Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее - также Инспекция) в составе: руководитель Инспекции - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Инспекции: начальник отдела контроля закупок Катричева Е.И., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Капралова Т.С.,
с участием:
от заказчика, Муниципального казенного учреждения "Агентство по строительству" города Ярославля (далее также - МКУ "Агентство по строительству", заказчик), представителя по доверенности Антонова Д.П.;
от общества с ограниченной ответственностью "АТЕК-Энерго" (далее также - ООО "АТЕК-Энерго", Общество), представителя по доверенности Паркиной А.В.,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МКУ "Агентство по строительству" в отношении ООО "АТЕК-Энерго", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ) проверку факта уклонения ООО "АТЕК-Энерго" от заключения контракта на выполнение работ по организации строительства общеобразовательной школы с инженерными коммуникациями г. Ярославль, Фрунзенский район, МКР N 2 жилого района Сокол, улица Чернопрудная (в районе дома 30) (далее также - контракт) с заказчиком, МКУ "Агентство по строительству" (извещение N 0171200001919001393), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - Ярославское УФАС России) от 29.10.2019 N 388,
установила:
25.10.2019 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ от муниципального казенного учреждения "Агентство по строительству" города Ярославля поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "АТЕК-Энерго", уклонившегося, по мнению заказчика, от заключения контракта на выполнение работ по организации строительства общеобразовательной школы с инженерными коммуникациями г. Ярославль, Фрунзенский район, МКР N 2 жилого района Сокол, улица Чернопрудная (в районе дома 30) с заказчиком, МКУ "Агентство по строительству" (извещение N 0171200001919001393).
Изучив представленные материалы и сведения, а также заслушав пояснения представителей МКУ "Агентство по строительству", ООО "АТЕК-Энерго", Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, Департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 13.08.2019 размещено извещение N 0171200001919001393 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по организации строительства общеобразовательной школы с инженерными коммуникациями г. Ярославль, Фрунзенский район, МКР N 2 жилого района Сокол, улица Чернопрудная (в районе дома 30).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 496 952 945,49 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.08.2019, размещенного в единой информационной системе 27.08.2019, следует, что электронный аукцион признан несостоявшимся на основании части 16 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, и контракт заключается с ООО "АТЕК-Энерго".
Порядок заключения контракта определен статьей 83.2 Закона
N 44-ФЗ.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры (часть 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ (часть 3 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры; указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз; при этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона; при этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона N 44-ФЗ (часть 5 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица (часть 6 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (часть 7 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (часть 8 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Как было отмечено выше, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в рассматриваемом аукционе опубликован в единой информационной системе 27.08.2019.
Заказчиком представлена последовательность (хронология) действий по подписанию проекта контракта на электронной площадке с использованием единой информационной системы.
02.09.2019 заказчиком в единой информационной системе размещен без своей подписи проект муниципального контракта.
ООО "АТЕК-Энерго" 09.09.2019 на электронной площадке размещен протокол разногласий к проекту муниципального контракта.
Заказчиком рассмотрен протокол разногласий и 12.09.2019 размещен доработанный проект контракта.
В свою очередь, обществом 17.09.2019 подписан муниципальный контракт, а также прикреплена в качестве обеспечения исполнения контракта банковская гарантия N 97691 от 21.08.2019 г., выданная Акционерным обществом Коммерческий банк "Модульбанк".
Вместе с тем, 23.10.2019 заказчиком опубликован протокол о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а банковской гарантии не соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, Постановлению Правительства от 08.11.2013 "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб" и Постановлению Правительства от 12.04.2018 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов".
На заседании Инспекции представитель ООО "АТЕК-Энерго" пояснил, то общество не имело намерения уклоняться от заключения контракта, более того, имело намерение исполнить контракт применимо к рассматриваемой закупке, в подтверждение чего представлены скриншоты заявок более, чем в 10 банков, а также предпринята попытка получения кредита (заявление от 27.08.2019).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
Заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России представлено заявление о включении сведений в отношении ООО "АТЕК-Энерго" в реестр недобросовестных поставщиков (вх. N 10542 от 25.10.2019).
Вместе с тем при рассмотрении Инспекцией вопроса о включении либо невключении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в связи с признанием такого участника уклонившимся от заключения контракта правовое значение имеет именно поведение участника аукциона на стадии заключения контракта.
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 11-12 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр; в случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 Правил; в рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение; в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; в ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие поставщика, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ.
На заседании Инспекции было выявлено об отсутствии недобросовестного поведения со стороны участника закупки, что подтверждается следующими обстоятельствами:
общество впервые участвует в закупке в качестве самостоятельного подрядчика;
ранее добросовестно исполняли работы по договорам субподряда (благодарственные письма от ООО "Тандем", ООО "ТЭЛПРО", ООО "Ридана", ООО УК "Трансюжстрой");
в целях получения банковской гарантии заблаговременно направляли запросы в такие банки, как "Совкомбанк", "Держава", "МеталлинвестБанк", "МКБ", "МСП", "Восточный Экспресс", работающие на одном электронно-финансовом сервисе "Банкон" (скриншот заявки от 23.08.2019 N 70629), ПАО "ВТБ", ПАО "Промсвязьбанк", ООО "Экспобанк", ПАО КБ "Восточный", АКБ "Абсолют Банк" (скриншоты заявки от 26.08.2019 N 26476).
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств; указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
С учетом изложенного уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Инспекция Ярославского УФАС России полагает, что фактические обстоятельства дела и представленные ООО "АТЕК-Энерго" доказательства и пояснения (в частности, факт подписания контракта, действия ООО "АТЕК-Энерго", направленные на получение банковской гарантии, на получение необходимой денежной суммы) свидетельствуют об отсутствии виновного и недобросовестного поведения со стороны участника рассматриваемого аукциона.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, основания для включения ООО "АТЕК-Энерго" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок
решила:
сведения, представленные муниципальным казенным учреждением "Агентство по строительству" города Ярославля (ИНН 7606067599, ОГРН 1087606000294) в отношении ООО "АТЕК-Энерго" (ИНН 5022086970, ОГРН 1075022002879), адрес: ул. Комсомольская, д. 14, г. Ярославль, 150000, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции Гудкевич Е.В.
Члены Инспекции Катричева Е.И.
Капралова Т.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 1 ноября 2019 г. N 144П-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.11.2019