Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Логошин А.В. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, рассмотрев материалы, предоставленные ведущим специалистом-экспертом отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Воронежского УФАС России Михиной Н.Н., свидетельствующие о признаках нарушения Сельскохозяйственным потребительским обслуживающим кооперативом "Сельскохозяйственный региональный кооперативный рынок "Центральный" (ИНН 3664134409, ОГРН 1143668020055, дата регистрации 22.04.2014) (далее - СПОК "СРКР "Центральный") требований части 7 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
У С Т А Н О В И Л:
В Воронежское УФАС России 29.07.2019 г. поступило заявление гражданина, направленное через сервис обратной связи сайта ФАС России (solutions@fas.gov.ru) о размещении в общественном транспорте (маршрутках г. Воронежа) рекламы о скидках 20% с 18 до 19 часов на Центральном рынке. При этом, Заявитель указал, что неоднократно приходил на Центральный рынок с 18 до 19 часов с целью приобрести товар со скидкой, однако при приобретении Заявителем различных продовольственных товаров (сыр, молоко, хлеб, овощи, мороженое), указанная в рекламе скидка не была предоставлена, в виду того, что скидки предоставляют не все арендаторы/торговые точки.
02.08.2019 г. Воронежским УФАС России направлен запрос (исх. N 03-16/4445) в СПОК "СРКР "Центральный" об истребовании информации, необходимой для рассмотрения вышеуказанного заявления.
Из информации, предоставленной 16.08.2019 (вх. N 01-11/2126) СПОК "СРКР "Центральный" следует, что реклама следующего содержания: "Центральный рынок совместно с Администрацией Города и Области предоставляет всем жителям ЕЖЕДНЕВНО с 18 до 19 часов СКИДКА от 20% НА ВСЁ* Центральный рынок предоставляет скидку от 20% на продукты питания в отделах обозначенных специальным знаком, который показан выше" распространяется на улицах г. Воронежа (наружная реклама) и в маршрутных такси г. Воронежа.
Кроме того, в газете "МОЁ" N 27 (1285) от 02.07.2019 распространяется реклама следующего содержания: "Каждый вечер (кроме воскресенья) с 18.00 до 19.00, любой желающий сможет купить на Центральном рынке мясо, птицу, рыбу, овощи, фрукты, зелень, крупы, специи, мёд, молоко, сыр и другую продукцию со скидкой от 20%/_/Акция будет действовать на товары не у всех арендаторов рынка. Прилавки с товарами со скидкой найти легко - по вечерам на них крепят специальный знак/_/".
Также в сети Интернет на сайтах: www.riavrn.ru (24.06.2019 10:43), www.36on.ru, www.chr.aif.ru (Аргументы и Факты), www.moe-online.ru (25.06.2019 12:00), www.bloknot-voronezh.ru (Блокнот-Воронеж, 25.06.2019 10:00) распространяется реклама о том, что каждый день с понедельника по субботу с 18 до 19 часов на территории рынка действуют скидки от 20% и в акции участвуют не все арендаторы, места со скидками можно найти по соответствующему знаку.
Кроме того, из предоставленной СПОК "СРКР "Центральный" информации (договор N 247 от 15.07.2019 на рекламно-информационное обслуживание заключенный между СПОК "СРКР "Центральный" и ИП <_>, медиаплан N 01 к указанному договору, аудио запись рекламы на радио) следует, что в рекламных блоках Радио "Воронеж" в Центральном, Коминтерновском районах г. Воронежа, в "Центральном парке культуры и отдыха" г. Воронежа, распространяется информация (посредством сети громкоговорителей, размещенных на улицах города Воронежа) следующего содержания:
Ведущий: "Скажите, а где Вы покупаете продукты"?
Участник: "На Центральном рынке. Это уже семейная традиция, я хожу, и дети мои, и внуки заглядывают".
Ведущий: "А почему именно Центральный рынок"?
Участник: "Так, продукты натуральные, выбор большой и вечером скидки от 20%, бюджетно. Центральный рынок для меня это - качество, натуральность и выгодная цена".
При этом, в тексте указанного аудио ролика (принимая во внимание наружную рекламу, рекламу в маршрутных такси, в периодических печатных изданиях, на сайтах) отсутствует информация о том, что скидки предоставляются не всеми арендаторами/торговыми точками, а только теми, которые помечены специальным знаком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц.
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой.
Согласно пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пунктом 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются, в том числе Центральный рынок, товары (продукты), реализуемые на Центральном рынке и скидки от 20%.
В статье 5 ФЗ "О рекламе" установлены общие требования к рекламе, а именно: реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться определенной услугой или продуктом, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В рассматриваемом случае потребитель лишен возможности получения информации в полном объеме.
Таким образом, отсутствие в указанной рекламе (аудио ролике), распространяемой (в период с 16.07.2019 г. по настоящее время) посредством сети громкоговорителей, размещенных на улицах города Воронежа информации о том, что скидки предоставляются не всеми арендаторами/торговыми точками, а только теми, которые помечены специальным знаком, искажает смысл информации, в связи с чем потребители рекламы вводятся в заблуждение.
Отсутствие указанной информации является существенной для потребителей такой рекламы.
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Из имеющейся у Воронежского УФАС России информации установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы (рекламного аудио ролика) является СПОК "СРКР "Центральный".
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, части 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами. 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 036/05/5-619/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
Заявитель: гражданин/_/;
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - СПОК "СРКР "Центральный".
3. СПОК "СРКР "Центральный" предоставить в Воронежское УФАС России (г. Воронеж, проспект Революции, 21) в срок до 15 часов 00 "17" сентября 2019 года письменные объяснения/правовую позицию по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, указанным в настоящем Определении.
4. Назначить дело N 036/05/5-619/2019 к рассмотрению на 10 часов 00 минут (мск) "19" сентября 2019 года по адресу: город Воронеж, проспект Революции, 21.
В указанные в пункте 4 настоящего Определения время и место предлагается явиться Заявителю/_/ с документом, удостоверяющим личность, представителю СПОК "СРКР "Центральный" с документом, удостоверяющим личность, а также документами, определяющими представителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 9 сентября 2019 г. N 036/05/5-619/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.09.2019