Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Князькова С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Кузина А.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Систем Техник" на действия заказчика Акционерного общества "НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку, пуско-наладку фрезерного станка с ЧПУ и инструктаж персонала (извещение N 31908352099 на сайте www.zakupki.gov.ru),
в отсутствие: заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу;
в присутствии: представителя АО "НПО НИИИП-НЗиК" - <....>(по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Систем Техник" (вх. N 12172э от 24.10.2019 г.) на действия заказчика Акционерного общества "НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку, пуско-наладку фрезерного станка с ЧПУ и инструктаж персонала (извещение N 31908352099 на сайте www.zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Систем Техник" (далее по тексту - Заявитель) принял решение об участии в открытом электронном аукционе по определению поставщика предмета поставки, пуско-наладки фрезерного станка с ЧПУ и инструктажа персонала, для нужд Акционерного общества "НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна", реестровый номер процедуры N 31908352099, опубликованной на электронной торговой площадке "etp.gpb.ru".
Крайним сроком подачи документов для участия в вышеуказанной процедуре являлось "16" октября 2019 года до 08 часов 00 минут.
Следуя требованиям Документации о закупке на участие в электронном аукционе на право заключения договора на поставку, пуско-наладку фрезерного станка с ЧПУ и инструктажа персонала, с соблюдением сроков, указанных в извещении о проведении закупки, Заявитель жалобы "15" октября 2019 года подал заявку на электронную торговую площадку "etp.gpb.ru", на участие в вышеуказанной процедуре, которой был присвоен порядковый идентификационной номер "Участник N 2".
Датой проведения электронного аукциона было назначено "23" октября 2019 года в 10 часов 00 минут.
"22" октября 2019 года на электронной торговой площадке "etp.gpb.ru" был опубликован протокол N б/н о рассмотрении заявок на участие в аукционе в электронной форме датированный "21" октября 2019 года, согласно которому, по окончанию срока подачи заявок для участия в закупке было подано 14 (четырнадцать) заявок.
Помимо этого в этом же протоколе закупочной комиссией было принято решение об отказе в допуске Заявителя к участию в открытом электронном аукционе, в связи с тем, что (цитата):
"На основании пп.2 п. 18.4 разделе 18 Документации на проведение аукциона: несоответствия заявки участника закупки требованиям, установленным в документации, в том числе нарушения требований документации о закупе к содержанию, форме и оформлению заявки, а именно предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) или качественных характеристиках поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг представлено в формате MS Word, что не соответствует требованиям, установленным п. 11.4 документации на проведение аукциона."
Податель жалобы не согласен с вышеуказанным решением закупочной комиссии, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок по следующим основаниям:
Согласно п. 11.4 аукционной документации, копии документов, входящих в состав заявки, предоставляются в виде скан-копий оригиналов или нотариально заверенных копий в формате pdf, jpeg, явно и достоверно отображающих содержащуюся в документах информацию, в том числе реквизиты, проставленные на документах печати (при наличии), подписи (в том числе электронной цифровой подписи) и отметки.
Предоставление документов в формате MS Word, MS Exсel и других аналогичных форматах, не допускается, если иное не предусмотрено документацией о закупке.
Заявитель считает, что установленное Заказчиком требование о необходимости предоставления документов для подачи заявки в формате pdf, jpeg необоснованное, поскольку размещение документов в формате MS Word и MS Excel не ограничивает возможности Заказчика по ознакомлению с документами входящими в состав заявки.
Поданные для участия в закупочной процедуре документы читаемы, явно и достоверно отображают содержащуюся в них информацию, в том числе все необходимые реквизиты, т.к. поданы надлежащим образом в форме электронного документа и подписаны электронной цифровой подписью уполномоченного органа.
В пункте 2. "Термины и определения и сокращения" Положения о закупке АО "НПО НИИИП-ИЗиК" утвержденного Советом директоров АО "НПО НИИИП-ИЗиК" протоколом от 12.12.2018 г. N 19, указано, что под Электронным документом подразумевается - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах, подписанная электронной подписью уполномоченного лица.
Помимо этого, поданные в составе заявки документы Заявителем настоящей жалобы содержат действующую электронную цифровую подпись генерального директора ООО "Систем-Техник" Рябышева С.Ю. уполномоченного действовать от имени организации.
Согласно ч.1 ст. 6 ФЗ от 06.04.2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Далее по тексту - ФЗ "Об электронной подписи". Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативно правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
В соответствии с п. 3 ст. 4. ФЗ "Об электронной подписи" принципом использования электронной подписи является, в том числе недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ей электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.
Помимо этого Федеральный закон от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в п.2. ч. 10. п.2. устанавливает, что Заказчиком должны быть установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, но закон не устанавливает правила о формате документов прилагаемых к заявке.
Податель жалобы считает, что требование Заказчика о предоставлении документов только в форматах pdf, jpeg является необоснованным, а следовательно отклонение заявки по причине не предоставления документа в формате pdf или jpeg является ограничивающими условиями для допуска участника до проведения электронного аукциона, поскольку все необходимые для индификации участника закупок явно и достоверно отображающие содержащуюся в документах информацию, в том числе реквизиты, проставленные на документах печати (при наличии), подписи ( в том числе электронной цифровой подписи) и отметки, представлены в документе в виде официального бланка и электронной цифровой подписи, содержащей исчерпывающую информацию об участнике закупки, позволяющие чётко определить достоверность поданной заявки, в том числе предложение о функциональных характеристиках.
Исходя из вышеизложенного, действия Заказчика привели к ограничению конкуренции, искусственно создали условия для победы других участников в указанной выше закупке.
