по результатам рассмотрения жалобы ООО "А.Эксперт" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
25.10.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "А.Эксперт" от 16.10.2019 N 10, направленную письмом Московского УФАС России от 23.10.2018 N ПО/55312/19, на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 6300/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты (извещение N 31908349149) , в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "А.Эксперт" (далее - Заявитель) от 16.10.2019 N 10, направленная письмом Московского УФАС России от 23.10.2018 N ПО/55312/19, на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 6300/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты (извещение N 31908349149) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 28.06.2018 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 27.09.2019;
начальная (максимальная) цена договора - 390 505 411, 35 рублей;
дата окончания подачи заявок - 28.10.2019;
дата проведения торгов - 12.11.2019;
дата подведения итогов - 14.11.2019.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к товарам по позициям NN 55, 60, 61 приложения N 4 Документации.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).
В соответствии с пунктами 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Таким образом, Заказчик формирует техническое задание Документации в соответствии с собственными потребностями, устанавливая функциональные и технические характеристики закупаемых товаров.
Из Жалобы следует, что Заказчиком в Документации установлены ненадлежащие требования к товарам по позициям NN 55, 60, 61 приложения N 4 Документации, а именно:
по позиции N 55 Заказчиком установлено, что самоспасатель фильтрующий универсальный малогабаритный должен иметь "время защитного действия фильтрующе-поглощающей коробки по тест-веществам при указанной концентрации, мин.: по монооксиду углерода, 4375_125 мг/м3 - не менее 15 мин.; по водорода цианиду, 400_40 мл/м3 - не менее 15 мин.; по водорода хлориду, 1000_100 мл/м3 - не менее 15 мин.; по акролеину, 100_10 мл/м3 - не менее 15 мин";
по позициям N 60, 61 установлено, что самоспасатели должен быть упакованы в сумку (футляр, коробку) для предохранения его рабочей части от механических повреждений, попадания воды, масла, воздействия влаги окружающего воздуха при транспортировании и хранении, в связи с чем Заявителем в адрес Заказчика 08.10.2019 был направлен запрос о разъяснении положений Документации, содержащий указанные ненадлежащие требования Документации, установленные Заказчиком к закупаемому товару.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в связи с поступившим запросом Заявителя о разъяснении положений Документации, содержащим указанные ненадлежащие требования к закупаемому товару, а также в связи с технической ошибкой при указании соответствующих требований к товарам по позициям NN 55, 60, 61, Заказчиком 17.10.2019 внесены соответствующие изменения в Документации, в том числе по позициям NN 55,60, 61.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего технические требования к товарам по ряду позиций приложения N 4 к Документации, ограничивают участников Аукциона в надлежащем формировании заявки на участие в Аукционе, следовательно, противоречат подпункту 2 пункта 33 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 3 части 9 статьи 4, пункты 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Аукциона, поскольку Заказчиком 17.10.2019 внесены соответствующие изменения в Документацию, в том числе в приложение N 4 к Документации.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "А.Эксперт" (ИНН: 7722335979, ОГРН: 1157746713442) от 16.10.2019 N 10, направленную письмом Московского УФАС России от 23.10.2018 N ПО/55312/19, на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 6300/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты (извещение N 31908349149) обоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим пункт 3 части 9 статьи 4, пункты 1, 3 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 25.10.2019 N 223-ФЗ-1010/19 не выдавать, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 25.10.2019 N 223-ФЗ-1010/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 октября 2019 г. N 223-ФЗ-1010/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.10.2019