктом 23 Документации определено, что Заказчик вправе отменить аукцион в электронной форме до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме.
Решение об отмене аукциона в электронной форме размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения. По истечении указанного срока отмены и до заключения договора Заказчик вправе отменить аукцион в электронной форме только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене аукциона в электронной форме оператор электронной площадки размещает указанную информацию на электронной площадке, направляет уведомление об отмене аукциона в электронной форме всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в ней, по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке.
В случае, если Заказчиком принято решение об отмене аукциона в электронной форме, оператор электронной площадки не вправе направлять Заказчику заявки участников такой закупки.
В соответствии с извещением о Закупке дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме 06.09.2019 в 09:00 (МСК).
Согласно сведениям ЕИС 02.10.2019 в 10:37 (МСК) Организатором торгов опубликовано извещение об отмене Закупки.
В обоснование указанного решения в извещении об отмене Закупки указано, что заказчик принял решение об отмене процедуры электронного аукциона в связи с выделенной (ЦЕЛЕВОЙ) субсидией МИНОБРНАУКИ на работы по капитальному ремонту кровли в здании учебно-лабораторного корпуса, столовая по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ленинский, д.101, лит. А, в связи с сложившейся ситуацией, Заказчик не вправе заключить договор в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что обстоятельства, повлекшие принятие решения об отказе от проведения Закупки, не возникали вследствие непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
При этом, иных условий для отказа от заключения договора по итогам проведенной конкурентной закупки нормами Закона N223-ФЗ не предусмотрено.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что решение Организатора торгов об отказе от проведения Закупки, оформленное извещением об отмене Закупки от 02.10.2019 неправомерно, как принятое с нарушением требований ч. 7 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ, п. 13 раздела 4 Положения о закупках, п. 23 Документации.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному принятию решения об отказе от проведения Закупки, оформленное извещением об отмене Закупки от 02.10.2019, нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ, выразившееся в нарушении статьи Положения о закупках, несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 07.10.2019 вх. N 29758/19) ООО "Евролюкс-Строй" на действия организатора торгов ФГБОУ ВО "СПбГМТУ" (ИНН: 7812043522, ОГРН: 1027810221548) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по капитальному ремонту кровли в здании учебно-лабораторного корпуса, столовая по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ленинский, д. 101, лит. А (извещение N 31908215587) обоснованной.
2) Признать в действиях организатора торгов ФГБОУ ВО "СПбГМТУ" (ИНН: 7812043522, ОГРН: 1027810221548) нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ, выразившееся в нарушении статьи Положения о закупках, несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное путем неправомерного принятия решения об отказе от проведения Закупки, оформленное извещением об отмене Закупки от 02.10.2019.
3) Выдать организатору торгов ФГБОУ ВО "СПбГМТУ" (ИНН: 7812043522, ОГРН: 1027810221548) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по капитальному ремонту кровли в здании учебно-лабораторного корпуса, столовая по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ленинский, д. 101, лит. А (извещение N 31908215587) путем отмены решения об отказе от проведения Закупки, оформленного извещением об отмене Закупки от 02.10.2019, и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
15 октября 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 15.10.2019 N Т02-622/19 по жалобе на действия организатора торгов ФГБОУ ВО "СПбГМТУ" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по капитальному ремонту кровли в здании учебно-лабораторного корпуса, столовая по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ленинский, д. 101, лит. А (извещение N 31908215587, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ФГБОУ ВО "СПбГМТУ" (ИНН: 7812043522, ОГРН: 1027810221548) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по капитальному ремонту кровли в здании учебно-лабораторного корпуса, столовая по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ленинский, д. 101, лит. А (извещение N 31908215587), путем отмены решения об отказе от проведения Закупки, оформленного извещением об отмене Закупки от 02.10.2019, и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 06 ноября 2019 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 октября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.10.2019