по результатам рассмотрения жалобы ФГАУ "Фонд новых форм развития образования" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
28.10.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "ВойсЛинк" от 23.10.2019 N 578 на действия (бездействие) заказчика ФГАУ "ФНФРО" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку автоматизированной информационной системы "Платформа больших данных цифровой образовательной среды" (извещение N 31908356508) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ВойсЛинк" (далее - Заявитель) от 23.10.2019 N 578 на действия (бездействие) заказчика ФГАУ "ФНФРО" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку автоматизированной информационной системы "Платформа больших данных цифровой образовательной среды" (извещение N 31908356508) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ФГАУ "ФНФРО" (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 01.10.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 135 349 391 рубль;
Дата окончания подачи заявок - 18.10.2019;
Дата рассмотрения заявок - 21.10.2019;
Дата подведения итогов Конкурса - 21.10.2019;
На участие в Конкурсе подано 5 заявок, признанные соответствующими требованиям Документации.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, поскольку Заказчиком не подведены итоги проведения Конкурса в установленные Документацией сроки.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком не подведены итоги проведения Конкурса в установленные Документацией сроки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Закона о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
При этом согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны, в том числе сведения о порядке, дате начала, дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).
В соответствии с частью 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, дата подведения итогов Конкурса 21.10.2019, в связи с чем согласно требованиям Закона о закупках срок для размещения Заказчиком протокола подведения итогов 24.10.2019.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, уведомления и пояснил, что в связи с поступившей жалобой ООО "Современные технологии" от 15.10.2019 N ЮО15/10 (далее - Жалоба N 2) на действия Заказчика при проведении Конкурса в Московское УФАС России Заказчиком получено уведомление, согласно которому рассмотрение Жалобы N 2 назначено на 22.10.2019, при этом по результатам рассмотрения указанной Жалобы N 2 Московским УФАС России принято решение о признании Жалобы N 2 частично обоснованной, а также о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений, в связи с чем Заказчиком не размещен протокол подведения итогов проведения Конкурса в установленные сроки.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая, что Жалоба содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках, правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 5.5.1 Документации с целью подтверждения соответствия участника квалификационным требованиям перед выбором победителя Заказчиком может быть проведена постквалификация. Постквалификация проводится по критериям, указанным в документации о закупке.
Согласно пункту 5.5.6 Документации в ходе проведения постквалификации Заказчик имеет право:
- запрашивать предоставление участником закупки документов, установленных документацией о закупке, в целях подтверждения заявленных критериев квалификации;
- инспектировать участников закупки на предмет наличия заявленных ими условий исполнения договора и их соответствия установленным в документации о закупке критериям квалификации;
- запрашивать у соответствующих органов государственной власти, у юридических и физических лиц, указанных в заявке и приложениях к ней, информацию о достоверности сведений, представленных в заявке.
При этом согласно пункту 11 информационной карты Документации Заказчиком установлена возможность проведения этапа постквалификации.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что возможность Заказчика проводить этап постквалификации, а также осуществлять дозапросы информации у участников закупки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что в конечном счете может повлечь ограничение количества участников Конкурса.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных положений Документации противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. В соответствии с пунктом 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" (далее - Постановление N 908) протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются также в графическом виде.
Согласно пункту 9 Постановления N 908 под графическим видом понимается файл с графическим образом оригинала документа.
Вместе с тем, изучив сведения, размещенные в ЕИС, Комиссией ФАС России установлено, что при проведении Конкурса Заказчиком не размещены протоколы в графическом виде.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего протоколы в графическом виде, не соответствуют требованиям пункта 35 Постановления N 908, нарушают части 5, 12 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВойсЛинк" (ИНН: 7715617958, ОГРН: 5067746884761) от 23.10.2019 N 578 на действия (бездействие) заказчика ФГАУ "ФНФРО" (ИНН: 7709057458; ОГРН: 1027739007856) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку автоматизированной информационной системы "Платформа больших данных цифровой образовательной среды" (извещение N 31908356508) необоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, части 5, 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ОАО "РЖД" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым Комиссией ФАС России решением от 28.10.2019 N 223-ФЗ-1011/19.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 28.10.2019 N 223-ФЗ-1011/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 октября 2019 г. N 223-ФЗ-1011/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.10.2019