Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Камнева Наталья Петровна, рассмотрев протокол N 02-13-84-2018 от 20 ноября 2018 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица - председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества "СЛАВА" (далее - СНТ "СЛАВА") <...> (является председателем СНТ "Слава" согласно выписке из ЕГРЮЛ; 24.02.1964 года рождения, место рождения: НСО, город Куйбышев; паспорт серия 5009 N 562930, выдан ОУФМС России по НСО в городе Бердске 20.08.2009, код подразделения 540-014, зарегистрирован по адресу: НСО, город Бердск, ул. Лунная, 53, кв. 61; ИНН 544510615738) по факту нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, путем препятствования перетоку электроэнергии на энергопринимающие устройства гр. <...>. через принадлежащие СНТ "СЛАВА" электрические сети, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствии <...>, о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении уведомленного надлежащим образом (определение об отложении срока рассмотрения дела об административном правонарушении исх. N 02-12591 от 10.10.2019 было направлено по адресу регистрации <...> - 633009, НСО, г. Бердск, ул. Лунная, д. 53, кв. 61. Согласно данным Интернет-сайта ФГУП "Почта России" (почтовый идентификатор 80083641153836) указанное письмо не получено <_> в связи с неудачной попыткой вручения. В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", по местом жительства гражданина понимается место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных законных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. На основании вышеизложенного, <...>, считается извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение гр. <...>. в отношении СНТ "СЛАВА" по вопросу прекращения подачи электроэнергии на участок, расположенный по адресу: НСО, г. Бердск, СНТ "СЛАВА" ул.Первая, участок 52.
Земельный участок гр. <...>. (кадастровый номер 54:32:010818:118) расположенный по адресу: НСО, г. Бердск, ул. Первая, участок 52 имеет надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям АО "РЭС" (опосредованно через сети СНТ "СЛАВА"), что подтверждается актом от 11.09.2018 N 18795/5613696 об осуществлении технологического присоединения. Гр. <...>. заключен договор энергоснабжения с АО "Новосибирскэнергосбыт" 17.09.2018 (согласно письму АО "Новосибирскэнергосбыт" от 02.10.2018 NШ38684), что подтверждает право на пользование электроэнергией на законных основаниях.
17.09.2018 гр. <...>. обратилась в АО "РЭС" (письмо вх. N 2740/56). В указанном письме она сообщила об отсутствии электроснабжения участка.
АО "РЭС" был осуществлен выезд на место нахождения жилого дома гр. <...>. В результате осмотра установлено отсутствие электроснабжения дома, что отражено в акте осмотра от 21.09.2018.
АО "РЭС" направило в адрес СНТ "СЛАВА" претензию о неправомерности действий СНТ "СЛАВА", выразившихся в препятствовании перетоку электроэнергии.
12.10.2018 АО "РЭС" был осуществлен повторный выезд на место нахождения индивидуального дома гр. <...>. с целью проведения осмотра.
Осмотром выявлено отсутствие электроснабжения, что отражено в акте от 12.10.2018, подписанном гр. <...>. и АО "РЭС".
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг установлены Правилами недискриминационного доступа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - ПНД, ПТП).
Указанные Правила устанавливают обязанность для собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства соблюдать запрет на препятствование перетоку электрической энергии.
Пунктом 6 ПНД установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Опосредованное присоединение к электрическим сетям означает, что энергопринимающие устройства потребителя электроэнергии присоединены к сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций.
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения N 18795/5613696 от 11.09.2018 СНТ "СЛАВА" владеет ТП-10/0,4кВ (ПС 110кВ Лебедевская).
В соответствии с пунктом 8(5) ПТП в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения, и требовать за это плату.
Поскольку надлежащее технологическое присоединение объекта заявителя к сетям сетевой организации осуществлено опосредованно через сети СНТ "СЛАВА", на товарищество распространяется запрет на препятствование перетоку через принадлежащие ему электрические сети.
Отсутствие электроснабжения на земельном участке гр. <...>. подтверждено актами осмотра энергоустановки, составленными 21.09.2018, 12.10.2018.
Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям является административным правонарушением (ст. 9.21 КоАП РФ).
Нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.
Место совершения правонарушения - НСО, г. Бердск, СНТ "СЛАВА".
Время совершения правонарушения - с 21.09.2018 по настоящее время.
При рассмотрении дела об административном правонарушении ответчик сообщил следующее.
СНТ "Слава" было произведено отключение электроснабжения не конкретно участка гр. <...>., а самовольной постройки ЛЭП, произведенной АО "РЭС", так как товарищество считает данные действия сетевой организации не законными.
Также СНТ "Слава" сообщило, что 29.12.2018 обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением о признании незаконным (самовольным) технологического присоединения индивидуального жилого дома к электрическим сетям, находящегося на земельном участке, принадлежащем <...>., по адресу: НСО, г. Бердск, СНТ "Слава", ул. 1, участок N 52, кадастровый номер 54:32:010818:118.
Учитывая изложенные обстоятельства, Новосибирским УФАС России установлено следующее.
Согласно решению Арбитражного суда Новосибирской области от 07.05.2019 по делу N А45-48205/2018 в удовлетворении исковых требований СНТ "Слава" отказано.
Также согласно вышеуказанному решению Арбитражный суд Новосибирской области пришел к выводу, что подключение энергопринимающих устройств <...>. выполнено АО "РЭС" в установленном законом порядке. Поскольку технологическое присоединение индивидуального жилого дома <...>. к электрическим сетям, принадлежащим СНТ "Слава" признано судом правомерным, <...>. имеет право на беспрепятственный переток электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства СНТ "Слава". Таким образом, СНТ "Слава" обязано восстановить электроснабжение объекта <...>. и не вправе в пределах границ своей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности препятствовать осуществлению электроснабжения ранее присоединенного к электрическим сетям энергопринимающего устройства <...>.
На рассмотрении Новосибирским УФАС России дела об административном правонарушении N 02-13-83-2018 СНТ "Слава" было заявлено ходатайство (вх. N 4240 от 07.05.2019) об отложении рассмотрения данного административного дела в связи с обжалованием решения Арбитражного суда Новосибирской области от 07.05.2019 по делу N А45-48205/2018.
Согласно постановлению Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 по делу А45-48205/2019 решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.05.2019 по делу N А45-48205/2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба СНТ "Слава" - о без удовлетворения.
Таким образом, судебной инстанцией подтверждены доводы Новосибирского УФАС России в отношении СНТ "Слава" о нарушении пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, путем препятствования перетоку электроэнергии на энергопринимающие устройства гр. <...>. через принадлежащие СНТ "СЛАВА" электрические сети.
В соответствии с Примечанием к статье 2.4. КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.
<...> является председателем правления СНТ "Слава" согласно выписке из ЕГРЮЛ, следовательно, <...> является должностным лицом в смысле статьи 2.4 КоАП РФ.
На момент совершения правонарушения (с 21.09.2018 по настоящее время) <...> является председателем правления СНТ "Слава".
Таким образом, <...> не предпринял зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.
В рассматриваемом случае решения и действия <...> привели к нарушению пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Таким образом, <...> несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельства, закрепленные статьей 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлены.
Руководствуясь статьями 23.48 и частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие смягчающих и отягчающих и обстоятельств,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества "СЛАВА" - <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Применить к председателю правления садоводческого некоммерческого товарищества "СЛАВА" - <_> меру ответственности в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001.
Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 161 1 16 41000 01 6000 140, ОКАТО 50401000000, ОКТМО 50701000. УИН: 16100500000000303161.
Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]
[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 7 ноября 2019 г. N 02-13-84-2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.11.2019