Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТД-Универсальные Машины" (далее - Заявитель) на действия муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства городского округа Похвистнево Самарской области (далее - Заказчик, МУП ВКХ) при проведении запроса котировок в электронной форме на право поставки экскаватора-погрузчика (извещение N 31908372505, http://zakupki.gov.ru; процедура N 31908372505, https://otc.ru) (далее - Запрос котировок),
в присутствии представителей: от ООО "ТД-Универсальные Машины" - <...> (доверенность); от МУП ВКХ - <...> (доверенность), <...> (доверенность),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
24.10.2019 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ТД-Универсальные Машины" на действия МУП ВКХ при проведении Запроса котировок.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, Закупочной комиссией МУП ВКХ необоснованно отклонена заявка ООО "ТД-Универсальные Машины", Заказчиком в Документации о закупке установлены параметры необходимого к поставке экскаватора, подходящие только под одного производителя.
Заявитель считает, что Заказчик своими действиями ограничивает конкуренцию.
МУП ВКХ просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса котировок. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 29.10.2019 г. N 12559/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
04.10.2019 г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 31908372505 о проведении Запроса котировок. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 11.10.2019 г. Актуальная документация по Запросу котировок (далее - Документация о закупке) размещена в ЕИС: 11.10.2019 г.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП ВКХ (N 1130011748), утвержденного директором МУП ВКХ (Приказ от 30.09.2019 г. N 72), размещена в ЕИС 04.10.2019 г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
18.10.2019 г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол рассмотрения котировочных заявок N 1 от 17.10.2019 г. (N 31908372505-01), согласно которому до окончания указанного срока поступило 3 (три) котировочные заявки: 1) ООО "ТД-Универсальные Машины" - не допустить как не соответствующий условиям извещения, техническому заданию; 2) ООО "Авто Поставка" - допустить; 3) ООО "Ферронордик Торговая Компания" - не допустить как не соответствующий условиям извещения, техническому заданию. Закупочной комиссией приняты решения: признать Запрос котировок не состоявшимся, рекомендовать директору МУП ВКХ заключить договор в порядке размещения заказа у единственного поставщика с ООО "Авто Поставка".
МУП ВКХ с единственным поставщиком ООО "Авто Поставка" 29.10.2019 г. заключен договор.
Извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью Документации о закупке (часть 8 статьи 4 Закона о закупках).
Согласно пункту 5 Извещения техническое задание (далее - ТЗ) по рассматриваемой процедуре является неотъемлемой частью рассматриваемого извещения, в котором содержится характеристика и описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 15 Извещения показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться) установлены согласно и в соответствии с ТЗ.
Приложением N 1 Извещения установлено, что при указании в составе заявки конкретных показателей товаров, предлагаемых к поставке либо используемых при выполнении работ (оказании услуг), указываются точные характеристики таких товаров в соответствии с требованиями ТЗ.
Эксплуатационные, функциональные и качественные характеристики объекта закупки отражены в требованиях, установленных пунктами 6-7 ТЗ.
Пунктами 4, 5 ТЗ установлены следующие требуемые характеристики экскаватора-погрузчика:
Габаритные размеры экскаватора - погрузчика:
длина, мм - не более 5825;
ширина, мм - не менее 2325;
масса, кг - не менее 8200.
Комплектация:
ДВИГАТЕЛЬ
мощность, кВт/л.с. - не менее 72/98;
максимальный крутящий момент Нм - не менее 400.
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
производительность насоса, л/мин - не менее 160;
рабочее давление насоса, бар - не менее 205, не более 210.
ЭКСКАВАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
высота выгрузки, мм - не менее 4580;
максимальный вылет на уровне земли, мм - не менее 6810.
Из материалов жалобы следует, что в поданной заявке на участие в Запросе котировок ООО "ТД-Универсальные Машины" указаны характеристики экскаватора-погрузчика, отличные от требуемых Заказчиком, а именно:
Габаритные размеры экскаватора - погрузчика:
длина, мм - 5920;
ширина, мм - 2340;
масса, кг - 8030.
