Резолютивная часть решения оглашена 09 октября 2019 г.
В полном объеме решение изготовлено 22 октября 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела N 57/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Войченко Е.Г. - заместитель руководителя управления, начальника отдела контроля ТЭК и связи.
Члены комиссии:
Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
Жигунова А.В. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
в присутствии представителя ООО "Континент" по доверенности от 07.10.2019 <_>, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело N 57/2019 по признакам нарушения ООО "Континент" (место нахождения: 350044, г. Краснодар, ул. им. Калинина, д. 13, корпус 63; ИНН 2311118425; ОГРН 1092311003839); ООО "Эко-Слав" (место нахождения: 353560, Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Донская, д. 9/3; ИНН 2349027103; ОГРН 1062349006268); индивидуальным предпринимателем <_> пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах в электронных аукционах от 07.09.2018 N 0318300225018000369; от 10.09.2018 N 0318300225018000469 (далее - Аукционы),
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения дела N 57/2019 послужило заявление <_> (вх. N 12424 от 14.11.2018; вх. N 12931 от 23.11.2018) о нарушении участниками электронных аукционов от 07.09.2018 N 0318300225018000369; от 10.09.2018 N 0318300225018000469 антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения заявления, документов и сведений, представленных АО "ЭТС", заказчиками аукционов, Краснодарским УФАС России в действиях ООО "Континент", группы лиц ИП <_>, ООО "Эко-Слав" установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Приказом Краснодарского УФАС России от 14.02.2019 N 35 возбуждено дело N 57/2019 и определением от 28.12.2019 исх. N 4407/5 рассмотрение дела назначено на 02.04.2019.
Определением Краснодарского УФАС России от 02.04.2019 исх. N 7559/5 рассмотрение дела N 57/2019 отложено на 28.05.2019.
Определением Краснодарского УФАС России от 28.05.2019 исх. N 12847/5 срок рассмотрения дела N 57/2019 продлен до 28.11.2019.
Определением Краснодарского УФАС России от 28.05.2019 исх. N 12848/5 рассмотрение дела N 57/2019 отложено на 17.07.2019.
Определением Краснодарского УФАС России от 17.07.2019 исх. N 17639/5 рассмотрение дела N 57/2019 отложено на 20.08.2019.
Определением Краснодарского УФАС России от 20.08.2019 исх. N 20753/5 рассмотрение дела N 57/2019 отложено на 09.10.2019.
Комиссия рассмотрела материалы дела N 57/2019 и установила следующее.
Администрацией Славянского городского поселения Славянского района проводился электронный аукцион от 07.09.2018 N 0318300225018000369 - Благоустройство территории общего пользования (сквер) в рамках реализации муниципальной программы Славянского городского поселения Славянского района "Формирование современной городской среды Славянского городского поселения Славянского района на 2018-2022 годы".
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 8 657 555,00 рублей.
На участие в данной закупке поступило четыре заявки, одна из которых отозвана.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 04.09.2018 N 0318300225018000369 к участию в аукционе допущены заявки N 2 (ИП <_>) и N 4 (ООО "Континент").
По ходу проведения аукциона двумя участниками размещения заказа: ИП <_> и ООО "Континент" поданы идентичные ценовые предложения в размере 8 614 267,22 рублей, с минимальным снижением начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчиком контракт заключен с участником аукциона, первым подавшим лучшее ценовое предложение, а именно с ИП <_>.
Администрацией Петровского сельского Славянского района проводился электронный аукцион от 10.09.2018 N 0318300225018000469 - Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий в Петровском сельском поселении Славянского района в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории Петровского сельского поселения Славянского района на 2018-2022 гг.".
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 11 646 290,00 рублей.
На участие в данной закупке поступило две заявки, обе заявки допущены к участию в аукционе: заявки N 1 (ООО "Эко-Слав") и N 2 (ООО "Континент").
По ходу проведения аукциона двумя участниками размещения заказа: ООО "Эко-Слав" и ООО "Континент" поданы идентичные ценовые предложения в размере 11 588 058,55 рублей, с минимальным снижением начальной (максимальной) цены контракта.
Установлено, что единоличным исполнительным органом (директором) ООО "Эко-Слав" и единственным учредителем с долей участия 100 % в уставном капитале ООО "Эко-Слав", является <_>.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Краснодарским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на Аукционе, в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 59/2019.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).
Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.
Согласно пояснениям ООО "Континент", участвуя в обоих аукционах ООО "Континент" преследовало цель заключить муниципальный контракт на наиболее выгодных для себя условиях. ООО "Континент" не повлияло и не могло повлиять на возможность участия в закупках третьих лиц, на цены, предложенные или которые могли быть предложены иными участниками закупки, какой либо экономической выгоды от участия в закупках, с учетом того, что их победителями признаны в одном случае ООО "Эко-Слав", в другом ИП <_>, не получило, ущерб третьим лицам не причинило.
При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".
При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи (часть 8 статьи 68 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, Законом N 44-ФЗ не установлена обязанность всех лиц, подавших заявку на участие в электронном аукционе, бороться до максимального снижения цены контракта вопреки экономической целесообразности и обязательно подавать ценовые предложения.
Подача заявок является законной и разумной стратегией в условиях отсутствия полной информации о количестве участников торгов и обосновывается сугубо экономическим причинами.
Заключение контракта на наиболее выгодных условиях является обычным поведением участников хозяйственного оборота, основной целью которых является получение прибыли.
Участники аукциона вправе руководствоваться, в том числе собственными экономическими ожиданиями в отношении оптимальных для них цен на предлагаемые к поставке товары. Вместе с тем действующим российским законодательством не установлена обязанность участника аукциона снижать начальную (максимальную) цену контракта.
Начальная максимальная цена контракта по обеим закупкам являлась рыночной, в связи с чем ее сильное снижение могло привести к заключению контрактов на экономически невыгодных для ООО "Континент" условиях и не отвечало его интересам, и могло привести к убыткам компании. Данные обстоятельства послужили основанием для отказа от дальнейшей борьбы в аукционах после первого шага. Муниципальные контракты были заключены со снижением начальной максимальной цены аукциона на один шаг аукциона - на 0,5% дешевле, что свидетельствует о том, что была достигнута задача по экономии бюджетных средств. Отказ участников аукциона от дальнейшего снижения начальной цены не может безусловно свидетельствовать о доказанности направленности их действий на поддержание цены.
При таких обстоятельствах Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 57/2019 в действиях ООО "Континент", группы лиц ИП <_>, ООО "Эко-Слав" не усматривает нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах в электронных аукционах от 07.09.2018 N 0318300225018000369; от 10.09.2018 N 0318300225018000469.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства N 57/2019 в связи с отсутствием нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых комиссией действиях ООО "Континент", группы лиц ИП <_>, ООО "Эко-Слав".
Председатель комиссии Е.Г. Войченко
Члены комиссии О.А. Мурадян
А.В. Жигунова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 октября 2019 г. N 57/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.10.2019