Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
в отсутствие представителей <...>, <...>, конкурсного управляющего Даниленко А.В., ООО "Гарда Ком" (уведомлены письмом Московского УФАС России от 03.10.2019 N ПО/51156/19),
рассмотрев жалобу <...> (далее также - Заявитель) на действия ООО "Гарда Ком" (далее также - Организатор торгов) при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника ОАО "Е4-Центрэнергомонтаж" (сообщение N 3918292 лот N 143, далее - Торги) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов, мотивированная несогласием с отклонением его заявки от участия в Торгах.
В силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Таким образом, проведение спорных Торгов является обязательным в силу Закона о банкротстве, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги.
Сообщение о проведении Торгов по продаже имущества должника по лоту N 143 опубликовано на офицальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕРФСБ, сообщение N 3918292).
Согласно протоколу об определении участников Торгов от 06.09.2019 заявке Левашова Е.В. отказано в допуске к участию в Торгах по причине несоответствия представленных документов установленным требованиям или содержания в них недостоверных сведений.
В своих письменных возражениях Организатор торгов указывает, что причиной отклонения заявки Заявителя послужило то, что к заявке на участие в Торгах не представлен документ, удостоверяющий личность принципала (лица, в интересах которого Заявитель направлял заявку на участие в Торгах).
Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с принятым решением.
Комиссия, оценив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимной связи, установила следующее.
Пунктом 11 ст. 110 Закона о банкротстве установлено, что заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с указанным федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:
-наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);
-фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
-номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Согласно абзацу 5 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве к заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:
-выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
-документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.
Аналогичные требования к заявке содержатся в сообщении о проведении Торгов.
Оспариваемые торги проводятся именно в электронной форме.
Комиссия отмечает, что исходя из буквального толкования положений ч. 11
ст. 110 Закона о банкротстве, а также сообщения о проведении Торгов необходимость представления документов, удостоверяющих личность, отсутствует.
По смыслу приведенной нормы представление упомянутых документов не является необходимым, поскольку заявка была подписана Заявителем, который в составе заявки также приложил агентский договор.
При этом довод Организатора торгов о том, что необходимость предоставления паспорта принципала, была обусловлена необходимостью удостоверения действительного волеизъявления лица, с которым в дальнейшем будет заключен договор, является несостоятельным.
Согласно абз. 14 п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных указанной статьей.
Извещением о проведении Торгов установлена необходимость соответствия поданной заявки требованиям в том числе ч. 11 ст. 110 Закона о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. В свою очередь, согласно извещению о проведении торгов к заявке на участие в торгах прикладывается в том числе документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, который представляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью лица, подавшего заявку на участие в торгах.
Перечень документов, указанный в ч. 11 ст. 110 Закона о банкротстве, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Предметом торгов в процедуре банкротства является не удовлетворение их организатором собственных потребностей, что может обусловливать необходимость установления дополнительных требований к участникам торгов, а скорейшая реализация имущества должника в целях расчетов с кредиторами последнего.
При проведении торгов в форме аукциона или публичного предложения установление дополнительных требований к составу представляемых на участие в торгах документов является не только необоснованным и не предусмотренным действующим законодательством, но и нецелесообразным ввиду отсутствия необходимости в получении каких-либо документов, помимо тех, которые прямо поименованы в ч. 11 ст. 110 Закона о банкротстве и позволяющих идентифицировать участника торгов. Кроме того, данное обстоятельство способно привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, стремящихся путем установления требований о предоставлении иных, не предусмотренных законом документов, искусственно ограничить количество потенциальных участников с тем, чтобы заключить контракт с заранее определенным лицом.
Учитывая факт предъявления Организатором торгов к участникам торгов требований, не поименованных в ч. 11 ст. 110 Закона о банкротстве, что в конечном итоге привело к нарушению прав и законных интересов третьего лица, чья заявка была необоснованно не допущена до участия в торгах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Гарда Ком" нарушения требований ч. 11
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя.
Документов и сведений от Организатора торгов об обстоятельствах, препятствующих выдаче предписания, в материалы дела на дату рассмотрения не представлено.
Руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.
2.Установить в действиях Организатора торгов нарушающими ч. 11 ст. 110 Закона о банкротстве.
3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-11386/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.10.2019 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 07.10.2019 по делу N 077/07/00-11386/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО "Гарда Ком" (далее также - Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника ОАО "Е4-Центрэнергомонтаж" (сообщение N 3918292 лот N 143, далее - Торги, Сообщение), а именно:
Организатору торгов отменить протоколы, составленные в ходе проведения Торгов по лоту N 143.
Организатору предоставить всем участникам, подавшим заявки на участие в Торгах возможность повторного внесения задатка, в случае, если задатки были возвращены, уведомить участников о возможности повторного внесения задатка не менее чем за 5 дней до проведения торгов, в том числе посредством функционала ЭТП, при этом отклонение участников, не предоставивших задаток на участие не допускается в случае, если Организатором торгов не доведена до участников торгов информация о возможности повторного направления задатка.
Организатору торгов назначить новую дату рассмотрения заявок, подведения итогов Торгов.
Организатору торгов уведомить о дате и времени его проведения Торгов допущенных участников, в том числе посредством функционала ЭТП
Организатору торгов рассмотреть поданные заявки на участие в Торгах с учётом решения Комиссии от 07.10.2019 по делу N 077/07/00-11386/2019.
Организатору торгов разместить информацию о вышеуказанных изменениях в ЕФРСБ и газете "Коммерсантъ".
Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 18.11.2019.
Организатору торгов о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 20.11.2019 включительно с приложением подтверждающих документов.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 октября 2019 г. N 077/07/00-11386/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.10.2019