Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 4 июля 2019 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 24/01/16-13/2019 по признакам нарушения Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края (660009, г. Красноярск, ул. Ленина, 125) (далее - Министерство), обществом с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис" (662549, Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Енисейская, 25, зд. 2, пом. 2, ОГРН 1132454000722, ИНН 2454023549) (далее - ООО "Планета-Сервис") статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), в присутствии:
представителя Министерства: <_>;
представителей ООО "Планета-Сервис": <_>;
представителя Красноярской природоохранной прокуратуры: <_>, установила следующее.
Рассматриваемое дело возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 18.02.2019 N 43 "О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" по результатам рассмотрения обращения Прокуратуры Красноярского края по вопросу квалификации действий Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО "Планета-Сервис" при проведении конкурсных отборов и заключении соглашений об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) (далее - Обращение).
Дело N 24/01/16-13/2019 возбуждено по признакам нарушения Министерством, ООО "Планета-Сервис" статьи 16 Закона "О защите конкуренции" по факту заключения Министерством и ООО "Планета-Сервис" Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мотыгинской технологической зоны Красноярского края от 04.07.2018 (далее - Соглашение) в отсутствие представленного обеспечения исполнения обязательств по соглашению.
В соответствии с требованиями части 13 статьи 44 Закона "О защите конкуренции" Председатель Комиссии 19.02.2019 вынес Определение о назначении дела N 24/01/16-13/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. Указанным Определением к участию в рассмотрении дела N 24/01/16-13/2019 привлечены в качестве:
ответчиков: Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (660009, г. Красноярск, ул. Ленина, 125) (далее - Министерство); общество с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис" (662549, Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Енисейская, 25, зд. 2, пом. 2, ОГРН 1132454000722, ИНН 2454023549) (далее - ООО "Планета-Сервис");
заявителя: Прокуратуры Красноярского края (660049, г. Красноярск, пр. Мира, 32).
При рассмотрении Обращения и подготовке дела N 24/01/16-13/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению Комиссия установила следующие фактические обстоятельства.
Для участия в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО для Мотыгинской технологической зоны Красноярского края (Извещение на сайте torgi.gov.ru N 210518/25833875/04) (далее - Конкурс) была подана одна заявка - ООО "Планета-Сервис" (протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе от 15.06.2018). Заявка ООО "Планета-Сервис" была признана Конкурсной Комиссией соответствующей требованиям Конкурсной документации и участник допущен к участию в Конкурсном отборе. Рассмотрев конкурсною заявку ООО "Планета-Сервис" на предмет соответствия требованиям, установленным Конкурсной документацией, конкурсная комиссия, руководствуясь пунктом 34 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881) (далее - Правила N 881), приняла решение рекомендовать Министерству заключить с ООО "Планета-Сервис" соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО как с единственным участником конкурсного отбора, подавшим заявку, отвечающую требованиям Правил N 881 (Протокол N 3 от 25.06.2018).
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ). Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей (часть 7 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пунктам 10, 12, 13 Правил N 881 организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе. Документация об отборе должна содержать размер, порядок и срок предоставления обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора обязательств по соглашению. Организатором конкурсного отбора может быть установлено требование к предоставлению обеспечения заявки, которое в равной мере распространяется на всех участников конкурсного отбора. При этом форма, размер, порядок предоставления, а также основания и порядок возврата обеспечения заявки определяются организатором конкурсного отбора и указываются в документации об отборе.
Пунктом 16 Правил N 881 предусмотрено, что способом обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению является предоставление безотзывной банковской гарантии, предоставляемой на каждый год срока действия соглашения со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного соглашением. Размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению не может составлять менее 5 процентов максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных в документации об отборе, в течение соответствующего года.
Конкурсной документацией предусмотрено требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по соглашению. Согласно пп. 5.1, 5.1.2, 5.1.4 конкурсной документации победитель конкурсного отбора или единственный участник конкурсного отбора, заявка которого признана соответствующей, обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств по соглашению путем предоставления безотзывной банковской гарантии, предоставляемой на каждый год срока действия соглашения со дня его вступления в силу, в размере 5% от максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора в течение соответствующего года, рассчитанной в соответствии с приложением N 9 к конкурсной документации. На основании пункта 5.1.3 Конкурсной документации победитель конкурсного отбора обязан направить проект соглашения, подписанный лицом, имеющим право действовать от
имени победителя конкурсного отбора, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения соглашения (оригинал банковской гарантии).
