Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...> [заместитель руководителя]
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы N 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).
Татарстанским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в сведениях от АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее также - электронная торговая площадка), поступивших в ответе на запрос о предоставлении информации.
По результатам рассмотрения предоставленной информации было установлено следующее.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru были опубликованы аукционы в электронной форме.
В вышеуказанных аукционах приняли совместное участие ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ".
В ходе рассмотрения представленных материалов проведена проверка аффилированности вышеуказанных юридических лиц.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" является <...> [физическое лицо], размер доли в уставном капитале - <...>. Директором Общества является <...> [физическое лицо]. Адрес (место нахождения) юридического лица: <...>. Основным видом деятельности организации является <...>.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" является <...> [физическое лицо], размер доли в уставном капитале - <...>. Директором Общества является <...> [физическое лицо]. Адрес (место нахождения) юридического лица: <...>. Основным видом деятельности организации является <...>.
Стоит отметить, что <...> [физическое лицо], с 05.05.2012 по 09.06.2014 являлся также учредителем ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" с размером доли в уставном капитале равном <...>, а также директором указанного общества. Тем не менее, на момент проведения закупок с реестровыми NN 0111300025016000159, 0111300025017000023, 0111300025017000070, 0111300025018000041, 0111300025018000090 (2016-2018 гг.) учредителем и директором ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" являлся <...> [физическое лицо].
Учитывая изложенное, Татарстанским УФАС России установлено, что ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" не подпадают под исключение, установленное пунктом 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, следовательно, на них распространяется запрет на заключение антиконкурентных соглашений.
Ниже представлены сведения о закупках, в которых усматриваются признаки заключения антиконкурентного соглашения между указанными организациями.
N |
Номер закупки |
Название участника закупки |
Начальная максимальная цена контракта по закупке |
Лучшее ЦП участника в торгах |
Снижение, % |
Стал ли победителем торгов |
|
0111300025016000159 |
ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" |
1 816 072,00 |
1 788 830,00 |
1.50 % |
победитель |
ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" |
1 797 911,28 |
1.00 % |
нет |
|||
|
0111300025017000023 |
ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" |
9 997 500,00 |
9 947 512,50 |
0.50 % |
нет |
ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" |
9 947 512,50 |
0.50 % |
победитель |
|||
|
0111300025017000070 |
ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" |
1 799 977,00 |
1 781 977,00 |
1.00 % |
победитель |
ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" |
1 790 977,00 |
0.50 % |
нет |
|||
|
0111300025018000041 |
ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" |
5 149 909,00 |
5 098 409,00 |
1.00 % |
победитель |
ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" |
5 124 159,45 |
0.50 % |
нет |
|||
5. |
0111300025018000090 |
ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" |
1 699 987,00 |
1 682 987,00 |
1.00 % |
победитель |
ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" |
1 691 487,06 |
0.50 % |
нет |
Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее - НМЦК) составила 20 463 445 рублей. В результате максимальное снижение по аукционам составило 1,5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Вышеуказанные аукционы состоялись в 2016-2018 гг.
По результатам проведения аукциона 0111300025016000159 заказчиком заключен 1 контракт на сумму 1 788 830 руб.
По результатам проведения аукциона 0111300025017000023 заказчиком заключен 1 контракт на сумму 9 947 512,50 руб.
По результатам проведения аукциона 0111300025017000070 заказчиком заключен 1 контракт на сумму 1 781 977 руб.
По результатам проведения аукциона 0111300025018000041 заказчиком заключен 1 контракт на сумму 5 098 409 руб.
По результатам проведения аукциона 0111300025018000090 заказчиком заключен 1 контракт на сумму 1 682 987 руб.
Татарстанским УФАС России также были проанализированы иные аукционы в электронной форме за период с 2016 г. по 2018 г., в которых помимо ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" принимали активное участие иные хозяйствующие субъекты.
