Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии представителей:
Заказчика - ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" - <_> (доверенность N01-20/235 от 9.10.2019 г.), <_> (доверенность N01-20/1 от 9.01.2019 г.),
- Заявитель - ООО "МегаРон" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "МегаРон" (вх. N15774 от 30.09.2019 г.) на действия заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" при проведении закупки N31908336914 на предмет: "Поставка системы хранения и очистки газообразного гелия",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении аукциона в электронной форме N 31908336914 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru - 25.09.2019 года.
Заказчик - ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Начальная (максимальная) цена контракта - 795 000,00 рублей.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупки проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. "О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
Выводы Комиссии относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлены двусмысленные, неконкретные требования к предмету закупки, которые вводят участников закупки в заблуждение, ограничивают количество участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчик при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ".
Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6.1. статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Исходя из смысла указанных норм, характеристики и показатели товара, устанавливаемые Заказчиком в Документации по закупке не должны соответствовать характеристикам и показателям какому-либо конкретному производителю (поставщику) и (или) товару, кроме как при условии несовместимости приобретаемых товаров с уже имеющими у заказчика товарами. Обратное бы означало нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушение порядка описания объекта закупки (часть 1 и 6.1 статьи 3 Закона 223-ФЗ).
В ходе заседания Комиссии, был, затронут вопрос о правомерности размещения чертежа предмета закупки (4 страница файла), на котором прописаны конкретные характеристики без диапазона и вариативности.
Согласно строке 9 "Информационной карты" документации об аукционе в электронной форме "Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации" - В соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к документации об аукционе в электронной форме).
В Приложении N1 Техническое задание (Техническое задание на поставку системы хранения и очистки газообразного гелия) указаны следующие характеристики:
N п/п |
Наименование заказа |
Описание объекта закупки
|
1 |
Система хранения и очистки газообразного гелия
28.25.14
|
Система хранения и очистки газообразного гелия (далее - Система) должна включать в себя: 1) ресивер высокого давления, предназначенный для хранения газа гелия высокой чистоты, объемная доля гелия не менее 99.9999%; 2) систему очистки и напуска газа в измерительную ячейку с использованием дополнительного ресивера, предназначенного для хранения очищенного газа; 3) набор соединительной арматуры (см. Приложение 1.)
Система должна быть герметичной, и рассчитана на давление не менее 2 атмосфер.
Система хранения и очистки газа должна обладать следующими техническими и функциональными характеристиками, соответствовать указанным требованиям:
1. Ресивер высокого давления, должен быть предназначен для хранения газа гелия высокой чистоты и должен обладать следующими характеристиками: 1.1 Ресивер должен быть рассчитан на давление - не менее 200 атмосфер; 1.2 Ресивер должен быть снабжен запорно-регулирующей арматурой - вентилем, к выходу которого подключен газовый безмасляный редуктор регулирующий давление в диапазоне: минимальное значение диапазона - не менее 0 атм.- максимальное значение диапазона не более - 5 атм.; 1.3 Ресивер должен быть заполнен газообразным гелием объемом не менее 5,5 куб.м. до давления 150 атм., объемная доля гелия не менее 99.9999%; 1.4 Внутренний объем ресивера должен быть не более 40 л; 1.5 Выход редуктора должен быть R 16 согласно ГОСТ Р 52856-2007 (далее - R 16, (KF16 (Приложение 1)); 2. Система очистки и напуска газа должна представлять собой единый мобильный блок, состоящий из: - запорной арматуры и соединительных металлических шлангов c соединительными центрирующими кольцами стандарта R 16 с витоновым уплотнением и внешним металлическим кольцом и зажимами R 16; - манометров для контроля давления; - блока очистки газа с использованием азотной ловушки; - дьюара с жидким азотом; - ресивера для хранения очищенного газа, объемом не менее 10л. Внутренний объем системы очистки и напуска газа не должен содержать смазочных материалов или других примесей. Система очистки и напуска газа должна обладать следующими характеристиками: 2.1 Вентили (не менее 5 шт., см. Приложение 1) системы очистки и напуска газа должны иметь сильфонное уплотнение; 2.2 Скорость утечки гелия должна быть не более 10-8 мбар*л/с; 2.3 Азотная ловушка должна быть съемной с выходными соединениями стандарта R 16 (см. Приложение 1) и помещаться в дьюар с жидким азотом; 2.4 Дьюар для хранения жидкого азота должен иметь объем не более 25 л, диаметр горловины не менее 55 мм.; 2.5 Дьюар с жидким азотом должен обеспечивать температуру азотной ловушки не более 77 K в течении не менее 14 дней; 2.6 Диапазон измерения давления манометров: минимальное значение диапазона - не более 0 Psi, максимальное значение диапазона- не менее 30 Psi, класс точности 1.0. (ГОСТ 8.401-80).
3. Набор соединительной арматуры должен представлять собой набор из двух металлических шлангов с выходами стандарта R16 (ISO - KF16), соединяющих ресивер высокого давления с системой очистки и напуска газа. Набор соединительной арматуры должен обладать следующими характеристиками: 3.1 Длина шланга не менее 3 метров; 3.2 Скорость утечки гелия не более 10-8 мбар*л/с.
Поставщик осуществляет ввод Системы в эксплуатацию в помещении Заказчика включая: сбоку, монтаж, установку, подключение оборудования Системы, настройку, запуск и тестирование Системы. |
Вместе с тем, согласно доводу заявителя, Заказчик разместил чертёж предмета закупки (4 страница файла), на котором прописаны конкретные характеристики без диапазона и вариативности: Ресивер для хранения газа гелия марки 6.0 объёмом 40 л. По мнению заявителя, участник, предложивший меньший объём ресивера (например, 35 л, что соответствует текстовому описанию "не более 40 л.") может быть отклонён за несоответствие чертежу.
Однако, согласно пояснениям заказчика, схема (чертёж предмета закупки) приведена для пояснения взаимного расположения основных блоков системы, их подключения при сборке, монтаже и тестировании системы. Данная схема не является рабочим чертежом, так как не содержит информации о точных размерах составных частей системы и их положения. Также заказчик отметил, что система будет использоваться в лабораторных условиях в составе экспериментальной установки на основе рефрижератора растворения для проведения исследований при сверхнизких температурах. По этой причине точные положения каждого элемента системы не приведены на схеме, поскольку не имеют принципиального значения.
Требуемые технические и функциональные характеристики каждой составной части системы подробно описаны в Техническом задании в разделе "Описание объекта закупки".
Кроме того, 2 октября 2019 года Заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении вышеуказанной закупки и требования Технического задания были конкретизированы для исключения двояких толкований.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "МегаРон" (вх. N15774 от 30.09.2019 г.) на действия заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" при проведении закупки N31908336914 на предмет: "Поставка системы хранения и очистки газообразного гелия" необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15 октября 2019 г. N 016/07/3-1713/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.10.2019