Резолютивная часть решения оглашена 21 октября 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 октября 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе: <_>
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "АНИР";
рассмотрев дело N 043/05/21-241/2019, возбужденное по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") по факту размещения на рекламной конструкции у входа в бар <_>, расположенный по адресу: г. Киров, <_>, информации следующего содержания: "Обновленное меню. <_>. 25% на вынос. Бизнес ланч по будням с 11 до 15. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью",
УСТАНОВИЛА:
при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") Кировским УФАС России была зафиксирована рекламная конструкция, размещенная около входа в бар <_>, расположенный по адресу: г. Киров, <_>, содержащая информацию: "Обновленное меню. <_>. 25% на вынос. Бизнес ланч по будням с 11 до 15. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью", (акт фиксации рекламы от 03.07.2019).
Определением от 04.07.2019 было возбуждено дело N 043/05/21-241/2019 в отношении ООО "АНИР" по признакам нарушения пункта 6 части 2 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе". Рассмотрение дела назначено на 29.07.2019.
Определением от 29.07.2019 срок рассмотрения дела продлен до 04.10.2019 года, рассмотрение дела отложено на 09.09.2019 в связи с необходимостью получения дополнительных материалов и сведений, необходимых для рассмотрения дела по существу.
Определением от 09.09.2019 рассмотрение дела отложено на 21.10.2019 года в связи необходимостью надлежащего уведомления ответчика о дате, времени и месте рассмотрения делаN 043/05/21-241/2019.
На заседание комиссии, состоявшееся 21.10.2019, ответчик - ООО "АНИР", надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, представителя не направил, ходатайств не заявлял, запрашиваемые документы не представил.
Комиссия Кировского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Реклама в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, на привлечение внимания к которому направлена реклама, товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 - ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон ""О государственном регулировании алкогольной продукции") под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
Алкогольная продукция подразделяется на спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с п. 13.1 ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании алкогольной продукции", пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.
Информация следующего содержания: "Обновленное меню. <_>. 25%* на вынос. Бизнес ланч по будням с 11 до 15. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью", размещенная на стене у входа в бар <_>, расположенный по адресу: г. Киров, <_>, адресована неопределенному кругу лиц, доступна для всех категорий населения, расположена рядом с пешеходной частью улицы, направлена на формирование интереса ("25%* на вынос", "Бизнес ланч по будням с 11 до 15") и привлечение внимания потребителя посредством своего крупного размера. Также рекламная конструкция, на которой расположена спорная информация, оснащена фонарями для освещения размещенных на ней сведений в темное время суток, что привлекает внимание потребителя и делает её доступной для восприятия в любое время.
Информация "25%* на вынос. *Подробности у бармена" располагается в центре рекламной конструкции на фоне изображения желтой жидкости с белой пеной. Данное изображение в совокупности с фразой "Подробности у бармена" и предупреждающей надписью: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью" создает стойкую ассоциацию с алкогольным напитком - пивом. Таким образом, Комиссия Кировского УФАС России делает вывод, что объектом рекламирования в спорной рекламе является алкогольная продукция (пиво).
Определение спорной информации в качестве рекламы алкогольной продукции также подтверждается позицией членов Экспертного совета по применению рекламного законодательства при Кировском УФАС России. В состав Экспертного совета при Кировском УФАС России входят представители научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистики, психологии, журналистики. Согласно мнению членов Экспертного совета по применению рекламного законодательства при Кировском УФАС России, высказанному на заседании 20.03.2019, спорная информация является рекламой алкогольной продукции, а именно - пива. В частности, членами Экспертного совета было указано, что сочетание названия бара <_> наряду с изображением жидкости желтого цвета и белой пеной, направлено на привлечение внимания потребителей к реализуемому товару (пиву). Кроме того, размещенная на баннере фраза "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью" однозначно свидетельствует о том, что объектом рекламирования является алкогольная продукция. Данная позиция была озвучена с точки зрения восприятия рекламы в качестве потребителей и расценена как ненадлежащая.
Таким образом, информация: "Обновленное меню. <_>. 25% на вынос. Бизнес ланч по будням с 11 до 15. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью" содержит признаки рекламы, перечисленные в ст. 3 Федерального закона "О рекламе", соответственно, такая информация признается рекламой алкогольной продукции.
Статья 1 Федерального закона "О рекламе" устанавливает реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" не допускается размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Рассматриваемая рекламная информация: "Обновленное меню. <_>. 25% на вынос. Бизнес ланч по будням с 11 до 15. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью", нарушает требования, установленные п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе", поскольку размещена с использованием средств стабильного территориального размещения у входа в бар <_>, расположенный по адресу: г. Киров, <_> прочно связана с ограждением и не предназначена для перемещения, монтаж/демонтаж конструкции без использования инструментов невозможен.
Таким образом спорная информация, являющаяся рекламой алкогольной продукции, нарушает требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Сотрудниками Кировского УФАС России зафиксирована реклама алкогольной продукции (акт фиксации рекламы от 03.07.2019), размещенная у входа в бар <_>, расположенный по адресу: г. Киров, <_>.
Филиал детского учреждения МОАУ ДО <_> расположен по адресу: г. Киров, <_>имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 28.11.2016, серия <_>, что позволяет отнести данную организацию к детскому образовательному учреждению.
Определение 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций осуществляется в соответствии с кадастровым планом муниципального образования.
Согласно письму администрации муниципального образования "Город Киров" от 05.08.2019 N5823-02-13, по данным официального программного обеспечения ГИС ИнГЕО расстояние между границами земельных участков, на которых расположены здания по <_> составляет 26,1 метра.
Таким образом, спорная информация, являющаяся рекламой алкогольной продукции размещена на расстоянии ближе, чем сто метров от здания филиала детского учреждения МОАУ ДО <_>, что является нарушением требований пункта 6 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Как следует из акта фиксации от 07.09.2019 в баре <_> реализуется следующая продукция: пиво, безалкогольные напитки, снеки, сигареты. В материалах дела имеется кассовый чек от 07.09.19 N0008, подтверждающий, что в помещении по адресу: <_> свою деятельность осуществляет ООО "АНИР". На входной двери бара "<_> имеется надпись: "ООО "АНИР", г. Киров, 10005, <_>".
Исходя из содержания рекламы, её расположения и оформления, информации о продавце и реализуемой в баре продукции, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламораспространителем и рекламодателем спорной рекламы, исходя из понятия, установленного статьей 3 Федерального закона "О рекламе", является ООО "АНИР", которое несет ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила).
Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалах дела содержится документальное подтверждение устранения нарушения Федерального закона "О рекламе" (акт фиксации от 18.09.2019), комиссия решила не выдавать ООО "АНИР" предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "АНИР", а также в отношении должностного лица ООО "АНИР".
Руководствуясь статьями 1, 3, 21 и 38 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Обновленное меню. <_>. 25% на вынос. Бизнес ланч по будням с 11 до 15. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью", размещенную у входа в бар "<_>, расположенный по адресу: г. Киров, <_>, так как она противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "АНИР" (<_>) не выдавать.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "АНИР" (<_>) и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 21 октября 2019 г. N 043/05/21-241/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.10.2019