Комплектация:
ДВИГАТЕЛЬ
мощность, кВт/л.с. - 68,5/93;
максимальный крутящий момент Нм - 395.
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
производительность насоса, л/мин - 142;
рабочее давление насоса, бар - 225.
ЭКСКАВАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
высота выгрузки, мм - 4564;
максимальный вылет на уровне земли, мм - 6810.
Приложение N 1 Извещения гласит, что Закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в Запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в Извещении о проведении Запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена на продукцию превышает начальную (максимальную) цену, указанную в Извещении о проведении Запроса котировок.
При рассмотрении и оценки заявок на участие в Запросе котировок участник закупки не допускается комиссией к участию в Запросе котировок в случае (приложение N 1 Извещения, пункт 18.4.6 Положения о закупке):
непредставления документов, установленных Извещением о проведении Запроса котировок, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки;
несоответствия участника закупки, требованиям, установленным Извещением о проведении Запроса котировок;
несоответствия заявки на участие в Запросе котировок требованиям Извещения о проведении Запроса котировок, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы продукции;
предоставления недостоверных сведений в отношении предлагаемой продукции.
Согласно пункту 8.7 Положения о закупке Закупочная комиссия отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки на любых ее этапах в следующих случаях:
выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в разделе 8 настоящего Положения;
участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;
участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;
в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.
Таким образом, Закупочная комиссия МУП ВКХ, руководствуясь приложением N 1 Извещения, подпунктом 2 пункта 8.7, подпунктом 3 пункта 18.4.6 Положения о закупке, правомерно приняла решение отклонить заявку ООО "ТД-Универсальные Машины" от участия в Запросе котировок.
Стоит отметить, что Заявитель соглашается с фактом представления в заявке ООО "ТД-Универсальные Машины" параметров объекта закупки, отличающихся от требуемых Заказчиком в ТЗ.
Из представленных МУП ВКХ пояснений следует, что Заказчику экскаватор-погрузчик с заданными в ТЗ характеристиками необходим в рамках реализации имеющихся уставных задач, направленных на выполнение в кратчайшие сроки аварийно-восстановительных и планово-ремонтных работ на сетях водоснабжения и водоотведения, в том числе при производстве иных строительных работ, а также работ по промерзлому грунту.
Подобранные Заказчиком конструктивные особенности не являются индивидуальными и не привязаны к какому либо производителю. Они направлены на определение потребностей Заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям и потребностям МУП ВКХ, что Законом о закупках не запрещено.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Выбор победителя Запроса котировок, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании требований, указанных в Документации о закупке, содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества предлагаемого к поставке товара и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком характеристик объекта закупки, отраженных в ТЗ, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки, или к предлагаемому ими объекту поставки.
Использование Заказчиком характеристик объекта, установленных в ТЗ, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие объекта закупки названным требованиям может быть установлено объективно.
Само по себе предъявление Заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.
При закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к предмету закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к необходимому к поставке объекту. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке указанных характеристик товара могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые требования включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры.
На рассмотрении жалобы Заявителем не доказан заявленный довод, согласно которому МУП ВКХ в Документации о закупке установлены параметры необходимого к поставке экскаватора, необоснованно ограничивающие участие поставщиков в закупке. При этом общество "ТД-Универсальные Машины" не осуществляет производство необходимого к поставке предмета закупки и является его поставщиком, что предоставляет возможность приобретения и поставки товара, соответствующего требованиям, установленным Заказчиком в Документации о закупке.
Таким образом, МУП ВКХ не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право поставки экскаватора-погрузчика (извещение N 31908372505, http://zakupki.gov.ru; процедура N 31908372505, https://otc.ru).
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТД-Универсальные Машины" необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 ноября 2019 г. N 445-14475-19/7
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.11.2019