Резолютивная часть решения оглашена 14 октября 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 октября 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе: <_>
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <_>;
рассмотрев дело N 043/05/5-386/2019, возбужденное по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") по факту размещения у входа в магазин <_>, расположенный по адресу: г. Киров, <_>, информации следующего содержания: "Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ прекрасную возможность порадовать близких, ДАМ И ТЕБЕ_" с изображением девушки,
УСТАНОВИЛА:
при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") Кировским УФАС России была зафиксирована информация, размещенная на рекламной конструкции у входа в магазин <_>, расположенный по адресу: г. Киров, <_>, следующего содержания: "Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ прекрасную возможность порадовать близких, ДАМ И ТЕБЕ_" с изображением девушки (акт фиксации рекламы от 09.08.2019).
Определением от 14.08.2019 было возбуждено дело N043/05/5-386/2019 в отношении ИП <_> по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". Рассмотрение дела назначено на 05.09.2019.
Определением от 05.09.2019 срок рассмотрения дела продлен до 13.11.2019, рассмотрение дела отложено на 14.10.2019 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений для рассмотрения дела по существу.
На заседание комиссии, состоявшееся 14.10.2019, ответчик - ИП <_>, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, представителя не направил, ходатайств не заявлял, запрашиваемые документы не представил.
Комиссия Кировского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Реклама в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, на привлечение внимания к которому направлена реклама, товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная на рекламной конструкции у входа в магазин <_>, расположенный по адресу: г. Киров, <_>, следующего содержания: "Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ прекрасную возможность порадовать близких, ДАМ И ТЕБЕ_" содержит изображение девушки с оголенными плечами. Рекламная конструкция, на которой содержится указанная информация, выполнена в ярко-красном цвете, соблюдает общий стиль оформления магазина <_>.
Информация, размещенная на рекламной конструкции у входа в магазин "Милая, это тебе!" направлена на привлечение внимания к магазину, находится на улице с высоким автомобильным и пешеходным трафиком, адресована неопределенному кругу лиц, расположена рядом с МКДОУ <_>, МОАУ СОШ с УИОП <_>, Кировским технологическим колледжем пищевой промышленности, и соответственно, доступна без ограничения для всех категорий граждан.
Своим содержанием, размещением и оформлением, указанная информация привлекает внимание граждан к магазину <_>, объектами рекламирования, в данном случае, являются магазин <_> и реализуемая в нём продукция (цветы), соответственно, такая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" признается рекламой.
Часть 6 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" содержит запрет на использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Согласно Новому толково-словообразовательному словарю (под редакцией Ефремовой Т.Ф. М.: Русский язык, 2000) значение слов:
- непристойный - крайне неприличный, бесстыдный, предосудительный;
- неприличный - не отвечающий, противоречащий правилам приличия;
- предосудительный - заслуживающий осуждения, порицания.
Таким образом к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
В рассматриваемой рекламе контрастно, крупным шрифтом выделена фраза: "Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ", "ДАМ И ТЕБЕ_", расположенная в верхней и нижней части рекламы. Текст: "прекрасную возможность порадовать близких" выполнен на рекламе шрифтом более мелким, чем фраза: "Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ", "ДАМ И ТЕБЕ_", и расположен в центральной части рекламы. Также в центральной части рекламы расположено изображение девушки с оголенными плечами, прикрывающей рукой приоткрытый рот.
Используемая в рекламе фраза: "Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ, ДАМ И ТЕБЕ_" в совокупности с изображением девушки не отвечает приличиям, нормам морали и формирует негативный образ женщины в обществе. Рассматриваемая реклама обращена к низменным инстинктам человека, и формирует неверное представление о женщинах.
Совокупность таких элементов зрительного воздействия на потребителя, как изображение девушки, наличие яркой контрастной надписи: "Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ", "ДАМ И ТЕБЕ_", направленных на привлечение внимания потребителей любого возраста, позволяют Комиссии Кировского УФАС России сделать вывод о том, что в указанной рекламе с точки зрения восприятия потребителя имеется непристойный, оскорбительный образ и выражение.
Данное обстоятельство также подтверждается позицией членов Экспертного совета по применению рекламного законодательства при Кировском УФАС России. В состав Экспертного совета при Кировском УФАС России входят представители научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистики, психологии, журналистики. Согласно мнению членов Экспертного совета по применению рекламного законодательства при Кировском УФАС России, высказанному на заседании 11.09.2019, спорная реклама является непристойной и оскорбительной, может оказать развращающее влияние на подрастающее поколение и сформировать неверное представление о женщинах, а также нарушает морально-нравственные принципы. Данная позиция была озвучена с точки зрения восприятия рекламы в качестве потребителей и расценена как ненадлежащая.
Двусмысленное содержание текста "Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ, ДАМ И ТЕБЕ", использованное в совокупности с изображением девушки, является непристойным и оскорбительным образом, в связи с чем в рассматриваемой рекламе установлен факт нарушения положений части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель. Рекламная информация "Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ прекрасную возможность порадовать близких, ДАМ И ТЕБЕ_" размещена слева от входной двери в магазин <_>, расположенный по адресу: г. Киров, <_>. Рекламная конструкция, на которой размещена ненадлежащая реклама, стилистически совпадает с общим оформлением магазина. На платье девушки, изображенной на рекламе, имеется знак "<_> Флорист". Также на входной двери магазина <_> присутствует информация о продавце: "ИП <_>", что указывает на заинтересованность продавца в продвижении товара посредством рекламы.
Исходя из содержания рекламы, её расположения и оформления, информации о продавце, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем спорной рекламы, исходя из понятия, установленного статьей 3 Федерального закона "О рекламе", является ИП <_>, который несет ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила).
Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалах дела содержится документальное подтверждение устранения нарушения Федерального закона "О рекламе" (акт фиксации рекламы от 11.09.2019), Комиссия решила ИП <_> не выдавать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <_>.
Руководствуясь статьями 1, 3, 5 и 38 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ прекрасную возможность порадовать близких, ДАМ И ТЕБЕ_" с изображением девушки, размещенную на стене у входа в магазин <_>, расположенный по адресу: г. Киров, <_>, так как она противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <_> не выдавать.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <_>.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 14 октября 2019 г. N 043/05/5-386/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.10.2019