по результатам рассмотрения жалобы
г. Якутск 24 октября 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<...>
в присутствии представителей
заявителя, государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутлесресурс", <...>, <...>, <...> представителей по доверенностям N05 от 09.01.2019 г., по делу N014/07/3-2798/2019 от 21.10.2019 г.
заказчика, акционерного общества "Сахаэнерго", <...>, <...>, <...>, представителей по доверенностям N 583 от 25.12.2018 г., NN199, 200 от 16.10.2019 г.
рассмотрев жалобу государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутлесресурс" (далее - ГАУ РС (Я) "Якутлесресурс", заявитель) на действия (бездействие) заказчика акционерного общества "Сахаэнерго" (далее -АО "Сахаэнерго", заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку энерголеса для поселка Зырянка по лоту N46101 Энерголес 13 метровый (Зырянка) (извещение N 31908272592), нарушающие законодательство о закупках,
у с т а н о в и л а:
11 октября 2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ГУП РС (Я) "Якутлесресурс" на действия (бездействие) заказчика АО "Сахаэнерго" при проведении Запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку энерголеса для поселка Зырянка по лоту N46101 Энерголес 13 метровый (Зырянка) (извещение N 31908272592), нарушающие законодательство о закупках.
Из содержания жалобы следует, что заказчиком при определении победителя закупки в соответствии с Протоколом выбора победителя запроса предложений в электронной форме от 09.10.2019 г. N46101-ВП критерий опыта работы ГАУ РС (Я) "Якутлесресурс" на поставку энерголеса для поселка Зырянка не был учтен, в связи с чем заявке заявителя присвоен второй номер после победителя закупки. Также заявитель считает, что заказчиком установлены показатели, не позволяющие определить соответствие закупаемых товаров к установленным заказчиком требованиям в соответствии с ГОСТ 9436-2016 "Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия".
На рассмотрении жалобы по существу представители заказчика пояснили, что АО "Сахаэнерго" проводило закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Довод заявителя о том, что закупочной комиссией не была учтена оценка критерия опыта на поставку энерголеса для поселка Зырянка, а также об установлении показателей, не позволяющих определить соответствие закупаемых товаров к установленным заказчиком требованиям в соответствии с ГОСТ 9436-2016 "Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия" не состоятельны, поскольку пунктом 7.2.10.6 Положения определено, что закупочная комиссия заказчика оценивает и сопоставляет заявки в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в документации о закупки. Цель сопоставления и оценки заявок заключается в их ранжировании по степени предпочтительности для заказчика, заявке заявителя ГАУ РС (Я) "Якутлесресурс" правомерно присвоено 0,56 балла, установленные заказчиком показатели позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям согласно с ГОСТ 9436-2016 "Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия", где в таблице N2 длина 11 метрового и 13 метрового энерголеса указана согласно ГОСТ 9436-2016.
Лесоматериалы круглые для использования в круглом виде | |||||
4 Бревно для столбов и свай |
Сосна лиственница, ель, пихта |
1;2;3 |
Для столбов 16-24 Для свай |
4,5; 6,5; 8,5; 9,5; 11,0; 13,0 |
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
АО "Сахаэнерго" провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным Протоколом заседания Совета директоров ПАО "РусГидро" от 04.10.2018 N 277 (далее - Положение).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.
Как следует из материалов дела, 05.09.2019 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке АО ЕЭТП размещено извещение N 31908272592, документация по проведению запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку энерголеса для поселка Зырянка по лоту N46101 Энерголес 13 метровый (Зырянка).
Предмет заключаемого по результатам закупки договора - Поставка энерголеса для поселка Зырянка по лоту N46101 Энерголес 13 метровый (Зырянка). Начальная (максимальная) цена договора составляет 5 800 000, 00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок запроса предложений в электронной форме от 18.09.2019 г. победителем признано ООО "ЭНЕРГОЛЕС СЕВЕРА".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационной открытости закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичные требования установлены и в Положении (пункт 1.4.2.2).
Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Согласно пунктам 10, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в закупке, от 02.10.2019 N46101-Р все заявки, поданные на участие в запросе предложений в электронной форме, признаны соответствующими требованиям документации.
В соответствии с пунктом 7.9.2.4. Инструкции по заполнению заявки участник в указанной Справке должен представить исчерпывающую информацию для рассмотрения и оценки его заявки на предмет соответствия Участника установленным требованиям к опыту поставки продукции. Представленные в данной Справке сведения должны подтверждать опыт, установленный в Технических требованиях (Приложение N 1 Документации о закупке), в том числе с учетом установленных требований по годам.
