по результатам рассмотрения жалобы ООО "Статус Комплайнс" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
29.10.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "Статус Комплайнс" от 18.10.2019 б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 24.10.2019 N ПО/55750/19, на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 724/ОКЭ-ЦДИ ЦП/19 на право заключения договора на выполнение комплекса работ по оборудованию железнодорожных переездов специальными техническими средствами фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (извещение N 31908356485), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Статус Комплайнс" (далее - Заявитель) от 18.10.2019 б/н, направленная письмом Московского УФАС России от 24.10.2019 N ПО/55750/19, на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 724/ОКЭ-ЦДИ ЦП/19 на право заключения договора на выполнение комплекса работ по оборудованию железнодорожных переездов специальными техническими средствами фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (извещение N 31908356485) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 30.09.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - по лоту N 1 - 62 159 301, 60 рубль; по лоту N 2 - 56 502 158, 40 рублей; по лоту N 3 - 43 006 354, 80 рубля; по лоту N 4 - 36 411 931, 20 рубль; по лоту N 5 - 78 025 736, 40 рублей.
Дата окончания подачи заявок - 07.11.2019;
Дата проведения торгов - 18.11.2019;
Дата подведения итогов Конкурса - 19.11.2019.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком по результатам ответа 14.10.2019 на запрос о разъяснении положений Документации не внесены изменения в Документацию;
Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком Заказчиком по результатам ответа 14.10.2019 на запрос о разъяснении положений Документации не внесены изменения в Документацию.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
При этом частью 11 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.
Согласно пункту 3.5.7 Документации дополнения и изменения, внесенные в Извещение и (или) в Документацию, размещаются на сайтах в течение 3 (трех) дней с даты принятия решения о внесении изменений.
Из Жалобы следует, что Заявителем 10.10.2019 в адрес Заказчика направлен запрос о разъяснении положений Документации, содержащий вопросы относительно положений проекта договора Документации, заключаемого по результатам проведения Конкурса, при этом в ответ на указанный запрос 14.10.2019 Заказчиком опубликованы разъяснения, согласно которым Заказчик пояснил, что в соответствующие разделы проекта договора Документации будут внесены изменения, однако, по состоянию на 18.10.2019 Заказчиком указанные изменения не внесены в Документацию.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил документы и пояснил, что Заказчиком по указанным в запросе Заявителя вопросам касаемо положений проекта договора 18.10.2019 внесены соответствующие изменения в Документацию, а также продлен срок окончания подачи заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
При этом согласно пункту 3.6.30 Документации оценка конкурсных заявок осуществляется по критериям и в порядке, указанным в приложении N 1.4 Документации, на основании технического предложения, иных документов, представленных в соответствии с требованиями Документации, а также документов, перечисленных в приложении N 1.4 Документации.
Приложением N 1.4 к Документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в том числе критерий "Право поставки, подтвержденное производителем".
Оценка осуществляется следующим образом:
"Максимальное количество баллов присваивается в случае, если участник является производителем.
В случае, если участник имеет документально подтвержденные отношения с производителем оборудования, технические и функциональные характеристики которого соответствуют требованиям, указанным в таблице
N 1 "Технические и метрологические характеристики Комплекса" технического задания (приложения N 1.1 к конкурсной документации), начисляется 2/3 баллов от максимального количества баллов.
В случае, если участник имеет документально подтвержденные отношения с дилером, официальным представителем производителя оборудования, технические и функциональные характеристики которого соответствуют требованиям, указанным в таблице N 1 "Технические и метрологические характеристики Комплекса" технического задания (приложения N 1.1 к конкурсной документации), начисляется 1/3 баллов от максимального количества баллов.
В случае отсутствия документов, подтверждающих право поставки оборудования, технические и функциональные характеристики которого соответствуют требованиям, указанным в таблице N 1 "Технические и метрологические характеристики Комплекса" технического задания (приложения N 1.1 к конкурсной документации), подтвержденное производителем, баллы не начисляются".
Вместе с тем, участник Конкурса может не являться производителем товара или не иметь дилерские отношения с производителем на момент подачи заявки, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.
При этом в отсутствие обязанности производителя/дилера/поставщика товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении подтверждающих документов о том, что участник обладает правом поставки оборудования, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в Конкурсе, возможность участников закупки подать заявку на участие в Конкурсе в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в Конкурсе и ставит в неравное положение участников Конкурса, не являющимися производителями товара по предмету закупки.
Кроме того, Комиссия ФАС России, изучив порядок оценки заявок участников Конкурса приложения N 1.4 Документации, также установила, что Приложением N 1.4 к Документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в том числе критерий "Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами".
Оценка осуществляется следующим образом:
"Сумма баллов, присвоенная заявке участника по всем вышеуказанным критериям, уменьшается на 5 баллов при наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.
При оценке по критерию учитывается опыт работы контрагента за период три календарных года, предшествующих дате проведения настоящей закупки, в случае расторжения договора заказчиком (ОАО "РЖД") или третьим лицом в одностороннем порядке или по решению суда с данным контрагентом в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) им своих обязательств по договору; в случае наличия у ОАО "РЖД" или третьих лиц претензий к участнику, направленных заказчиком, третьим лицом в адрес участника; в случае уклонения от заключения договора по результатам проведенных процедур закупок".
Вместе с тем, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности вышеуказанного порядка оценки заявок, поскольку у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (например, 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора) будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что ставит участников закупки в неравное положение, зависит от субъективного мнения Заказчика, не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критериям "Право поставки, подтвержденное производителем" "Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами", что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Конкурса. Указанные действия нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Статус Комплайнс" (ИНН: 7719404118; ОГРН: 1157746136052) от 18.10.2019 б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 24.10.2019 N ПО/55750/19, на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 724/ОКЭ-ЦДИ ЦП/19 на право заключения договора на выполнение комплекса работ по оборудованию железнодорожных переездов специальными техническими средствами фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (извещение N 31908356485) обоснованной в части установления Заказчиком в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок участников Конкурса.
2. Признать ОАО "РЖД" нарушившим пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ОАО "РЖД" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 29.10.2019 N 223-ФЗ-1012/19.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 29.10.2019 N 223-ФЗ-1012/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 ноября 2019 г. N 223-ФЗ-1012/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.11.2019