В подтверждение исполнения обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мотыгинской технологической зоны Красноярского края ООО "Планета-Сервис" направило в адрес Министерства с проектом соглашения банковскую гарантию ПАО "БИНБАНК" от 29.06.2018 N 18777-447-21619.
Министерство в установленный срок заключило с ООО "Планета-Сервис" Соглашение от 04.07.2018 и приказом от 04.07.2018 N 1/1315-од присвоило ООО "Планета-Сервис" статус регионального оператора по обращению с ТКО для Мотыгинской технологической зоны на 10 лет.
В соответствии с информацией, представленной Прокуратурой Красноярского края, в ходе надзорной деятельности ООО "Планета-Сервис" по Могыгинской технологической зоне Красноярского края при проведении конкурсного отбора и заключения соглашения представило в Министерство подложные банковский гарантии ПАО "БИНБАНК". По указанному факту Красноярской природоохранной прокуратурой в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ направлены материалы в ОП N 1 МУ МВД России "Красноярское" (в производстве находится уголовное дело по ч. 3 ст. 327 УК РФ).
Министерство, ООО "Планета-Сервис" не согласились с вменяемым нарушением.
В соответствии с информацией, представленной Министерством, оригинал банковской гарантии ПАО "БИНБАНК" от 29.06.2018 N 18777-447-21619 был представлен ООО "Планета-Сервис" в адрес Министерства вместе с двумя экземплярами подписанного Соглашения. Дополнительные запросы в адрес ПАО "БИНБАНК" Министерством не направлялись. Какая-либо информация, в том числе от Прокуратуры Красноярского края, о том, что ПАО "БИНБАНК" банковская гарантия от 29.06.2018 N 18777-447-21619 не выдавалась ООО "Планета-Сервис" в адрес Министерства на дату заключения Соглашения не поступала.
По мнению представителя ООО "Планета-Сервис", банковская гарантия ПАО "БИНБАНК" от 29.06.2018 N 18777-447-21619 соответствует требованиям, установленным пунктом 4.1.6. Конкурсной документации. При подаче заявки для участия в Конкурсе ООО "Планета-Сервис" не располагало сведениями о том, что указанная банковская гарантия является ненадлежащей.
Министерство, ООО "Планета-Сервис" проинформировали Красноярское УФАС России о том, что между Министерством и ООО "Планета-Сервис" 29.12.2018 заключено Соглашение о расторжении соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мотыгинской технологической зоны.
Представителем Прокуратуры Красноярского края на заседании Комиссии, которое состоялось 14.03.2019, для ознакомления представлены подлинники документов, представленных ПАО "БИНБАНК", свидетельствующих о том, что ПАО "БИНБАНК" банковская гарантия от 29.06.2018 N 18777-447-21619 в отношении ООО "Планета-Сервис" не выдавалась.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ПАО "БИНБАНК" (115172, г. Москва, Котельническая наб, д. 53, стр. 1, этажи 3-6, ИНН 5408117935, ОГРН 1025400001571) с 01.01.2019 прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником ПАО "БИНБАНК" является ПАО БАНК "ФК ОТКРЫТИЕ" (115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4, ИНН 7706092528, ОГРН 1027739019208).
В целях полного и всестороннего рассмотрения дела, принятия обоснованного решения, определением от 14.03.2019 Комиссия привлекла к участию в рассмотрении дела N 24/01/16-13/2019 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемый Комиссией обстоятельствах - ПАО БАНК "ФК ОТКРЫТИЕ".
При подготовке дела к рассмотрению ПАО БАНК "ФК ОТКРЫТИЕ" проинформировало управление о том, что в адрес ПАО "БИНБАНК" запросы относительно выдачи/невыдачи ПАО "БИНБАНК" банковской гарантии от 29.06.2018 N 18777-447-21619 не поступали. При этом ранее Министерство обращалось в ПАО "БИНБАНК" с запросами о выдаче/невыдаче ООО "Планета-Сервис" банковских гарантий NN 17777-447-115782, 17777-447-115781 (исх. NN МПР/42-0579, МПР/42-0579 от 05.03.2019), на которые была получена информация о том, что банковские гарантии, поименованные в запросах финансовой организацией не выдавались (исх. N 135/7430 от 13.03.2019). ПАО БАНК "ФК ОТКРЫТИЕ" указало на то обстоятельство, что у Министерства на дату заключения Соглашения - 04.07.2018 имелась возможность для получения достоверной информации о выдаче/невыдаче ПАО "БИНБАНК" банковской гарантии N 18777-447-21619 от 29.06.2018. В соответствии с информацией, представленной ПАО БАНК "ФК ОТКРЫТИЕ", ООО "Планета-Сервис" при заключении Соглашения была представлена банковская гарантия N 18777-447-21619, которая фактически ПАО "БИНБАНК" не выдавалась. Порядок предоставления банковских гарантий по технологии "Экспресс" ПАО "БИНБАНК" был утвержден приказом ПАО "БИНБАНК" от 01.09.2017 N 853 в редакции Приказа от 15.11.2017 N 185-ВА.
