Резолютивная часть решения оглашена 21.10.2019 г. г. Абакан
В полном объеме решение изготовлено 21.10.2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии: |
"_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы; |
Члены комиссии: |
"_" - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, "_" - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, "_" - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, |
рассмотрев дело N 019/05/5-366/2019, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "_" (далее - ООО "_") по признакам нарушения части 6 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в отсутствии ООО "_", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (в адрес Хакасского УФАС России вернулся конверт с отметкой "истек срок хранения"),
УСТАНОВИЛА:
20.05.2019 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в ходе проведения мониторинга наружной рекламы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе была выявлена рекламная информация следующего содержания: "Арт Лайф Хакасия ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ Фито-комплексы и ЭКО-продукты Оздоровительная косметика Диагностика всех органов и систем организма КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ "_" "_", "_"". По результатам мониторинга составлен соответствующий акт мониторинга наружной рекламы.
В целях выяснения принадлежности номеров телефонов "_", "_", "_", указанных в рекламе, Хакасское УФАС России направило запрос от 27 июня 2019 N "_" в ПАО "Вымпел-Коммуникации".
Согласно данным о принадлежности номеров к операторам связи, полученным из ответа "ПАО Вымпел-Коммуникации" на запрос Хакасского УФАС России, номер телефона "_", указанный в рекламе, принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "_" (далее - ООО "_"), номера телефонов "_","_" являются дополнительными, их абонентом также является ООО "_" (ИНН "_", адрес: 655003, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. "_", д 72, офис 3).
В силу пунктов 1 - 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна, в связи с этим, отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Исходя из того, что информация распространялась на баннере дома, указанная информация признается рекламой, так как она адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - медицинским услугам, реализуемым "Арт Лайф Хакасия".
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В левом верхнем углу баннера расположен герб Республики Хакасия с буквой "А" в центре. 22 мая 2019 г. в Хакасском УФАС России состоялся Экспертный совет по рекламе, где его члены пришли к выводу, что использование государственных символов, в том числе с корректировками- недопустимо.
С учётом положений части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Кроме того, из пункта 22 Постановления ВАС от 08.10.2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" следует, что согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н.
В связи с этим необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
Пунктом 1 приказа Министерства здравоохранения Российская Федерация от 13.10.2017 N 804н утверждена номенклатура медицинских услуг.
Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура) представляет собой перечень медицинских услуг, указанная номенклатура содержит виды медицинских услуг, в том числе:
B03.005.019 |
Лабораторный контроль за терапией иммуносупрессантами |
B03.005.020 |
Комплекс исследований для диагностики гемофилии |
B03.006.001 |
Комплекс исследований пробанда |
B03.006.002 |
Комплекс исследований для диагностики болезни Дауна |
B03.006.003 |
Комплекс исследований для диагностики адреногенитального синдрома |
B03.006.004 |
Скрининг наследственно обусловленных заболеваний обмена |
B03.007.001 |
Комплексная гериатрическая оценка функционального и когнитивного статуса |
B03.008.001 |
Комплекс исследований для диагностики актиномикоза кожи |
B03.008.002 |
Комплекс исследований для диагностики отрубевидного лишая |
B03.008.003 |
Комплекс исследований для диагностики микроспории |
B03.008.004 |
Комплекс исследований для диагностики трихофитии |
B03.009.001 |
Комплекс исследований для диагностики опухолей центральной нервной системы у детей |
B03.009.002 |
Комплекс исследований для диагностики опухолей забрюшинного пространства у детей |
B03.009.003 |
Комплекс исследований для диагностики распространенности опухолевого процесса у детей |
B03.010.001 |
Комплекс исследований для диагностики атрезии пищевода у детей |
B03.010.002 |
Комплекс исследований для диагностики ущемленной паховой грыжи у детей |
B03.010.003 |
Комплекс исследований для диагностики кишечной непроходимости у детей |
B03.010.004 |
Комплекс исследований для диагностики острого аппендицита у детей |
B03.010.005 |
Комплекс исследований для диагностики атрезии заднего прохода и прямой кишки |
B03.010.006 |
Комплекс исследований для диагностики острого гематогенного остеомиелита у детей |
B03.012.001 |
Комплекс исследований для диагностики впервые выявленного сахарного диабета |
Таким образом, диагностика всех органов и систем организма включает в себя положения, содержащиеся номенклатуре, и, как следствие, относится к медицинским услугам, а значит реклама данной услуги должна соответствовать части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, частью 6 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, частью 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
Пункт 7 статьи 5 Закона о рекламе гласит: рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Деятельность по оказанию медицинских услуг осуществляет ООО "_" (ИНН "_", адрес: 655003, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. "_", д 72, офис 3).
Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО "_".
12.08.2019 г. Хакасским УФАС России вынесено определение о возбуждении дела N 019/05/5-366/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. N "_"), рассмотрение назначено на 12.09.2019 г.
Данным определением антимонопольным органом у ООО "_" истребованы документы и пояснения относительно распространения ненадлежащей рекламы. Однако в установленный срок в адрес Хакасского УФАС России запрашиваемые документы не поступили, 15.09.2019 г. вернулся конверт с отметкой "истек срок хранения".
12.09.2019 г. принято определение об отложении и продлении срока рассмотрения дела N 019/05/5-366/2019. Рассмотрение назначено на 21.10.2019 г.
19.10.2019 г. вернулся конверт с пометкой "истек срок хранения"
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Неполучение корреспонденции по месту нахождения в связи с отсутствием адресата по указанному адресу или не совершение этим лицом действий по получению почтовой корреспонденции является риском юридического лица, все неблагоприятные последствия которого несет само юридическое лицо (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).
21.10.2019 г., проанализировав все имеющиеся материалы дела, Комиссия Хакасского УФАС России решила признать ООО "_" нарушившем часть 6 статьи 5, часть 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Арт Лайф Хакасия ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ Фито-комплексы и ЭКО-продукты Оздоровительная косметика Диагностика всех органов и систем организма КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ 8-960-777-6886 31-31-68, 31-31-86", расположенную на фасаде здания по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 5.
Признать общество с ограниченной ответственностью "_" (ИНН "_", адрес: 655003, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. "_", д 72, офис 3) ответственным за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5, частью 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии "_"
Члены комиссии: "_"
(отсутствует) "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 21 октября 2019 г. N 019/05/5-366/2019 (ключевые темы: диагностика - медицинские услуги - закон о рекламе - антимонопольный орган - лекарственные средства)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2019