Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии представителей:
от ООО "ВЕГАПРОГРЕСС" - <...> (на основании приказа о вступлении в должность генерального директора и возложении обязанностей главного бухгалтера от 30.08.2017 N 1),
от ГБУ "Жилищник района Кузьминки" - <...> (по доверенности
от 16.05.2019 N ГБУ-16/05-19-1),
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "ВЕГАПРОГРЕСС" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Кузьминки" (далее - Заказчик)
при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов для МКД для нужд ГБУ "Жилищник района Кузьминки" (реестровый N 31907660070) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно доводам жалобы, Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя от участия в Аукционе.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи
3 Закона о закупках.
Комиссия, рассмотрев указанные доводы Заявителя, соглашается с ним о том, что требования Заказчика сформированны таким образом, что участник Аукциона может ошибиться и предоставить значение иное, отличное от требований Аукционной документации, которая, в свою очередь, вводит участников Аукциона
в заблуждение.
Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре от 30.04.2019 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе со следующей формулировкой:
В п. 3 "Болт стальной тип 2" в требованиях заказчика для требуемого параметра "Класс прочности болта с шестигранной головкой" указано "5.8;10.9;9.8". Участник предоставил следующую информацию: "В соответствии с ГОСТ ISO 898-1-2014". В соответствии с данным ГОСТ существует 9 видов классов прочности болта и Заказчик не имеет возможности определить требуемый ли ему товар будет поставлен. Данное значение является не достоверным и не соответствует потребностям заказчика.
В п. 17 "Кисть плоская" для значения "Ширина,мм" Участник указал "50,75,100 (КФ50,КФ75,КФ100)", при этом для значения "Длина,мм, Ширина,мм" Участник указал "В соответствии с ГОСТ 10597-87". В соответствии с данным ГОСТ существует различные виды кистей, при этом сам Участник предлагает для поставки кисти флейцевые, хотя необходимы кисти плоские. При отсутствии параметров Заказчик не имеет возможности определить требуемый ли ему товар будет поставлен. Данное значение является не достоверным и не соответствует потребностям заказчика.
В п. 36 "Пескобетон" для значения "Состав" Участник указал "В качестве заполнителя обогащенный, кварцевый песок", при этом для значения "Фракция заполнителя" указал "1.5". В соответствии с ГОСТ 8736-2014 фракцию имеют лишь фракционированные пески, при этом если в своих значения Участник хотел указать модуль крупности для среднего песка, то он варьируется для среднего песка от 2 до 2.5 и значение "1.5" опять же является не достоверным. Данное значение является не достоверным и не соответствует потребностям заказчика.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Во исполнение приведенной нормы права Заказчиком разработана
и утверждена Аукционная документация, в которой им предъявлены требования
к функциональным и техническим характеристикам товаров, для выполнения работ.
В соответствии с п. 6.1. статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.
В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.
Способ же изложения требований, допущенный Заказчиком в настоящем деле, в том числе инструкция по заполнению заявки, не позволяет идентифицировать надлежащую потребность Заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником Аукциона ошибок при заполнении заявки.
Подобное составление Аукционной документации вводит участников Аукциона в заблуждение относительно технических характеристик заявленного товара, предоставляя Заказчику возможность манипулировать результатами проводимой закупки в собственных интересах.
Комиссия Управления также отмечает, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. В связи с чем требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Названный правовой подход, изложенный в п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, подержан Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287, в котором Суд указал, что желание заказчика требовать от участника закупки подробного описания в заявке различных показателей значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 Закона о контрактной системе.
Комиссия также отмечает, что допустимым может являться, например, установление в документации условий, при которых участники закупки вправе предоставить в составе заявки свое согласие на поставку товаров, в соответствии с требованиями документации, а именно конкретными показателями, которые заказчик сформировал на основании своей потребности в Форме 2.
На основании изложенного, учитывая то обстоятельство, что Аукционная документация Заказчика в настоящем случае носила необъективный характер и содержала нестандартные показатели, определяющие потребности Заявителя, способные привести к искусственному сужению количества потенциальных участников Аукциона ввиду разрешения вопроса о допуске поданных им заявок исключительно на основании субъективного усмотрения самого Заказчика, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 3, пп. 1-3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, а Аукционная документация подлежит корректировке в целях упорядочивания Заказчиком требований в соответствии собственной потребностью и обеспечения ясного и четкого отражения требований
к содержанию заявок участников Аукциона.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВЕГАПРОГРЕСС" (ИНН: 7725391146, ОГРН: 1177746901474) на действия ГБУ "Жилищник района Кузьминки" (ИНН: 7721314133, ОГРН: 1157746499426) при проведении Аукциона обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3,
пункта 6.1 статьи 3, пунктов 1-3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-1426/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
17.05.2019 |
г. Москва |
|
|
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 17.05.2019 по делу N 077/07/00-1426/2019
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГБУ "Жилищник района Кузьминки" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов для МКД для нужд ГБУ "Жилищник района Кузьминки" (реестровый N 31907660070) (далее - Аукцион), устранить допущенные нарушения, а именно:
Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурентной процедуры.
Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Аукционе с указанием о возможности повторной подачи заявки.
Заказчику внести изменения в Аукционную документацию в соответствии с решением Комиссии Управления от 17.05.2019 по делу N 077/07/00-1426/2019, предусмотреть возможность подачи участниками Аукциона согласие на поставку товара, соответствующего требованиям Формы 2, не предоставляя конкретные значения товара, подлежащего поставке.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях
в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения заявок на участие
в Аукционе и подведения итогов.
Заказчику после исполнения вышеуказанных положений предписания продолжить процедуру в соответствии с требованиями Аукционной документации, Положения заказчика о закупках, а также с действующим законодательством.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 28.10.2019.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 30.10.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 мая 2019 г. N 077/07/00-1426/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.10.2019