Резолютивная часть решения оглашена
30.10.2019 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе: (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу АО "Почта России" (далее - Заявитель) на действия ООО "ТЭС" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по экспресс-доставке корреспонденции и грузов (Извещение N 31908310358) (далее - Конкурс, Закупка),
в присутствии представителей
в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
22.10.2019 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба АО "Почта России" (до 01.10.2019 г. - ФГУП "Почта России) на действия ООО "ТЭС" при проведении Закупки.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлены Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, на основании Протокола N 67-08.2019/Д рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 11.10.2019 г. конкурсной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе заявки ФГУП "Почта России" на основании пункта 6.5.2 Положения о закупке в связи с несоответствием участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке. В обоснование принятого конкурсной комиссией решения в Протоколе содержатся следующие доводы - "учредительные документы участника, подавшего заявку, не соответствуют сведениям в составе документации заявки, зарегистрированной на УТП. Несоответствие участника требованиям пункта 9.1 инструкции для участника закупки, участник находится на стадии ликвидации".
Заявитель считает, что отклонение его заявки от участия в Закупке является неправомерным, поскольку пунктом 6.5.2 Положения о закупке установлен исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявок на участие в закупке.
На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчиком во исполнение уведомления о принятии жалобы к рассмотрению представлены письменные пояснения и документы, составленные в ходе организации и проведения Закупки.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. 17.09.2019 г. Заказчиком в ЕИС размещено извещение N 31908310358 о проведении Закупки (далее - Извещение) и документация о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2001 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, утвержденным ими положением о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня его утверждения.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Законом о закупках и Положением о закупках.
2. Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в ЕИС при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
3. Разделом 9 Типовой формы Инструкции для участника закупки работ, услуг (для закупок, проводимых в электронной форме) в составе конкурсной документации (далее - Инструкция) предусмотрены Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Среди указанных требований, в том числе, пунктом 9.1 установлено требование о непроведении ликвидации участника закупки-юридического лица и отсутствия решения арбитражного суда о признании участника закупки несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (о введении реализации имущества должника); пунктом 9.2 установлено требование о неприостановлении деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке. Для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным пунктами 9.1, 9.2, участник должен представить заявку по форме, в которой он в декларативной форме подтверждает соответствие указанным требованиям.
Комиссией Самарского УФАС России установлены следующие обстоятельства. Участник закупки ФГУП "Почта России" 30.09.2019 г. подал заявку на участие в рассматриваемой закупке. Участник закупки ФГУП "Почта России" на момент подачи заявки 30.09.2019 г. и на момент рассмотрения заявок конкурсной комиссией 11.10.2019 г. не находился в стадии ликвидации, отсутствовало решение арбитражного суда о признании участника закупки несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства. Данное обстоятельство подтверждается заявкой, поданной в соответствии с формой 1, в которой задекларирован указанный факт (пп. 16-21 Заявки), а также выпиской из ЕГРЮЛ.
ФГУП "Почта России" на момент подачи заявки на участие в закупочной процедуре находилось в процессе реорганизации, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, представленной участником в составе заявки. Необходимо отметить, что в закупочной документации не содержалось требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих нахождение участника в процессе реорганизации с предоставлением подтверждающих документов, в связи с чем у ФГУП "Почта России" отсутствовала необходимость сообщения данной информации в составе заявки на участие в конкурсе.
Кроме того, в силу части 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица в форме преобразования юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы не несет никаких правовых последствий в отношении третьих лиц.
В разделе 9 Инструкции в составе конкурсной документации установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, в котором требование о ненахождении участника закупки в процессе реорганизации не содержится.
Пунктом 6.5.2 Положения о закупке установлен исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявок участников, среди которых отсутствует основание для отклонения заявки участника закупки в случае реорганизации юридического лица. Самарским УФАС России установлено, что участник закупки ФГУП "Почта России" соответствовал требованиям к участникам закупки, установленным разделом 9 документации о закупке, в связи с чем отклонение заявки участника по рассматриваемому основанию неправомерно.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии по отклонению заявки ФГУП "Почта России" по вышеуказанному основанию противоречат пункту 6.5.2 Положения о закупке.
4. Исходя из письменных пояснений Заказчика, представленных Самарскому УФАС России, заявка ФГУП "Почта России" на участие в закупке подписана лицом, полномочия которого не подтверждены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 10.3.1 Инструкции заявка на участие в закупке вместе с прилагаемыми к ней документами подписывается усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и подается посредством функционала электронной площадки в соответствии с регламентами, правилами, действующими на электронной площадке, в виде файлов с графическими образами оригиналов документов, составляющих заявку на участие в закупке.
Статьей 187 ГК РФ регулируются правоотношения, связанные с передоверием, а именно: лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью, а также если вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность лица и доверенность не запрещает передоверие. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Правило о нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц.
В соответствии с правилами работы на Универсальной торговой платформе (далее - УТП) зарегистрированным заявителем по заявке является филиал АО "Почта России" УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Заявка и приложенные к ней документы в графическом виде подписаны заместителем директора по посылочному бизнесу и экспресс-доставке УФПС Самарской области - филиал ФГУП "Почта России" Сергеевым П.Н.
В составе заявки ФГУП "Почта России", поданной на участие в Конкурсе, представлены следующие доверенности:
- доверенность от 01.03.2019 г. исх. N 7.1.16.4-03/251. Данной доверенностью ФГУП "Почта России" в лице директора УФПС Самарской области - филиала ФГУП "Почта России" Вакуленко А.Л. уполномачивает Сергеева П.Н. совершать действия от имени ФГУП "Почта России". Вместе с тем, доверенность, подтверждающая полномочия Вакуленко А.Л. действовать от имени ФГУП "Почта России", в составе заявки ФГУП "Почта России" не представлена;
- доверенность от 24.12.2018 г. исх. N 67. Данной доверенностью ФГУП "Почта России" в лице Серебренникова Д.М. уполномачивает Поспееву Е.В. на представление интересов ФГУП "Почта России";
- доверенность от 24.12.2018 г. исх. N 2039-АУП-2018. Данной доверенностью ФГУП "Почта России" уполномачивает филиал АО "Почта России" УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в лице Серебренникова Д.М. действовать от имени ФГУП "Почта России".
В доверенности, выданной Д.М. Серебренникову на УФПС г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области, отсутствуют полномочия представлять интересы ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области.
Наличие полномочий у подписанта графических документов заявки от УФПС Самарской области также невозможно установить на основании приложенных документов (доверенность на П.Н. Сергеева выдана Вакуленко Александром Леонидовичем, полномочия на представление интересов АО "Почта России" в рамках проведения закупочных процедур не предоставлены и не подтверждены).
На основании вышеизложенного конкурсной комиссией правомерно сделан вывод о том, что заявка и документы, приложенные Заявителем (их графическая форма) с учетом предоставленных полномочий, не соответствуют друг другу, что не позволяет Заказчику определить действительную волю, согласие и полномочия участника на участие в закупке.
В связи с тем, что установленное в действиях Заказчика нарушение Положения о закупке не повлияло на результат закупки, предписание, предусмотренное частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, не выдается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Почта России" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 6.5.2 Положения о закупке.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 30 октября 2019 г. N 443-12612-19/7
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.10.2019