Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - (_),
члены Комиссии: (_), рассмотрев дело N 06-06/48-2018 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем (_) требований пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие:
- лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ИП (_),
- заявителей, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России поступили обращения граждан (вх. N 4240э от 14.05.2018, N 4575 от 23.05.2018, N 5869 от 02.07.2018, N 5911 от 03.07.2018) по факту распространения по почтовым ящикам жилых домов в г. Омске листовок, содержащих рекламу услуг поверки приборов учета водоснабжения:
"ЕДИНАЯ ГОРОДСКАЯ СЛУЖБА ПО УЧЕТУ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Персональное извещение г. Омск ТЕЛЕФОН 8(3812) 79-59-41 10.05.2018 г. N 1964
ИЗВЕЩЕНИЕ О ПОВЕРКЕ ПРИБОРОВ УЧЕТА
Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.
Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 8 (3812) 79-59-41. Работы по поверке будут проводиться с 10 мая по 10 июня 2018 года.
Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный демонтаж прибора, а также нарушения на них пломб, категорически запрещено!".
Из дополнительной информации на листовке присутствуют: штамп, таблица, содержащая расчеты холодной и горячей воды, штрих-код, а также иные информативные элементы.
В качестве контактной информации для связи с рекламируемой организацией ("Городская единая служба по учеты водоснабжения") указан номер телефона 8 (3812) 79-59-41.
Ко всем поступившим в Омское УФАС России обращениям заявителями были приложены фотоснимки листовок с аналогичной информацией.
По утверждению заявителей, внешний вид и текст листовок вводят потребителей в заблуждение, вынуждая воспользоваться услугой поверки приборов учета водоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена в печатном виде (листовки - извещения) по почтовым ящикам многоквартирных домов в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к организации "Единая городская служба по учету водоснабжения", а также к рекламируемой услуге - поверке приборов учета водоснабжения.
В письме от 05.07.2018 N С0820/КИБ/35исх указано, что договор на оказание услуг связи от 29.05.2017 N 155394657872 с выделением абонентского номера 79-59-41 в формате городского заключен между ПАО (_).
Определением от 12.07.2018 в отношении ИП (_) было возбуждено дело по признакам нарушения требований пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Вместе с тем 03.08.2018 в адрес Управления поступило определение Арбитражного суда Омской области о принятии заявления ИП (_) о признании недействительными решений Омского УФАС России от 10.04.2018 N 06-06/11-2018 и N 06-06/12-2018 и возбуждению производства по делу N А46-12423/2018.
Следует отметить, что ранее решениями Омского УФАС России от 10.04.2018 по аналогичным фактам распространения рекламы виновным был признан ИП (_).
Учитывая тот факт, что выводы, сделанные Арбитражным судом Омской области по результатам рассмотрения заявления ИП (_), имели значение для принятия решения, определением Омского УФАС России от 07.08.2018 производство по делу N 06-06/48-2018 в отношении ИП (_) было приостановлено.
Одновременно в процессе рассмотрения Арбитражным судом Омской области дела А46-12-423/2019 ИП Калачевым И.Д. было подано заявление о признании незаконным постановление по делу об административном правонарушении по вышеуказанному факту нарушения пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" (дело N А46-12842/2019).
В настоящее время решения Арбитражного суда Омской области по делам N А46-12423/2018, А46-12842/2019 вступили в законную силу.
Кроме того, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску направлено письмо от 14.11.2018, согласно которому "Инспекция ФНС России по г. Петрозаводску сообщает, что (_) является действующим индивидуальным предпринимателем с 12.04.2017 года. По данным сведениям МВД России 12.07.2018 г. внесена запись об изменении паспортных данных ИП (_), что соответствует сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей".
Учитывая то, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по делу, исчерпаны, определением Омского УФАС России от 31.05.2019 производство по делу N 06-06/48-2018 было возобновлено.
Определение о возобновлении производства по делу было направлено ИП (_) по адресу места жительства (месту пребывания) заказным письмом от 31.05.2018 N 06-5203.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 03.06.2019 адрес места жительства (место пребывания) ИП (_).
Вместе с тем согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП "Почта России" (https://www.pochta.ru/tracking#), письмо не было получено адресатом.
