Резолютивная часть решения оглашена 09 октября 2019 г.
В полном объеме решение изготовлено 22 октября 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела N 58/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Войченко Е.Г. - заместитель руководителя управления, начальника отдела контроля ТЭК и связи.
Члены комиссии:
Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
Жигунова А.В. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
в присутствии представителя ООО "Контракт-Менеджер" по доверенности от 10.01.2019 <_>, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело N 58/2019 по признакам нарушения ООО "Майкопская топливная компания" (место нахождения: 385421, Республика Адыгея, Кошехабльский район, аул. Егерухай, ул. Пушкина, д. 12; ИНН 0101009602; ОГРН 1100101000317); ООО "Контракт-Менеджер" (место нахождения: 350049, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, д. 222, этаж 4, офис 8; ИНН 2308201666; ОГРН 1132308009404); ООО "Автотест-М" (место нахождения: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Строителей, д. 7; ИНН 0105071746; ОГРН 1140105000848) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах в электронных аукционах от 07.09.2018 N 0318300225018000461; от 03.09.2018 N 0318300225018000446 (далее - Аукционы),
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения дела N 58/2019 послужило заявление <_> (вх. N 12424 от 14.11.2018; вх. N 12931 от 23.11.2018) о нарушении участниками электронных аукционов от 07.09.2018 N 0318300225018000461; от 03.09.2018 N 0318300225018000446 антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения заявления, документов и сведений, представленных АО "ЭТС", заказчиком аукционов, Краснодарским УФАС России в действиях ООО "Майкопская топливная компания", ООО "Контракт-Менеджер", ООО "Автотест-М" установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Приказом Краснодарского УФАС России от 14.02.2019 N 36 возбуждено дело N 58/2019 и определением от 28.12.2019 исх. N 4408/5 рассмотрение дела назначено на 04.04.2019.
Определением Краснодарского УФАС России от 04.04.2019 исх. N 7800/5 рассмотрение дела N 58/2019 отложено на 28.05.2019.
Определением Краснодарского УФАС России от 28.05.2019 исх. N 12849/5 срок рассмотрения дела N 58/2019 продлен до 28.11.2019.
Определением Краснодарского УФАС России от 28.05.2019 исх. N 12850/5 рассмотрение дела N 58/2019 отложено на 18.07.2019.
Определением Краснодарского УФАС России от 18.07.2019 исх. N 17640/5 рассмотрение дела N 58/2019 отложено на 22.08.2019.
Определением Краснодарского УФАС России от 22.08.2019 исх. N 20865/5 рассмотрение дела N 58/2019 отложено на 09.10.2019.
Комиссия рассмотрела материалы дела N 58/2019 и установила следующее.
Согласно заявлению, а также сведениям, представленным АО "ЭТС", заказчиком аукциона, установлено следующее.
МКУ "Управление капитального строительства" муниципального образования Славянский район проводился электронный аукцион от 07.09.2018 N 0318300225018000461 - "Общеобразовательная организация на 825 мест в г. Славянск-на-Кубани" (2,3,4 этапы). Поставка мебели с установкой.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 12 161 277,25 рублей.
На участие в данной закупке поступило шесть заявок, одна из которых отозвана.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 04.09.2018 N 0318300225018000461 к участию в аукционе допущены три заявки: N 3 (ООО "Майкопская топливная компания"); N 4 (ООО "Контракт-Менеджер"); N 5 (ООО "Автотест-М").
По ходу проведения аукциона, никто из участников ценовые предложения не подавал (протокол проведения электронного аукциона от 07.09.2018 N 0318300225018000461).
Заказчиком контракт заключен с участником аукциона, заявка на участие в котором подана ранее других заявок на участие в аукционе, а именно с ООО "Майкопская топливная компания".
Анализ вышеуказанного электронного аукциона показал, что подав соответствующую информацию в первой части заявок, ООО "Майкопская топливная компания", ООО "Контракт-Менеджер", ООО "Автотест-М" были допущены к аукциону, однако ценовые предложения не подавали, в конкурентной борьбе не участвовали.
При этом, все вышеуказанные хозяйствующие субъекты понесли финансовые издержки в виде блокировки денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в аукционе.
Схожее поведение ООО "Майкопская топливная компания", ООО "Автотест-М" усматривается при участии данных хозяйствующих субъектов в электронном аукционе от 03.09.2018 N 0318300225018000446.
МКУ "Управление капитального строительства" муниципального образования Славянский район проводился электронный аукцион от 03.09.2018 N 0318300225018000446 - "Общеобразовательная организация на 825 мест в г. Славянск-на-Кубани" (2,3,4 этапы). Поставка немонтируемого оборудования.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 16 176 451,49 рублей.