Жалоба ООО "Систем Техник" подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
АО "НПО НИИИП-НЗиК" представило следующие возражения на жалобу.
АО "НПО НИИИП-НЗиК" осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее "Закон N 223-ФЗ") руководствуясь Положением о закупке, утвержденным Советом директоров от "12" декабря 2018 г. протокол N 19 (с изменениями, внесенными решением Совета директоров от 02.09.2019 года протокол N 15). В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.
Пп. 6.11.9 п. 6.11 Положения о закупке установлено: "Копии документов, входящих в состав заявки, предоставляются в виде скан-копий оригиналов или нотариально заверенных копий в формате pdf, jpeg, явно и достоверно отображающих содержащуюся в документах информацию, в том числе реквизиты, проставленные на документах печати (при наличии), подписи (в том числе электронной цифровой подписи) и отметки. Предоставление документов в формате MS Word. MS Excel и других аналогичных форматах, не допускается, если иное не предусмотрено документацией о закупке."
Во исполнение п.2 ч.10 ст.4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, Заказчиком в п. 11.4 раздела 11 было установлено требования к формату предоставления документов.
Заказчик не возражает против положения ч. 1 ст. 6 Закона N 63-ФЗ "Об электронной подписи", однако подписание документов электронно-цифровой подписью не относится к вопросу о формате документов подгружаемых участником закупки на электронную торговую площадку (далее по тексту - ЭТП). Документы подписываются электронно-цифровой подписью после осуществления загрузки данных документов на ЭТП.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ). Таким образом, установление Заказчиком в документации требований о формате предоставлении документов не ограничивает количество участников закупки и не противоречит Закону N 223-ФЗ, поскольку требуемый Заказчиком формат предоставления данных не влечет для участника закупки дополнительных затрат и не является избыточным и/или невыполнимым требованием. Участник ООО "Систем Техник" обязан руководствоваться положениями Закона N223-ФЗ, для должного участия составлять документы в соответствии с требованиями, указанными в документации о закупке, утвержденной Заказчиком.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
30.09.2019 Г. Заказчиком АО "НПО НИИИП-НЗиК" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку, пуско-наладку фрезерного станка с ЧПУ и инструктаж персонала (извещение N 31908352099).
Начальная (максимальная) цена договора - 14 493 333,33 руб.
Открытый аукцион в электронной форме проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
АО "НПО НИИИП-НЗиК" осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в соответствии с Положением о закупке АО "НПО НИИИП-НЗиК", утвержденным Решением Совета директоров АО "НПО НИИИП-НЗиК" Протокол от 12.12.2018 года N 19.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с п.11 пп. 11.4 Документации на проведение аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку, пуско-наладку фрезерного станка с ЧПУ и инструктаж персонала для нужд АО "НПО НИИИП-НЗиК", утвержденной Заместителем генерального директора по режиму и безопасности АО "НПО НИИИП-НЗиК" А.А. Афанасьевым в 08 октября 2019 г. (далее - Документация), копии документов, входящих в состав заявки, предоставляются в виде скан-копий оригиналов или нотариально заверенных копий в формате pdf, jpeg, явно и достоверно отображающих содержащуюся в документах информацию, в том числе реквизиты, проставленные на документах печати (при наличии), подписи (в том числе электронной цифровой подписи) и отметки.
Предоставление документов в формате MS Word, MS Excel и других аналогичных форматах, не допускается, если иное не предусмотрено документацией о закупке.
Согласно п.18 пп.18.4 Документации, при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник закупки не допускается Единой комиссией к участию в аукционе в случае:
1) несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией, в том числе позволяющим убедиться в благонадежности контрагента в соответствии с требованиями экономической безопасности и проявления должной осмотрительности при проверке контрагентов;
2) несоответствия заявки участника закупки требованиям, установленным в документации, в том числе:
- непредоставления документов и сведений, указанных в документации, в том числе необходимых для обеспечения экономической безопасности и проявления должной осмотрительности при проверке контрагентов;
-нарушения требований документации о закупке к содержанию, форме и оформлению заявки;
3) несоответствия предлагаемой продукции требованиям, установленным в документации о закупке;
4) несоответствия предложенных участником закупки условий исполнения договора условиям, указанным в документации, в том числе:
- направление предложения, ухудшающего условия выполнения договора, являющегося предметом закупки;
- направление предложения о цене договора, превышающего НМЦ договора, НМЦ единицы товара, услуги, работы;
5) наличия в предоставленных участником документах недостоверных сведений об участнике закупки или предлагаемой им продукции.
6) непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств или иного обеспечения заявки на участие в закупке в соответствии с документацией, если условие о таком обеспечении было установлено, в том числе несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения заявки установленным условиям его предоставления.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 21.10.2019 г. на участие было подано четырнадцать заявок, заявка под N2 отклонена на основании пп.2 п.18.4 Документации на проведение аукциона, несоответствия заявки участника закупки требования, в том числе нарушения требований документации о закупке к содержанию, форме и оформлению заявки, а именно предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) или качественных характеристиках поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг представлено в формате WS Word, что не соответствует требованиям установленным в п.11.4 документации на проведение аукциона.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО "Систем Техник" предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) или качественных характеристиках поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг представлено в формате WS Word, что противоречит установленным требованиям Документации.
Таким образом, заказчик правомерно отклонил заявку ООО "Систем Техник". Нарушений порядка организации и проведения открытого аукциона в электронной форме не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Систем Техник" на действия заказчика Акционерного общества "НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку, пуско-наладку фрезерного станка с ЧПУ и инструктаж персонала (извещение N 31908352099 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 5 ноября 2019 г. N 054/01/18.1-2148/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.11.2019