Номер закупки |
Название участника закупки |
Начальная максимальная цена контракта по закупке |
Лучшее ЦП участника в торгах |
Стал ли победителем торгов |
Снижение, % |
0711200000717000022 |
ООО "АЛТУМ СТРОЙ" |
1 100 000,00 |
500 000,00 |
победитель |
54,55% |
ООО "Элви-Плюс" |
534 000, 00 |
нет |
51,45% |
||
ООО "Энергосервис" |
735 999,99 |
нет |
33,09% |
||
ООО "КОМФОРТ-ЭНЕРГО" |
989 000,00 |
нет |
10,09% |
||
ООО "ВМК" |
- |
нет |
- |
||
ООО "УНИВЕРСАЛКОМПЛЕКТСТРОЙ" |
- |
нет |
- |
||
ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" |
- |
нет |
- |
||
ООО "АРТ КАР" |
- |
нет |
- |
||
0711200000818000020 |
ООО "ПРОФМАСТЕР" |
348 880,00 |
300 036,80 |
победитель |
14,00% |
ООО "Элви-Плюс" |
301 781,20 |
нет |
13,50% |
||
ООО "Энергосервис" |
333 180,40 |
нет |
4,50% |
||
ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" |
345 391,20 |
нет |
1,00% |
||
ООО "ИСБ" |
- |
нет |
- |
||
0111300025018000075 |
ООО "ПК ВАРАН" |
350 000,00 |
268 145,00 |
победитель |
23,39% |
ООО "Руметал" |
269 895,00 |
нет |
22,89% |
||
ООО "Лед-Транс НН" |
292 645,00 |
нет |
16,39% |
||
ООО "Энергосервис" |
296 145,00 |
нет |
15,39% |
||
ООО "А ГРУПП" |
320 750,00 |
нет |
8,36% |
||
ООО "Жилкомбытсервис" |
331 250,00 |
нет |
5,36% |
Как следует из вышеприведенной таблицы, ответчик ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" в аукционах, в которых принимали активное участие иные хозяйствующие субъекты, подавало ценовые предложения значительно ниже начальных максимальных цен контрактов.
Таким образом, в отсутствие конкурентной борьбы с иными хозяйствующими субъектами ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" в результате ранее достигнутой договоренности получали возможность подавать ценовые предложения максимально приближенные к начальной максимальной цене контрактов.
Участники ОАЭФ, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из рассматриваемых аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного (муниципального) контракта.
В соответствии со сведениями, представленными торговой площадкой, установлено совпадение IP-адресов, контактных данных участников, почтовых адресов, адресов электронной почты при подаче заявок и ценовых предложений со стороны ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ".
По результатам осмотра свойств файлов заявок участников (первые части заявок) ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" с использованием стандартного проводника операционной системы Windows 7, установлены факты совпадений таких свойств файлов как имя учетной записи, создавшей и изменившей файл, дата и время создания файла, размер файла, количество знаков.
Учётная запись - хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания (аутентификации) и предоставления доступа к его личным данным и настройкам.
Имя учетной записи задается пользователем и используется в ходе аутентификации при входе в систему. Таким образом, совпадение имени учетной записи создавшей и/или изменившей файл возможно только в случае их создания на одном устройстве. Использование одной учетной записи при формировании заявок на участие в торгах от разных организаций подтверждается и ее персонификацией.
Таким образом, следует вывод о создании документов, поданных ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" в качестве первой части заявки при участии в аукционах, одним лицом.
По мнению Татарстанского УФАС России вышеуказанное поведение ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ", свидетельствует о намеренном участии каждой из организаций в качестве второго участника закупки с целью поддержания цены контракта, максимально приближенной к НМЦК и победе на закупках второго участника.
Таким образом, в отсутствие конкурентной борьбы с иными хозяйствующими субъектами ответчики в результате ранее достигнутой договоренности получали возможность подавать ценовые предложения максимально приближенные к начальной максимальной цене контрактов.
Следовательно, действия ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" были возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Принимая решения участвовать в аукционе, участники исходят из того, что смогут предложить снижение цены, в целях победы по итогам проведения данного электронного аукциона, и соответственно, такое поведение как снижение цены по контракту, хозяйствующие субъекты предполагали для себя как рентабельное. Участие в электронном аукционе предполагает определенные расходы, связанные с данным участием, следовательно, участие с заведомым проигрышем в электронном аукционе является экономически нецелесообразным для хозяйствующего субъекта.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при участии в торгах ответчики по делу реализовывали антиконкурентную модель поведения путем обеспечения участия в закупке субъекта-конкурента с целью имитации конкурентной борьбы и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.
Таким образом, участие ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" в вышеуказанных аукционах явилось формальной имитацией конкурентной борьбы, что лишает его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных ценовых предложений участниками электронного аукциона, имеющих намерение заключить договор, контракт по результатам электронного аукциона. Их действия были изначально согласованы и определены, в целях заключения государственного контракта по максимально возможной цене.