На участие в данной закупке поступило три заявки, к участию в аукционе допущены две заявки: N 2 (ООО "Майкопская топливная компания"); N 3 (ООО "Автотест-М").
По ходу проведения аукциона, ООО "Автотест-М" ценовые предложения не подавал, ООО "Майкопская топливная компания" подано ценовое предложение в размере 16 095 569,23 рублей, с минимальным снижением начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчиком контракт заключен с ООО "Майкопская топливная компания" с ценой контракта 16 095 569,23 рублей.
Анализ вышеуказанного электронного аукциона показал, что подав соответствующую информацию в первой части заявки, ООО "Автотест-М" было допущено к аукциону, однако ценовые предложения не подавало, в конкурентной борьбе не участвовало.
При этом, ООО "Автотест-М" понесло финансовые издержки в виде блокировки денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в аукционе.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Краснодарским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на Аукционе, в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 59/2019.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).
Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.
Согласно пояснениям ООО "Майкопская топливная компания" (вх. N 11707 от 09.10.2019), ответчики по делу приняли участие в Аукционах в следующем порядке:
Номер закупки: 0318300225018000461.
Предмет закупки: "Общеобразовательная организация на 825 мест в г. Славянск-на-Кубани" (2,3,4 этапы). Поставка мебели с установкой".
НМЦ закупки (руб.): 12 161 277,25.
Всего участников подало заявки об участии в закупке: 5.
Всего участников сделало предложение о цене в ходе участия в закупке: 3.
Лицо, сделавшее ценовое предложение; размер ценового предложения (руб.); время подачи ценового предложения; уровень падения от НМЦ (%); допуск второй части заявки: ООО "Майкопская топливная компания"; 12 161 277,25; 28.08.2018 17:36:53;0; допущена.
Лицо, сделавшее ценовое предложение; размер ценового предложения (руб.); время подачи ценового предложения; уровень падения от НМЦ (%); допуск второй части заявки: ООО "Контракт- Менеджер"; 28.08.2018 22:10:38; допущена.
Лицо, сделавшее ценовое предложение; размер ценового предложения (руб.); время подачи ценового предложения; уровень падения от НМЦ (%); допуск второй части заявки: ООО "Автотест- М"; 28.08.2018 22:23:36; допущена.
Итоговая цена исполнения контракта (руб.): 12 161 277,25.
Лицо заключившее контракт: ООО "Майкопская топливная компания".
2. Номер закупки: 0318300225018000446
Предмет закупки: "Общеобразовательная организация на 825 мест в г. Славянск-на- Кубани" (2,3,4 этапы). Поставка немонтируемого оборудования".
НМЦ закупки (руб.): 16 176 451,49.
Всего участников подало заявки об участии в закупке: 3.
Всего участников сделало предложение о цене в ходе участия в закупке: 1.
Лицо, сделавшее ценовое предложение; размер ценового предложения (руб.); время подачи ценового предложения; уровень падения от НМЦ (%); допуск второй части заявки: ООО "Майкопская топливная компания"; 16 095 569,23; 03.09.2018 10:36; 0,5; допущена.
Итоговая цена исполнения контракта (руб.): 16 095 569,23.
Лицо заключившее контракт: ООО "Майкопская топливная компания".
При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".
При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи (часть 8 статьи 68 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, Законом N 44-ФЗ не установлена обязанность всех лиц, подавших заявку на участие в электронном аукционе, бороться до максимального снижения цены контракта вопреки экономической целесообразности и обязательно подавать ценовые предложения.
Подача заявок является законной и разумной стратегией в условиях отсутствия полной информации о количестве участников торгов и обосновывается сугубо экономическим причинами.
Заключение контракта на наиболее выгодных условиях является обычным поведением участников хозяйственного оборота, основной целью которых является получение прибыли.
Участники аукциона вправе руководствоваться, в том числе собственными экономическими ожиданиями в отношении оптимальных для них цен на предлагаемые к поставке товары. Вместе с тем действующим российским законодательством не установлена обязанность участника аукциона снижать начальную (максимальную) цену контракта.
Отказ участников аукциона от дальнейшего снижения начальной цены не может безусловно свидетельствовать о доказанности направленности их действий на поддержание цены.
При таких обстоятельствах Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 57/2019 в действиях ООО "Майкопская топливная компания", ООО "Контракт-Менеджер", ООО "Автотест-М" не усматривает нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах в электронных аукционах от 07.09.2018 N 0318300225018000461; от 03.09.2018 N 0318300225018000446.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства N 57/2019 в связи с отсутствием нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых комиссией действиях ООО "Майкопская топливная компания", ООО "Контракт-Менеджер", ООО "Автотест-М".
Председатель комиссии Е.Г. Войченко
Члены комиссии О.А. Мурадян
А.В. Жигунова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 октября 2019 г. N 58/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.10.2019