Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) (_), рассмотрев протокол об административном правонарушении от 11 сентября 2019 года и другие материалы дела, возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в директора общества с ограниченной ответственностью "ГемоОмск" (далее - ООО "ГемоОмск", Общество) адрес (место нахождения): 644005, г. Омск, Красный переулок, д. 4, ИНН 5505202897, ОГРН 1085543029219 (_)
в отсутствие директора ООО "ГемоОмск" (_)
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 20.08.2019 года по делу N 055/05/24-641/2019 реклама ООО "ГемоОмск" была признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
Комиссией Омского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее дело об административном правонарушении было возбуждено протоколом от 11.09.2019 N 055/04/14.3-772/2019.
В результате рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, установлено следующее.
В адрес Омского УФАС России поступило обращение (_) по факту распространения по адресу: ул. Ильинская, д. 9 в г. Омске информации следующего содержания: "Медицинские анализы Недорого Лучшие из лучших Марка N 1 Федеральная сеть Гемотест ул. М. Жукова, 97/1 т. 37-12-00".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к организации "Федеральная сеть Гемотест", а также к оказываемым медицинским услугам.
Согласно данным справочно-информационной системы "ДубльГИС" (2ГИС.Омск) по обозначенному в рекламе адресу (ул. М. Жукова, д. 97/1) расположена медицинская компания Гемотест, в качестве контактной информации для связи с которой указаны: адрес (г. Омск, ул. Жукова, д. 97/1), сайт (www.gemotest.ru), номер телефона (8-800-550-13-13).
В соответствии со сведениями, размещенными на сайте www.gemotest.ru, медицинская компания "Гемотест" (ООО "Лаборатория Гемотест", адрес (место нахождения): 107045, г. Москва, б. Рождественский, д. 21, стр.2) осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации, в том числе посредством франчайзинга, так, на территории города Омска такой компанией является ООО "ГемоОмск".
Кроме того, ООО "ГемоОмск" выдана медицинская лицензия N ЛО-55-01-002419 от 18.10.2018, местом осуществления которой является: г. Омск, ул. М. Жукова, д. 97/1 (сведения сайта www.roszdravnadzor.ru Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения).
ООО "ГемоОмск" указало, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется; отсутствует нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе"; (_).
Вместе с тем объективного подтверждения того, что "Федеральная сеть Гемотест лучшая из лучших марка N 1" ООО "ГемоОмск" не представлено.
Факт распространения рекламы зафиксирован (заявление (_) вх. N 5550 от 03.06.2019, акт фиксации Омского УФАС России от 07.06.2019).
Принадлежность спорной рекламы ООО "ГемоОмск" доказан и не оспаривается Обществом.
1. Частью 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" установлено, что недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" "Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе)".
Утверждение, используемое ООО "ГемоОмск" в рекламе, "Федеральная сеть Гемотест" лучшая из лучших марка N 1" без указания критерия, на основании которого оно приводится, создает неверное и искаженное представление у потребителя о том, что рекламируемая таким способом организация является превосходной по отношению другим организациям с аналогичным профилем работы (предоставление медицинских услуг населению Российской Федерации).
2. В силу части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлены понятия:
- медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;
- медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно сведениям выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "ГемоОмск" является организацией, осуществляющей медицинскую деятельность в соответствии с выданной Министерством здравоохранения Омской области лицензией N ЛО-55-01-002419 от 18.10.2018, и наделенной правом предоставления медицинских услуг населению.
В соответствии со сведениями сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (http://www.roszdravnadzor.ru/services/licenses) при осуществлении медицинской деятельности, а именно при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерскому делу, сестринскому делу; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности), ультразвуковой диагностике ООО "ГемоОмск" предоставляет населению города Омска медицинские услуги.
Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура), представляющая собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
Так, в соответствии с алгоритмом кодирования, указанном в Номенклатуре, медицинской организацией могут предоставляться следующие виды услуг: анализ минерального состава мочевых камней (A09.28.01); общий (клинический) анализ крови (B03.016.002); общий (клинический) анализ мочи (B03.016.006) и т.п. Данные услуги, по мнению Комиссии Омского УФАС России, безусловно отражены в формулировке "медицинские анализы".
Таким образом, содержание рекламы в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, позволяет сделать вывод о том, что вышеуказанная реклама направлена именно на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемым организацией ООО "ГемоОмск".
Следовательно, реклама таких услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
На момент выявления факта распространения вышеуказанной рекламы предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", отсутствовало.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
ООО "ГемоОмск" является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
В силу пункта 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (_) является директором ООО "ГемоОмск".
Таким образом, директор ООО "ГемоОмск" (_), имея возможность для соблюдения требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" и не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, определив содержание ненадлежащей рекламы, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и 5 статьи 14.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 5 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Местом совершения административного правонарушения является: г. Омск.
Временем совершения административного правонарушения является дата фиксации нарушения: 07.06.2019.
На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение директором Общество установленных Федеральным законом "О рекламе" требований, а также обстоятельства, вынуждающие его действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Как следует из материалов дела, директором ООО "ГемоОмск" (_) совершено одно противоправное действие, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя частями статьи 14.3 КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу.
Таким образом, директор ООО "ГемоОмск" (_), совершив одним действием административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 и частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, подлежит привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, - в соответствии с санкцией части 5 статьи 14.3 КоАП РФ.
При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело 055/04/14.3-771/2019, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность директора ООО "ГемоОмск" (статьи 4.2, 4.3 КоАП РФ), не выявлено.
На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы России https://rmsp.nalog.ru от 23.09.2019 N ЮЭ9965-19-6765173 общество с ограниченной ответственностью "ГемоОмск" является субъектом малого и среднего предпринимательства - микропредприятием (дата внесения сведений в реестр 01.08.2016).
Оценив характер и обстоятельства совершенного директором Общества административного правонарушения, должностное лицо усмотрело основания для применения положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, поскольку их применение в данной ситуации является справедливым, отвечающим принципу целесообразности юридической ответственности, характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения, соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства.
Учитывая, что факт возбуждения административного дела сам по себе уже выполняет предупредительную функцию, вынесение предупреждения по данному делу обеспечивает соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л А:
Признать директора общества с ограниченной ответственностью "ГемоОмск" (ИНН 5505202897, ОГРН 1085543029219 (_) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и применить к нему меру ответственности, предусмотренную частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Заместитель руководителя управления |
____________ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 сентября 2019 г. N 055/04/14.3-772/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.09.2019