В соответствии с пунктом 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" "_по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ)_
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу".
Согласно части 1 статьи 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, Омским УФАС России были предприняты все необходимые меры для надлежащего уведомления ИП (_) о времени и месте рассмотрения дела N 06-06/48-2018.
Согласно сведениям Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru) на 03.06.2019 ИП (_) - действующий предприниматель, основным видом деятельности является производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха.
В пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений") указано, что поверка средств измерений (далее также - поверка) - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (часть 2 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений").
Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений". К указанным работам и (или) услугам относятся, в том числе поверка средств измерений (пункт 2 статьи 19 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений").
Согласно реестру аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации (www.fsa.gov.ru), сформированному на июнь 2019 года, ИП (_) имеет действующую аккредитацию в области поверки приборов учета измерения.
Рассмотрев дело N 06-06/48-2018 Комиссия Омского УФАС России пришла к следующим выводам.
Анализируя содержание листовки, Комиссия Омского УФАС России отмечает, что построение текста в рекламе наряду со ссылками на нормативные акты Российской Федерации, название организации, оказывающей услуги поверки ("Единая городская служба по учету водоснабжения"), выбор слов и словосочетаний ("персональное извещение", "работы по поверке будут проводиться с *** по *** 2018 года_") формируют у потребителя мнение о том, что поверку приборов учета водоснабжения осуществляет лицо, имеющее статус городской жилищно-коммунальной организации, распространяющей официальное уведомление о проведении поверки.
Кроме того, с целью привлечения внимания к оказываемой услуге листовки оформлены с использованием графических элементов: штрих-кода, штампа, выделенного цветом, таблиц, линия отрыва, что в целом придает распространенным листовкам визуальное сходство с официальными документами - квитанциями по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара, побуждая людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования.
При этом восприятие рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, воспринимающего рекламу буквально, поэтому отдельным весомым доводом в пользу признания распространенных листовок схожими с квитанциями по оплате жилищно-коммунальных услуг Комиссия Омского УФАС России считает факты направления обращений в адрес Управления.
Выбранные рекламодателем форма и содержание рекламы вводят в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формируют неверное мнение о лице, производящем поверку приборов учета водоснабжения, а также о необходимости проведения поверки только у организации "Единая городская служба по учету водоснабжения".
Отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя услуги искажает общий смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что противоречит требованиям пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Реклама сама по себе не является офертой, по определению, данному в пункте 1 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
Таким образом, информация, размещенная на указанных листовках, не может носить обязательный характер, но в данном случае оформление рекламных листовок, имеющее визуальное сходство с квитанциями по оплате жилищно-коммунальных услуг, вводит потребителей рекламы в заблуждение в части обязательности проведения поверки приборов учета водоснабжения.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
При этом факт того, что извещение о поверке приборов учета воспринималось потребителями как обязательное к исполнению подтверждается информацией ПАО (_) о большом количестве входящих вызовов, поступивших на номер телефона 79-59-41, указанный в листовках для связи с вышеупомянутой организацией.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 и частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" ответственность несет рекламодатель.
По мнению Комиссии Омского УФАС России, именно ИП (_), осуществляя предпринимательскую деятельность, имея действующую аккредитацию на поверку приборов учета, заинтересованный в продвижении своих услуг на рынке, определил содержание рекламы.
Исследовав материалы дела, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП (_) требований пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе поверки приборов учета водоснабжения, размещенной на листовках, распространенных в период с мая по июнь 2018 года по почтовым ящикам многоквартирных домов листовок.
Учитывая тот факт, что в настоящее время актуальность распространения рекламы отсутствует, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нецелесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу "ЕДИНАЯ ГОРОДСКАЯ СЛУЖБА ПО УЧЕТУ ВОДОСНАБЖЕНИЯ Персональное извещение г. Омск ТЕЛЕФОН 8(3812) 79-59-41 10.05.2018 г. N 1964 ИЗВЕЩЕНИЕ О ПОВЕРКЕ ПРИБОРОВ УЧЕТА", размещенную ИП (_) на листовках, распространенных по почтовым ящикам многоквартирных домов г.Омска, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП (_) не выдавать.
3. Не передавать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 июня 2019 г. N 06-06/48-2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.06.2019