Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (Тамбовского УФАС России) Гречишникова Елена Анатольевна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 068/04/14.3-772/2019, возбужденного в отношении должностного лица общества с ограниченной ответственностью "ПВ-Центр" <_> по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отсутствии должностного лица ООО "ПВ-Центр" <_>, извещенной надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
С 1 ноября 2018 года по 4 сентября 2019 года при входе в магазин "Добро цен" по адресу: г. Тамбов, пр. Монтажников, д. 2 "г" распространялась реклама следующего содержания: "Купи на 3000 р. С 01.11. по 14.12 получи возможность выиграть Приз. Добро Цен".
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламная информация, распространяемая при входе в магазин "Добро Цен", адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к рекламируемому магазину, а также предлагаемым в нем товарам, формирует и поддерживает интерес потребителей к участию в указанной акции, учитывая возможность получения приза, следовательно, является рекламой стимулирующего мероприятия.
В соответствии со статьей 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В соответствии со ст. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 в силу статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения".
Положения ст. 9 Закона о рекламе в части указания сроков проведения мероприятия носят императивный характер. То есть данная норма права, выражение которой сделано в определенной, категоричной форме не подлежит изменению по инициативе ее адресатов.
С учетом изложенного, конкретные сроки проведения данного мероприятия (пункт 1 статьи 9 Закона о рекламе) подлежат отдельному обязательному указанию в самой рекламе, отсутствие в рекламе части информации, в том числе о сроке проведения мероприятия (акции), приводит к ее искажению и нарушает права и законные интересы потребителей на получение полной информации о рекламируемом объекте, поскольку такие сведения являются для потребителя существенными. Сообщение об источнике получения такой информации (адрес интернет сайта, номер телефона и т.д.), где можно получить исчерпывающие сведения по всем вопросам, включая срок проведения мероприятия, а также указание условий участия не подменяет вышеуказанной обязанности - что следует из содержания статьи 9 Закона о рекламе.
Так, из текста рекламы невозможно установить начало акции, а также источник информации об организаторе мероприятия, следовательно, у потребителя отсутствовала возможность определить срок и правила участия в акции, в течение которого он может получить услугу (участвовать в акции), или предположить наличие у него неограниченного во времени права воспользоваться рекламируемой услугой.
В вышеуказанной рекламе не указаны сроки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе, правилах проведения мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, следовательно, рассматриваемая реклама размещается с нарушением требований статьи 9 Закона о рекламе.
Таким образом, сведения до потребителя рекламы доведены не в надлежащей форме и могли привести к утрате важной для потенциального участника стимулирующего мероприятия информации.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований статьи 9 Закона о рекламе ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
ООО "ПВ-Центр" письмом от 18.07.2019 (вх. N4693) сообщило, что Обществом не принималось решение о проведении стимулирующего мероприятия в период с 1 ноября по 14 декабря 2018 года. Согласно пояснениям директора магазина "Доброцен" в городе Тамбове <_>, указанная реклама размещена ею по собственной инициативе, изготовлена и размещена собственными силами без привлечения третьих лиц. Правила проведения акции не разрабатывались. Реклама размещалась в ноябре и декабре 2018 года, была разработана и изготовлена <_>.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к статье 2.4 КоАП РФ определено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с Приказом от 23.07.2018 <_> принята на работу в должности директора магазина "Доброцен" в г. Тамбове (392000, г. Тамбов, пр. Монтажников, д. 2 "г").
Согласно п. 2.29 должностной инструкцией директора магазина "Доброцен", утвержденной директором ООО "ПВ-Центр", директор обязан анализировать результаты работы магазина и разрабатывать мероприятия, направленные на выполнение планов продаж.
<_> письмом от 16.07.2019 сообщила, что разместила по собственной инициативе в ноябре 2018 года рекламу для увеличения потока покупателей и среднего чека. <_.> разработала макет рекламы и обратилась за его изготовлением к частному лицу. О нарушении рекламного законодательства не предполагала. Указала, что данное нарушение произошло по ее вине.
Таким образом, ООО "ПВ-Центр" в своих интересах наделило <_> полномочиями, указанными выше, из чего следует, что <_> является должностным лицом Общества, действует в интересах Общества.
Следовательно, обязанность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, в том числе рекламного законодательства, лежит на <_>
Распространение указанной ненадлежащей рекламы прекращено по предписанию антимонопольного органа.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, должностное лицо ООО "ПВ-Центр" <_> совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Уведомлением от 05.09.2019 исх. N 58-3-06/4140 должностное лицо ООО "ПВ-Центр" <_> вызвана для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении на 15.10.2019 в 15 часов 30 минут.
На составление протокола об административном правонарушении должностное лицо ООО "ПВ-Центр" <_> не явилась, извещена надлежащим образом, заявила ходатайство (вх. от 15.10.2019 N 7158) о составлении протокола в ее отсутствие.
15.10.2019 в отношении должностного лица ООО "ПВ-Центр" <_> составлен протокол об административном правонарушении, копия протокола направлена в адрес должностного лица.
Определением от 15.10.2019 рассмотрение дела N 068/04/14.3-772/2019 назначено на 30.10.2019 в 10 часов.
На рассмотрение дела должностное лицо ООО "ПВ-Центр" <_> не явилась, извещена надлежащим образом.
Дело об административном правонарушении N 068/04/14.3-772/2019 рассматривалось с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Вина должностного лица ООО "ПВ-Центр" <_> состоит в том, что она нарушила требования законодательства Российской Федерации о рекламе, и не предприняла всех зависящих от нее мер по их соблюдению.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
Правонарушение продолжалось в период с 1 ноября 2018 года по 4 сентября 2019 года, прекращено по предписанию антимонопольного органа.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением лицам являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ указано, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае нарушение совершено должностным лицом ООО "ПВ-Центр" <_> впервые, не причинило вред, не привело к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует имущественный ущерб, также установлено, что ООО "ПВ-Центр" является субъектом малого предпринимательства.
Рассмотрев дело об административном правонарушении N 068/04/14.3-772/2019, руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
Привлечь должностное лицо общества с ограниченной ответственностью "ПВ-Центр" <_> к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
Согласно части 1 и части 3 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель |
Е.А. Гречишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 30 октября 2019 г. N 068/04/14.3-772/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.10.2019