Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЖКС Крон" (далее также - Заявитель, Общество)
на действия ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению экспертизы финансово-хозяйственной деятельности ("Due Diligence") Некоммерческой организации "Негосударственный пенсионный фонд "Авиаполис", реорганизованной в декабре 2018 года в форме преобразования в Акционерное общество "Негосударственный пенсионный фонд "Авиаполис", за период 2010 - 2018 гг. (реестровый N 31908241715, далее - Закупка)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная установлением в Закупочной документации критериев оценки, ограничивающих конкуренцию, а также наличием в Закупочной документации противоречивых положений.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанных жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобах, в возражениях на них и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
Комиссия, заслушав возражения Заказчика, оценив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимной связи, установила следующее.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлено требование к нестоимостному критерию по показателю "Квалификация участников закупки" о наличии опыта оказания аналогичных услуг у участника, ограничивающее конкуренцию.
В соответствии с пунктом 2.1.1 раздела 8 "Методика оценки заявок участников открытого конкурса" Закупочной документации одним из показателей оценки заявок является опыт участника с коэффициентом значимости показателя 75%.
Оценивается количество договоров по успешному оказанию услуг федеральным государственным унитарным предприятиям в 2017-2019 годах с выручкой не менее 100 млрд. руб. и валютой баланса не менее 150 млрд. руб. по направлениям:
- анализ юридических документов и локальных нормативных актов на предмет соответствия действующему законодательству РФ;
- анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности;
- анализ ведения бухгалтерского учета;
- анализ ведения налогового учета.
Подтверждается формой с приложением копий заключенных договоров и актов оказанных услуг сопоставимого характера, являющихся предметом Закупки.
При этом, как пояснил представитель Заявителя, согласно открытым источникам из общего числа федеральных государственных унитарных предприятий, выручку не менее 100 млр. руб. и валютный баланс не менее 150 млрд. руб. имеет только сам заказчик - ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", и ФГУП "Почта России".
Вместе с тем Заказчиком на заседании Комиссии не представлено опровержения указанного представителем Заявителем.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия считает, что установление указанного критерия свидетельствует о создании необоснованных конкурентных преимуществ узкой группе организаций, поскольку его применение для оценки заявок уменьшает возможность получения высокого балла участниками закупок, имеющим большой опыт оказания аналогичных услуг по предмету Закупки, и не имеющим опыт оказания услуг у организаций, являющихся федеральными государственными унитарными предприятиями, а также не имеющих выручку не менее 100 млрд. руб. и валютой баланса не менее 150 млрд. руб.
Кроме того, Заказчиком не представлено обоснования, чем экспертиза финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий с указанной в Закупочной документации выручкой отличается от такой же экспертизы иных организаций.
При этом Комиссия обращает внимание, что из анализа поданных на участие в Закупке заявок установлено, что участниками в подтверждения опыта были представлены договоры, ранее заключенные с Заказчиком.
При данных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем признает довод жалобы обоснованным.
Жалоба также содержит указание на то, что Заказчиком неправомерно установлен показатель критерия "Квалификация участников закупки", в соответствии с которым оценивает наличие дополнительного образования по "внутривенному контролю" у сотрудников участника закупки, полученного именно в некоммерческих организация, осуществляющих образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности и в которых обучение проводится на основании лицензии Министерства образования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1.3 раздела 8 "Методика оценки заявок участников открытого конкурса" Закупочной документации одним из показателей является "Наличие у сотрудников Участника дополнительного образования" с коэффициентом значимости 20%.
Оценивается у сотрудников Участника дополнительного образования, полученного в некоммерческих организациях, осуществляющих образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности и в которых обучение проводится на основании лицензии Министерства образования Российской Федерации, по внутреннему контролю.
При этом Комиссия считает, что требование принятии к оценке только наличия дополнительного образования, полученного в некоммерческих организациях необоснованно ограничивает возможность получения баллов по данному показателю участниками, сотрудники которых имеют дополнительное образование, полученное в коммерческих образовательных организациях, в которых обучение проводится на основании лицензии Министерства образования Российской Федерации, по внутреннему контролю.
Вместе с тем относительно причин, почему принципиальное значение имеют именно некоммерческие образовательные организации представитель Заказчика пояснить не смог.
В свою очередь, Комиссия не может считать такой показатель соответствующий требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и считает довод жалобы обоснованным.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на наличие в Закупочной документации противоречивого требования к участникам о представлении выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (подпункт "з" пункта 26 Информационной карты Закупочной документации), при отсутствии в закупочной документации требования о принадлежности участников Закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства.
На заседании Комиссии представитель Заказчика подтвердил, что Закупка проводится не для субъектов малого и среднего предпринимательства и установление данного требования в Закупочной документации обусловлено технической ошибкой.
Вместе с тем указанное требование согласно Закупочной документации является обязательным и обязывает участников состоять в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, и Заказчик в случае непредставления спорного документа будет обязан отклонить участника, не являющегося субъектом данного реестра от дальнейшего участия в Закупке.
Таким образом, Комиссией подтверждено наличие противоречивых требований в Закупочной документации, что не отвечает требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, в этой связи данный довод признается комиссия обоснованным.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЖКС Крон" (ОГРН: 1079847106240, ИНН: 7839370291) на действия ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (ОГРН: 1027739057500, ИНН: 7734135124) при проведении Закупи обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание
об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-10228/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.09.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 26.09.2019 по делу по делу N 077/07/00-10228/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению экспертизы финансово-хозяйственной деятельности ("Due Diligence") Некоммерческой организации "Негосударственный пенсионный фонд "Авиаполис", реорганизованной в декабре 2018 года в форме преобразования в Акционерное общество "Негосударственный пенсионный фонд "Авиаполис", за период 2010 - 2018 гг. (реестровый N 31908241715, далее - Закупка), а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки
с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в закупке.
Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 26.09.2019 по делу по делу N 077/07/00-10228/2019.
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в закупке таким образом, чтобы он составлял не менее десяти дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии от 26.09.2019 по делу по делу N 077/07/00-10228/2019.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
Заказчику завершить процедуру Закупки в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом решения Комиссии от 26.09.2019 по делу по делу N 077/07/00-10228/2019.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 16.12.2019.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 20.12.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 сентября 2019 г. N 077/07/00-10228/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.11.2019