Председатель Комиссии Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе Посохова Л.В., заместитель руководителя управления, рассмотрев служебную записку отдела контроля органов власти о размещении в общественно-политическом еженедельнике "Новая жизнь" рекламы услуг по предоставлению денежных займов с нарушением требований рекламного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
В выпусках общественно-политического еженедельника "Новая жизнь" от 31.05.2019 N 22 (12597) и от 07.06.2019 N 23 (12598) на первой странице размещена информация следующего содержания: "КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ 0% ЗНАЧИТ НИЧЕГО НЕ ПЛАТИ ЗА НЕДЕЛЮ ЗАЙМА!", далее приведены адрес и номер телефона, ниже - текст мелким, не поддающимся прочтению, шрифтом.
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Размещенная в еженедельнике "Новая жизнь" информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услугам по представлению денежных займов.
Статья 28 Закона о рекламе устанавливает специальные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно информации, представленной АНО "Редакция газеты "Новая жизнь", вышеуказанная реклама размещена в газете "Новая жизнь" на основании заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Касса Взаимопомощи Деньги Людям" (далее - ООО МКК "КВ Деньги Людям") договора на информационное обслуживание от 08.11.2018 N б/н (далее - Договор).
Согласно пункту 1.1 Договора Исполнитель (АНО "Редакция газеты "Новая жизнь") обязуется оказать Заказчику (ООО МКК "КВ Деньги Людям") услугу по размещению рекламного материала Заказчика, а Заказчик обязуется оплатить эту услугу на условиях Договора.
В соответствии с пунктом 1.3 Договора макеты рекламных объявлений по согласованию сторон изготавливаются Исполнителем или Заказчиком.
Подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 Договора предусмотрено, что Заказчик обязуется предоставить Исполнителю, необходимую для изготовления оригинал-макета либо направить Исполнителю согласованный сторонами макет рекламы в форме, готовой для размещения публикуемого в Издании рекламного и/или рекламно-информационного материала, за 5 календарных дней до подписания в печать номера Издания.
Приложением N 10 к Договору 25.05.2019 сторонами согласован оригинал-макет, содержащий следующую информацию размером 100х80 мм: "КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ 0% ЗНАЧИТ НИЧЕГО НЕ ПЛАТИ ЗА НЕДЕЛЮ ЗАЙМА! г. Бологое, ул. Кирова, д. 16 А, 8 (910) <***>. Ниже приведен микротекст: *Заём на условиях "Неделя даром" предоставляется гражданам РФ в возрасте от 18 до 85 лет при первом обращении в организацию. Заём предоставляется наличными денежными средствами на срок от 31 до 35 дней, размер займа составляет от 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. Процентная ставка с 1 по 21 день пользования займом составляет 1% в день (365% годовых), с 22 по 28 день проценты не начисляются, с 29 дня и далее процентная ставка составляет 1% в день (365% годовых). Досрочный возврат займа осуществляется в соответствии со ст. 809 ГК РФ. Займы предоставляются ООО МКК "КВ Деньги Людям" (зарегистрировано в реестре МФО 651403111005137 от 20 мая 2014 г., сайт www.creditcassa-march.ru)".
Согласно информации АНО "Редакция газеты "Новая жизнь" (письмо от 09.09.2019 N 8) рекламный макет был предоставлен ООО МКК "КВ Деньги Людям" в готовом виде в виде единого PDF-документа, который не мог быть видоизменен.
Пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Вышеуказанная реклама содержит информацию о процентной ставке за неделю займа - 0%, это условие указано крупным шрифтом, и такая информация в первую очередь воспринимается потребителями рекламы.
Условия предоставления займа - срок, сумма займа и иные условия, являющиеся существенными условиями договора предоставления займа, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, указаны мелким шрифтом.
Сведения о лице, оказывающем финансовые услуги, а также дополнительные условия, влияющие на величину расходов, приведены не поддающимся прочтению шрифтом (текст расплывчатый, буквы сливаются), что содержит признаки нарушения части 1, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из содержания рекламы следует, что за неделю займа проценты не начисляются (0%). Эта информация приведена крупным шрифтом. Мелким нечитаемым шрифтом в рекламе указано, что проценты не начисляются только с 22 по 28 день займа, то есть с третьей недели предоставленного займа.
Отсутствие полной информации о размере начисления процентов за предоставление займа может ввести потребителей в заблуждение, что содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая деятельность, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе специальные требования.
Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частями 2 и 3 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель; ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Рекламодателем является ООО МКК "КВ Деньги Людям" (165150, Архангельская область, г. Вельск, ул. Южная Слободка, д. 22Б, ОГРН - 1142907000037, ИНН - 2907015690), которое включено ЦБ РФ в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Рекламораспространителем является АНО "Редакция газеты "Новая жизнь".
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 069/05/28-230/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
2.1. Автономную некоммерческую организацию "Редакция газеты "Новая жизнь" (171070, Тверская область, г. Бологое, пл. Ленина, д. 6, ОГРН - 1026901605356, ИНН - 6907002593),
2.2. ООО МКК "КВ Деньги Людям" (165150, Архангельская область, г. Вельск, ул. Южная Слободка, д. 22Б, ОГРН - 1142907000037, ИНН - 2907015690).
3. Назначить дело N 069/05/28-230/2019 к рассмотрению на 25.10.2019 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 23, кабинет 120.
4. В срок до 23.10.2019 АНО "Редакция газеты "Новая жизнь" представить следующие документы и сведения:
- документы, подтверждающие факт оплаты вышеуказанной рекламы за 31.05.2019 и 07.06.2019;
- сведения о размещения вышеуказанной рекламы по состоянию на дату получения настоящего определения;
- документы, подтверждающие обращение к рекламодателю о направлении макета рекламы в другом формате.
5. В срок до 23.10.2019 ООО МКК "КВ Деньги Людям" представить следующие документы и сведения:
- сведения о полном перечне условий предоставления займа на условиях "Неделя даром";
- позицию по делу.
Председатель Комиссии Л.В. Посохова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 27 сентября 2019 г. N 069/05/28-230/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.09.2019