Пунктом 7.2.10.3 Положения рекомендуется осуществлять оценку заявок в следующем порядке: отборочная стадия в соответствии с п. 7.2.10.4 настоящего Положения; оценка и сопоставление заявок в соответствии с пп. 7.2.10.5-7.2.10.12 установлено следующее:
Оценка и сопоставление заявок. В рамках оценочной стадии закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки, которые не были отклонены на отборочной стадии. Цель сопоставления и оценки заявок заключается в их ранжировании по степени предпочтительности для Заказчика.
Оценка и сопоставление заявок осуществляются в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в документации о закупке.
При ранжировании заявок закупочная комиссия принимает оценки и рекомендации экспертов, однако может принимать любые самостоятельные решения.
При публикации критериев оценки заявок в документации о закупке Организатор закупки обязан указать порядок (в т.ч. иерархию) их применения при оценке заявок.
Критерии могут касаться:
надежности Участника и заявленных соисполнителей (субподрядчиков);
экономической, технической, организационной, финансовой, юридической привлекательности заявки, представленной Участником, с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика;
цены заявки;
иных условий, которые Заказчик считает существенными при выборе наилучшей заявки.
При наличии прямого указания в документации о закупке на применение приоритетов в соответствии с законодательством Российской Федерации закупочная комиссия при оценке и сопоставлении заявок учитывает преференциальные поправки в пользу соответствующих групп лиц.
При оценке количественных параметров деятельности членов коллективного участника эти параметры суммируются. Не подлежащие суммированию показатели должны быть в наличии хотя бы у одного члена коллективного участника.
Заказчик определяет требования к Участникам в документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к Участникам, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к Участникам, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам, к предлагаемой ими продукции, к условиям исполнения договора.
В составе документации о закупке по лоту 46101 Энерголес 13-метровый (Зырянка) В Приложении N6 приведен порядок и критерии оценки и сопоставления заявок участников закупки.
Согласно вышеуказанного приложения, заказчиком предусмотрено два основных критерия оценки участников закупки - цена договора (значимостью 90%) и Квалификация (предпочтительность) участника (значимостью 10%). Оценка заявок по критерию Квалификация (предпочтительность) участника осуществляется с использованием критерия - наличия опыта поставки аналогичной продукции, соответствующей профилю лота (поставка 13-метрового энерголеса за последние три года (с октября 2016 года).
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 13.1 Приложения N6 документации о закупке, наличие опыта поставки аналогичной продукции, соответствующей профилю лота (поставка 13 метрового энерголеса за последние три года (с октября 2016 года) повышает предпочтительность и оценивается в следующем порядке:
Б2.1 = 0 - сумма договоров поставки 13 метрового энерголеса за последние три года (с октября 2016 года) до 5 000 000, 00 рублей без учета НДС (включительно);
Б2.1 = 5 - сумма договоров поставки 13 метрового энерголеса за последние три года (с октября 2016 года) от 5 000 000, 00 рублей без учета НДС и выше;
Опыт, несоответствующий установленным в документации о закупке требованиям, не оценивается.
В соответствии с подпунктом b) пункта 7.1 Технического задания в составе заявки участник должен предоставить:
"Сведения о ранее выполненных договорах по форме "Справка об опыте Участника", приведенной в документации о закупке, с приложением подтверждающих документов (копий договоров и актов выполненных работ, подписанных с обеих сторон). При этом учитываются только выполненные Участником договоры (с учетом правопреемственности)".
Заявитель ГАУ РС (Я) "Якутлесресурс" в составе заявки предоставил заполненную Справку об опыте участника, но не подтвердил ее предоставлением копий договоров и подтверждающих документов.
В соответствии с пунктом 4.10.1.2 документации о закупке 19.09.2019 г. в адрес участника ГАУ РС (Я) "Якутлесресурс" на электронную торговую площадку был направлен дополнительный запрос от 19.09.2019 г. о предоставлении копий договоров на поставку 13-метрового энерголеса и актов выполненных работ, подписанный обеими сторонами. В ответ на дополнительный запрос заявителем предоставлены копии договоров поставки аналогичной продукции в том числе 13 метрового энерголеса на сумму 50 000, 00 рублей.
Согласно пунктов 13.2, 13.4 Приложения N 6 - Порядок и критерии оценки и сопоставления заявок закупочной документации, итоговая оценка предпочтительности заявки формируется путем взвешенного суммирования (суммирования в баллах, умноженных на соответствующий коэффициент значимости критерия), производимого в рамках критериев одного уровня. Общая значимость всех критериев одного уровня составляет 100%. Вычисление баллов по вышеуказанным критериям оценки производится с точностью до сотых балла.
