Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
рассмотрев дело N 027/05/5-741/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Жилстроймонтаж" (ИНН 2724201308 место нахождения: 680000 г. Хабаровск, ул. Истомина - 22, корпус А) рекламы, нарушающей требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии представителя ООО "Жилстроймонтаж" - (по доверенности N 27АА 1412129 от 15.04.2019),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Хабаровского УФАС России поступило заявление (вх. N 4/10097 от 26.08.2019) о признаках нарушения требований рекламного законодательства при распространении на ул. Тихоокеанской в г. Хабаровске наружной рекламы формата 3х6м - "Большие квартиры 82м2, а не цены 4,2 млн. 650-927 Застройщик ООО "Жилстроймонтаж" проектная декларация на сайте www.terrasadom.rf", содержащей изображение полуобнаженного бюста женщины.
|
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В ходе рассмотрения обращения Хабаровским УФАС России организовано проведение заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Экспертный совет), которое состоялось 11 сентября 2019 года.
В заседании Экспертного совета приняли участие 14 членов из 15 (в том числе 3 члена совета голосовали заочно).
На повестку заседания Экспертного совета поставлены вопросы:
- Содержит ли реклама "Большие квартиры 82м2, а не цены 4,2 млн." непристойные образы?
- Содержит ли реклама "Большие квартиры 82м2, а не цены 4,2 млн." оскорбительные образы?
Члены Экспертного совета отметили, что объектом рекламирования в данной рекламе являются "квартиры", вместе с тем, используется образ женщины с большой полуобнаженной грудью. В соответствии с законодательством Российской Федерации, реклама предназначена для неопределенного круга лиц, для всех слоев населения и вероисповедания, включая несовершеннолетних. Использованный в рекламе женский образ не имеет привязки к объекту рекламирования, такое изображение в рекламе является не уместным и противоречит нормам этики и морали, унижающим человеческое достоинство женщины. В рекламе присутствует непристойный и оскорбительный образ, подрывающий сложившиеся моральные принципы и устои.
По итогам заседания Экспертного совета решено (большинством голосом), что в рекламе "БОЛЬШИЕ квартиры, а не цены. 82 м2 4,2 млн. 650-927" присутствуют признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе", то есть данная реклама содержит непристойный и оскорбительный образ.
Кроме того, указанная выше реклама 27 августа 2019 года (исх. N 4/8165) Хабаровским УФАС России направлена в СРО АМИ "Рекламный совет" (г. Санкт Петербург) с целью проведения последним экспертизы рекламы и для оценки ее содержания на использование в ней непристойных и (или) оскорбительных образов.
По итогам экспертизы и оценки данной рекламы, проведенной членами комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений Общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга и правового комитета СРО АМИ "Рекламный совет", эксперты единогласно пришли к выводу: "В данной рекламе объект рекламирования "квартира" смещен в сторону сексуального образа женщины с целью привлечения дополнительного внимания к традиционно представляемой информации о продаже квартир. Подобного рода реклама в части намеренно выстроенного провокационного образа, не имеющего отношения к объекту рекламирования, не должна распространяться публично, поскольку ее потребителями является неопределенный круг лиц, к которым можно отнести также и несовершеннолетних". На основании данных выводов эксперты решили: "Выявлено нарушение части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе". Установлено, что образы, используемые в данной рекламе, являются непристойными оскорбительными. Демонстрация подобной рекламы на улицах города противоречит законодательству и является недопустимой".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно содержанию рекламы застройщиком рекламируемых квартир является ООО "Жилстроймонтаж". Из проектной документации N 27-000198, размещенной на сайте www.terrasadom.rf следует, что в Краснофлотском районе г. Хабаровска (ориентир: жилое здание по ул. Тихоокеанской - 219) строится многоквартирный трехэтажный жилой дом общей площадью 3251,5м2, застройщиком является ООО "Жилстроймонтаж", коммерческое обозначение застройщика - "Терраса ЛОФТ".
В ходе подготовки материалов к рассмотрению дела Хабаровским УФАС России сделан запрос владельцу рекламной конструкции рекламному агентству ООО "Гэллэри-сервис" (исх. N 4/8980 от 10.09.2019), согласно ответу которого (вх. N 4/11226э от 13.09.2019) рекламные конструкции по ул. Тихоокеанской в г. Хабаровске переданы в аренду ООО "Центр маркетинга" по договору N ГС-02-2019 от 01 декабря 2018 года.
По информации ООО "Центр маркетинга" (вх. N 4/11482э от 18.09.2019) общество является рекламопроизводителем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы согласно договору на оказание рекламных услуг от 01 июля 2019 года, заключенным с разработчиком содержания рекламы - гр. Л.
В свою очередь, между гр. Л. и ООО "Жилстроймонтаж" заключен договор возмездного оказания услуг по разработке, организации, изготовлению и размещению рекламы "Большие квартиры, а не цены" для нужд последнего (письмо ООО "Жилстроймонтаж" от 28.10.2019 вх. N 4/13286).
Таким образом, рекламодателем (лицом, осуществляющим строительство), определившим объект рекламирования, является ООО "Жилстроймонтаж" (ИНН 2724201308 место нахождения: 680000 г. Хабаровск, ул. Истомина - 22, корпус А).
До даты рассмотрения дела ООО "Жилстроймонтаж" предоставленные письменные пояснения (вх. N 4/13286 от 28.10.2019), согласно которым 11.06.2019 между ООО "Жилстроймонтаж" (далее - Заказчик) и гр. Л. (далее - Исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг по разработке, организации, изготовлению и размещению рекламы. По условиям данного договора Исполнитель обязался оказать услуги по разработке, организации полномасштабной кампании, изготовлению и размещению рекламы объекта рекламирования Заказчика. Услуги Исполнителя стороны оценили в 30 000, 00 рублей, которые переданы исполнителю в день подписания договора.
01.08.2019 Исполнитель своими силами разместил на ул. Тихоокеанской в г. Хабаровске наружную рекламу формата 3х6м, срок распространения рекламы составил 1 месяц (с 01.08.2019 по 31.08.2019).
По поводу содержания вышеуказанной рекламы Исполнитель пояснила, что ее содержание не противоречит действующему законодательству и ответственность за ее размещение Исполнитель берет на себя (согласно пункту 5.7 договора возмездного оказания услуг). 05.08.2019 между Заказчиком и Исполнителем подписан Акт выполненных работ.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Жилстроймонтаж" полностью поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, добавив, что макет рекламы ООО "Жилстроймонтаж" согласован, а акт выполненных работ подписан уже по факту размещения рекламы, после заверения гр. Л. о соответствии ее содержания требованиям действующего законодательства.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей наружную рекламу: "Большие квартиры 82м2, а не цены 4,2 млн. 650-927 Застройщик ООО "Жилстроймонтаж" проектная декларация на сайте www.terrasadom.rf", содержащую изображение полуобнаженного бюста женщины, размещаемую с 01 по 31 августа 2019 года на ул. Тихоокеанской - 171 в г. Хабаровске, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ООО "Жилстроймонтаж" (ИНН 2724201308 место нахождения: 680000 г. Хабаровск, ул. Истомина - 22, корпус А) не выдавать в связи с окончанием срока размещения рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 12 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 12 ноября 2019 г. N 027/05/5-741/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.11.2019