В Чувашское УФАС России поступило постановление Администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 29.05.2019 N 891 "Об утверждении аукционной документации по проведению открытых аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в городе Новочебоксарске" в рамках публичных консультаций на предмет выявления положений, необоснованно затрагивающих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В ходе изучения указанного нормативного акта, установлено следующее.
1. Требования к распространению наружной рекламы и установке рекламных конструкций установлены в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38- ФЗ "О рекламе ".
В соответствии с частью 5 статьи 19 данного закона заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами данного Федерального закона и гражданского законодательства.
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч. 5 ст. 10 ГК РФ).
Основополагающим принципом проведения открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения. Одним из проявлений соблюдения этого принципа является информационное обеспечение проведения конкурса.
Применительно к утвержденной аукционной документации по проведению открытых аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в городе Новочебоксарске, соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников торгов всей информации, касающейся его хода и результатов вскрытия их заявок, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.
Такой правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности открытого аукциона, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, а также законодательно закреплённым принципам равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (ч. 5 ст. 10 ГК РФ).
Однако, аукционная документация не содержит описания процедуры вскрытия заявок, не предусматривает участие в указанной процедуре лиц, подавших заявки на участие в аукционе, оформление протокола указанной процедуры, ведение аудио или видео записи процедуры вскрытия конвертов.
Также аукционной документацией не регламентирован порядок действий с поступившими заявками в случае внесения изменений в аукционную документацию, возможность внесения изменений в поданные заявки.
2. В соответствии с ч. 5.8 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
В то же время в п. 3.3 аукционной документации содержит требование о предоставлении в составе заявки "технического проект (чертеж) рекламной конструкции".
С учетом положений ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе Администрация не вправе устанавливать требования о предоставлении в составе заявки технического проекта (чертеж) рекламной конструкции, т.к. технические характеристики рекламных конструкций должны быть предусмотрены действующей Схемой размещения рекламных конструкций и не могут противоречить ей.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 447 ГК РФ выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В соответствии с п. 7.1 Аукционной документации выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Ни нормами ГК РФ, ни Аукционной документации не предусмотрено условие признания победителем аукциона лица, предложившего лучшие условия по иным критериям.
Таким образом, из норм действующего законодательства и аукционной документации следует, что для победы в аукционе лицо должно предложить лишь лучшие условия по цене. Оценка "технического проекта рекламной конструкции" в рамках аукциона комиссией не проводится.
С учетом изложенного требование предоставления в составе заявки "технического проекта рекламной конструкции" противоречит действующему законодательству и является незаконным.
3. Кроме того, в соответствии с п 3.1.4 Аукционной документации администрация вправе осуществлять контроль за техническим состоянием и внешним видом рекламной конструкции в течение всего срока действия договора. При этом, из документации непонятно каким образом администрацией устанавливается требования к внешнему виду.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановление Администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 29.05.2019 N 891 содержит положения, противоречащие нор-мам действующего законодательства, что может привести к созданию дис-криминационных условий для хозяйствующих субъектов, желающих принять участие в указанном аукционе на размещение рекламных конструкций.
Данные положения нормативного документа могут привести к ограничения устранению конкуренции на рынке наружной рекламы на территории города Новочебоксарск.
Статья 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" предусматривает в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного Закона выдачу антимонопольным органом хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации предупреждения в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
В связи с наличием в действиях Администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженных в установлении норм в постановлении Администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 29.05.2019 N 891 "Об утверждении аукционной документации по проведению открытых аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в городе Новочебоксарске", противоречащих нормам действующего законодательства, что может привести к созданию дис-криминационных условий для хозяйствующих субъектов, желающих принять участие в указанном аукционе на размещение рекламных конструкций, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" рекомендует прекратить установленные признаки нарушения в срок до "15" ноября 2019 года, путем внесения изменения в постановление Администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 29.05.2019 N 891, устраняющих вышеизложенные признаки нарушения.
О выполнении предупреждения, с приложением документов, подтверждающих исполнение, сообщить в Чувашское УФАС России в срок до "18" ноября 2019 года.
Примечание:
Предупреждение выдается субъекту, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, признание же факта нарушения антимонопольного законодательства выносится решением антимонопольного органа после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Предупреждение не устанавливает факта нарушения антимонопольного законодательства и не определяет меру ответственности.
Таким образом, предупреждение не подлежит обязательному исполнению и направлено, в первую очередь, на повторную оценку лицом своих действий (бездействия). Признание факта нарушения антимонопольного законодательства выносится решением антимонопольного органа после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (п. 8 статьи 39.1 Закона).
При этом представление ответа в установленный предупреждением срок обязательно.
За непредставление информации по требованию антимонопольного органа предусмотрена административная ответственность.
В соответствии со статьей 19.8 Кодекса об административных правонарушениях, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 25 октября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.10.2019