По мнению Татарстанского УФАС России ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" заключили соглашение, ограничивающее конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах на основании следующих установленных фактов:
компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения;
снижение ценового предложения в рамках проведения аукциона между ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" было минимальным - от 0,5% до 1,5%;
отсутствует экономическое обоснование поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли;
осведомленность ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" о направленности поведения друг друга и возможных результатах аукциона, учитывая отмеченные выше обстоятельства;
использование организациями единой инфраструктуры при участии в торгах;
вход на электронную торговую площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе разных хозяйствующих субъектов с одного и того же IP-адреса, использование одних и тех контактных номеров, номеров электронной почты, одного и того же почтового адреса, не совпадающего с адресом регистрации;
формальное участие одной организации в закупках с целью определения в качестве поставщика субъекта-конкурента с ценой, наиболее приближенной к НМЦК.
Данные обстоятельства отражают использование конкурентами единой инфраструктуры и совместную подготовку к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Учитывая совокупность имеющихся доказательств, установлено, что ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" заключили и участвовали в ограничивающем конкуренцию Соглашении, которое привело к поддержанию цены при проведении открытых аукционов в электронной форме NN 0111300025016000159, 0111300025017000023, 0111300025017000070, 0111300025018000041, 0111300025018000090.
На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан издан Приказ 01/405-к от 16.10.2019 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.
О П Р Е Д Е Л И Л:
Назначить дело N016/01/11-1725/2019 к рассмотрению 28 ноября 2019 года в 11 часов 00 минут, по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, д.55, 2 этаж, зал заседаний.
Привлечь к участию в рассмотрении дела N016/01/11-1725/2019 в качестве ответчиков:
-ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС";
-ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ";
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" ответчикам по делу в срок до 22 ноября 2019 г. представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню, копии документов должны быть заверены надлежащим образом. Информация и документы должны быть представлены в полном объеме с приложением реестра представляемых документов по каждому пункту перечня, в случае отсутствия или непредставления информации и документов согласно запрашиваемого перечня - письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или непредставления.
Письменные пояснения по факту нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении устного картельного соглашения и участия в нем, что привело к поддержанию цен на торгах во время проведения открытых аукционов в электронной форме.
Информацию об аукционах в электронной форме, в которых принимала участие ВАША ОРГАНИЗАЦИЯ в 2015 - 2019 г. Информацию представить в виде следующей таблицы.
Номер извещения аукциона |
Дата проведения аукциона |
Начальная максимальная цена
|
Ваше последнее ценовое предложение |
Результат торгов (признан или не признан победителем) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информацию о фактическом местонахождении Вашей организации в момент проведения указанных аукционов в электронной форме, с приложением правоустанавливающих документов, подтверждающих право пользования данными помещениями (например, свидетельство о праве собственности, договор аренды и т. д.) и платежных документов, подтверждающих оплату по данным правоустанавливающим документам.
Копию договора на оказание услуг связи, на основании которого предоставляется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Информацию об исполнении контрактов, заключенных по результатам проведения электронных аукционов за период с 2015 по 2019 года. Информацию по указанному пункту необходимо представить в виде реестра, с указанием основных реквизитов контракта.
Учредительные документы Вашей организации, в том числе устав в редакции, действующей на момент получения настоящего определения, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на момент получения настоящего запроса.
Сведения о группе лиц Вашей организации по состоянию на 2017 г., 2018 г., 2019 г. в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции, в форме, утвержденной Приказом ФАС РФ N293 от 20.11.2006 г. "Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц".
Информацию (в форме справки за подписью руководителя организации) о сумме выручки Вашей организации за 2016, 2017, 2018 года (руб., с НДС и без НДС) с разбивкой суммы выручки по видам деятельности и приложением копии отчета о прибылях и убытках за указанный период, либо копии налоговой декларации.
Копии всех договоров, заключенных между Вашей организацией и иным ответчиком (ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" (ИНН 1616004646) и ООО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" (ИНН 1609013054) по делу (со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами, спецификациями к договору).
Документы, подтверждающие оплату по договорам, указанным в п.3.9. данного Определения (платежные поручения, квитанции и др.) за период с 2016 года по настоящее время. Данные документы необходимо предоставить в электронном виде.
Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.
В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.
Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.
Явка законных представителей ответчиков по делу или их представителей по доверенности, а также лиц, участвующих в деле (с доверенностью на участие в рассмотрении настоящего дела), обязательна.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 1 ноября 2019 г. N 016/01/11-1725/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.11.2019