Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии представителей:
от ООО "ГлобалАвто" - <...> (по доверенности от 07.05.2019), <...> (по доверенности от 07.05.2019),
от АО " РК ПП электрической и тепловой энергии на атомных станциях" - <...> (по доверенности от 04.10.2017 N 9/408/2017-ДОВ), <...> (по доверенности от 13.11.2017 N 9/529/2017-ДОВ),
рассмотрев жалобу ООО "ГлобалАвто" (далее - Заявитель) на действия
АО "РК ПП электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку автобусов ПАЗ-32045SH Вектор NEXT (реестровый N 31907659032) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, Заказчик провел конкурентную процедуру в нарушение положений Закупочной документации и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках), установил положения Закупочной документации противоречащие Закону о закупках.
Представитель Заказчика против удовлетворения жалобы возражал, представил запрашиваемые документы по спорной Закупке.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи
3 Закона о закупках.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, изучив материалы дела, Комиссия признала жалобу обоснованной в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Заказчиком в единой информационной системе закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении Закупки.
Согласно доводу жалобы, Заказчик предоставил ответ на запрос после срока окончания подачи заявок.
Комиссией установлено, что первоначальным сроком окончания подачи заявок, согласно Извещению N 63/2019 от 13.03.2019, являлось 28.03.2019.
Заявитель 21.03.2019 направил в адрес Заказчика запрос о даче разъяснений положений Закупочной документации.
28.03.2019 в ЕИС был опубликован ответ на запрос участника процедуры закупки относительно поставки автобусов ПАЗ - 32045SH Вектор NEXT, в котором по ряду вопрос указано, что Заказчик внесет изменения в закупочную документацию по извещению N 63/2019 от 13.03.2019.
Уведомление о внесении изменений в закупочную документацию по извещению N 63/2019 от 13.03.2019, Заказчиком продлен срок приема заявок до 05.04.2019,
а также продлен срок предоставления участникам закупки разъяснений положений закупочной документации до 29.03.2019.
Согласно возражениям Заказчика, им были предприняты исчерпывающие меры для соблюдения требований Закона о закупках, поскольку после получения запросов им были внесены соответствующие изменения в Закупочную документацию, а также продлен срок направления запросов.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Учитывая, что запрос поступил в адрес Заказчика 21.03.2019, третий день окончания дачи разъяснений приходился на 27.03.2019.
При этом, как установлено ранее, ответ на запрос был опубликован 28.03.2019.
Таким образом, действия Заказчика нарушили ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках,
в связи с чем, довод жалобы признается обоснованным.
Также Заявителем обжалуется опубликование итогового протокола, ранее установленной даты подведения итогов.
В графе "Порядок проведения процедуры" ЕИС указано, что порядок подведения итогов производится в соответствии с документацией.
Согласно п. 17 Извещения о проведении запроса котировок N 63/2019
от 13.03.2019 Закупочной документации дата рассмотрения заявок и подведения итогов закупки не позднее 23.04.2019.
Исходя из изложенного, Заказчиком обосновано подведены итоги Закупки протоколом N 160/Р-ОЗК/2019 заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведения итогов по запросу котировок на право заключения договора по теме: "Поставка автобусов ПАЗ-32045SH Вектор NEXT" (далее - Протокол), так как они подведены 16.04.2019, то есть не позднее 23.04.2019.
В письменных возражениях Заказчик указывает, что в Протокол включены результаты рассмотрения заявок на отборочной стадии и на оценочной стадии и поэтому, протокол опубликован ранее крайней даты подведения итогов.
При этом Заявитель не поясняет, как опубликование итогового протокола ранее крайнего срока подведения итогов, противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок или как оно ущемляет его права и интересы, благодаря которым Комиссия смогла бы оценить заявленный довод.
В связи с чем Комиссия Управления признает довод жалобы Заявителя с учетом конкретных фактических обстоятельств рассматриваемого дела необоснованным.
Также Заявитель обжалует положения Закупочной документации.
В соответствии с извещением, размещенным в ЕИС, дата окончания подачи заявок - 05.04.2019.
Комиссией установлено, что Заявитель подал заявку на участие в Закупке.
Обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и происходит с учетом особенностей, установленных названной статьей, а также в соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона о закупках. Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.
В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в Закупке.
Кроме того, из положений ч. 10 ст. 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Также следует отметить, что нарушения при составлении Закупочной документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе Закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (ч. 13 ст. 3 Закона о закупках).
При таких данных, оценивая поведение Заявителя в указанной части, следует признать, что обжалование положений Закупочной документации за пределами сроков является злоупотреблением правом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Закупочной документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Закупочной документации.
Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Закупочной документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии
с требованиями собственной Документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
Аналогичного подхода придерживаются суды, например, по делу N А40 255742/18.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ГлобалАвто" (ИНН: 5252033109; ОГРН: 1135252002665) на действия АО " РК ПП электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ИНН: 7721632827; ОГРН: 5087746119951) при проведении Закупки обоснованной в части доводов о нарушении срока дачи разъяснений Закупочной документации, необоснованной в части довода об опубликовании итогового протокола, оставить без рассмотрения в части оспаривания положений Закупочной документации.
Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках.
Обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, так как нарушение носит неустранимый характер.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 мая 2019 г. N 077/07/00-861/2019 (ключевые темы: участники закупок - окончание срока - окончание подачи заявок - антимонопольный орган - тепловая энергия)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.10.2019