В соответствии с подпунктом 3.1.3 пункта 3 Положения организатор закупки (в лице председателя закупочной комиссии) определяет порядок оценки и ранжирования заявок по степени их предпочтительности для Заказчика, основываясь на нормах настоящего Положения, а также иных локальных нормативных документов (актов) Заказчика.
Заявки участников, из числа успешно прошедших отборочную стадию рассмотрения заявок, ранжируются по количеству набранных баллов (от наибольшего к наименьшему), присвоенных заявкам по результатам их сопоставления.
Согласно предмету договора и номеру лота предметом закупки является право заключения договора поставки 13 метрового энерголеса для поселка Зырянка (Лот N46101), а не поставка 11 метрового энерголеса.
Таким образом, заявка заявителя ГАУ РС (Я) "Якутлесресурс" согласно критерия оценки заявки участника по неценовому критерию оценки составляет 0 баллов, так как предоставленные копии договоров на поставку 13 метрового энерголеса являются менее предпочтительным для заказчика.
Следовательно, Комиссией правомерно проведена процедура оценки и сопоставления заявки ГАУ РС (Я) "Якутлесресурс" в связи с отсутствием опыта работы по поставке 13 метрового энерголеса за последние три года свыше 5 000 000, 00 рублей.
По доводу установления заказчиком показателей, не позволяющих определить соответствие закупаемых товаров к установленным заказчиком требованиям в соответствии с ГОСТ 9436-2016 "Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия" признан необоснованным на основании следующего.
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
Согласно пункту 6.4.1 Положения в извещении и (или) документации о закупке заказчик описывает характеристики предмета закупки (в том числе в виде технической спецификации, технических требований, разделов проекта договора, отдельного документа и так далее). В описании указываются характеристики предмета закупки: функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости). В числе технических характеристик предмета закупки заказчик вправе устанавливать требования к процессам производства, хранения, перевозки, контроля качества продукции и иным процессам, влияющим на возможность использования продукции заказчиком.
В соответствии с пунктом 6.4.2 Положения заказчик не вправе включать в описание характеристик предмета закупки следующие ограничивающие факторы: требования или указания в отношении ТУ (стандарта организации) конкретного разработчика, товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Согласно пункту 3 Технического задания N46101 Зырянка на поставку круглого леса (автозимник) для нужд 2020 года установлено, что поставляемый энерголес должен соответствовать ГОСТ 9463-2016 "Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия".
Пунктом 2 Технического задания N46101 установлены требования к поставляемому товару:
Параметры |
Требования |
материал энерголеса |
лиственница 1 сорта, заготовленная в осенне-зимний период из комлевой части растущих деревьев деревянные пропитанные антисептическими средствами опоры для ВЛ 0,4-10 кВ. |
габаритные размеры |
при длине 11,0-м: диаметр отруба 180 мм, диаметр комеля 290 мм при длине 13,0-м: диаметр отруба 180 мм, комеля 310 мм |
кривизна |
Отсутствует |
срок службы |
Соответствие сроку изготовителю, но не менее 40 лет с момента выпуска Товара |
Влажность |
должна соответствовать номинальной эксплуатационной, исключающей развитие трещин от усушки и не должна превышать 25% |
В ходе изучения документации, Комиссия пришла к выводу, что заказчик установил показатели поставляемого товара согласно Таблице N2 ГОСТ 9463-2016 "Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия" соответствующие действительности, а именно:
Лесоматериалы круглые для использования в круглом виде | |||||
Назначение лесоматериалов |
Порода древесин |
Сорт |
Диаметр в верхнем торце без коры, см |
Длина, м |
Градация по длине, м |
4 Бревно для столбов и свай |
Сосна лиственница, ель, пихта |
1;2;3 |
Для столбов 16-24 Для свай |
4,5; 6,5; 8,5; 9,5; 11,0; 13,0 |
|
Также в материалах дела имеется представленная в составе конкурсной заявки участником закупки оферта исх. N134/2019 от 10.09.0219 г., где ГАУ РС (Я) "Якутлесресурс" подтверждает, что ознакомлен с материалами, содержащимися в документации о закупке и ее технической частью, влияющими на стоимость услуг и не имеет претензий.
Таким образом, довод жалобы о том, что установленные заказчиком характеристики товара полностью соответствуют требованиям ГОСТ 9463-2016 "Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия" признан необоснованным.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
Признать жалобу ГАУ РС (Я) "Якутлесресурс" на действия (бездействие) заказчика АО "Сахаэнерго" при проведении Запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку энерголеса для поселка Зырянка по лоту N46101 Энерголес 13 метровый (Зырянка) (извещение N 31908272592), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 октября 2019 г. N 014/07/3-2798/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.10.2019