В соответствии со статьей 368 Гражданского кодекса Российской Федерации по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом. Независимая гарантия выдается в письменной форме, позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром.
Нормы Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" устанавливают, что выдача банковских гарантий относится к банковским операциям, осуществляемым кредитными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, на возмездной основе. Согласно выписке из порядка предоставления банковских гарантий по технологии "Экспресс" ПАО "БИНБАНК", утвержденной Приказом ПАО "БИНБАНК" от 01.09.2017 N 853 в ред. Приказа от 15.11.2017 N 185-ВА, при выдаче банковской гарантии предусмотрена уплата принципалом банку (гаранту) вознаграждения, предусмотренного договором (перечисление суммы вознаграждения осуществляется не счет Банка до момента выдачи банковской гарантии).
Заключение Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО в отсутствие предоставленного обеспечения исполнения обязательств по соглашению (банковской гарантии, выданной финансовой организацией в установленном порядке) освобождает регионального оператора от необходимости несения расходов на оплату банку вознаграждения за выдачу банковской гарантии. Указанные обстоятельства могут привести к невозможности возмещения Министерству убытков, возникших в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором обязательств, предусмотренным Соглашением.
При условии, что у Министерства имелась возможность для получения достоверной информации о выдаче/невыдаче ПАО "БИНБАНК" банковской гарантии N 18777-447-21619 от 29.06.2018, представленной ООО "Планете-Сервис" в обеспечение исполнения обязательств по Соглашению, Министерство располагало сведениями о представлении ООО "Планета-Сервис" в адрес Министерства банковских гарантий ПАО "БИНБАНК" в отношении, которых впоследствии была получена информация о том, что последние не выдавались в рамках конкурсных процедур по выбору региональных операторов по обращению с ТКО для Канской, Лесосибирской технологических зон извещения N 201217/2719786/01, 201217/2719786/01) между Министерством и ООО "Планета-Сервис" было заключено Соглашение в отсутствие предоставленного обеспечения исполнения обязательств по соглашению (банковской гарантии, выданной финансовой организацией в установленном порядке).
Правила N 881 устанавливают, что способом обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО является предоставление безотзывной банковской гарантии, предоставляемой на каждый год срока действия соглашения со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного соглашением. Неисполнение указанного требования не позволяет заключить соответствующее соглашение. Из системного толкования положений Правил N 881 следует, что в случае, если по результатам проведения конкурсного отбора не было определено лицо, которому может быть присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО, а равно в случае незаключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с единственным участником конкурсного отбора, уполномоченным органом объявляется новый конкурсный отбор, который проводится в соответствии с положениями Правил N 881.
Нормами статьи 16 Закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Заключение Министерством и ООО "Планета-Сервис" Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мотыгинской технологической зоны Красноярского края от 04.07.2018 в отсутствие обеспечения исполнения обязательств по соглашению противоречит нормам законодательства в сфере обращения с отходами, могло привести к созданию преимущественных условий деятельности ООО "Планета-Сервис" по обращению с ТКО на территории Мотыгинской технологической зоны Красноярского края, ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на указанный товарный рынок. Указанные действия образую состав нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции".
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что 29.12.2018 Министерство и ООО "Планета-Сервис" заключили Соглашение о расторжении соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мотыгинской технологической зоны Красноярского края.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
Признать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (660009, г. Красноярск, ул. Ленина, 125), общество с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис" (662549, Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Енисейская, 25, зд. 2, пом. 2, ОГРН 1132454000722, ИНН 2454023549) нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту заключения Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мотыгинской технологической зоны Красноярского края от 04.07.2018 в отсутствие обеспечения исполнения обязательств по соглашению.
Принимая во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела - заключение сторонами Соглашения о расторжении соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мотыгинской технологической зоны Красноярского края от 29.12018, предписание по результатам рассмотрения дела не выдавать.
Председатель Комиссии |
|
|
|
|
|
Члены Комиссии |
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 июня 2019 г. N 24/01/16-13/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.07.2019