В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее- Татарстанское УФАС России) поступило обращение ООО "РСК" (вх.N15561 от 25.09.2019) по вопросу отсутствия гарантирующей организации на территории муниципального образования города Нижнекамск для централизованной системы холодного водоснабжения.
В ходе рассмотрения обращения ООО "РСК" были установлены следующие фактические обстоятельства.
Согласно схеме водоснабжения муниципального образования города Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на период 2015-2030 гг. (размещена на сайте http://e-nkama.ru/infrastruktura/zkh/Sh_VS-VO_N-ka/index.php) на обслуживании АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" находится 298,432 км трубопроводов сетей холодного водоснабжения, что составляет 92% от всех сетей холодного водоснабжения на территории города Нижнекамск. К водопроводным сетям АО "ВК и ЭХ" присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение (страница 137).
Согласно информации, представленной ООО "РСК", на территории муниципального образования города Нижнекамск отсутствует гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее- Закон о водоснабжении и водоотведении) решение органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети "Интернет".
В ходе рассмотрения обращения ООО "РСК" Татарстанским УФАС России на официальном сайте Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (www.e-nkama.ru) не обнаружено решения Исполнительного комитета муниципального образования города Нижнекамск (далее- Исполнительный комитет) о наделении АО "ВК и ЭХ" статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о водоснабжении и водоотведении до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 46 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.
Таким образом, у Исполнительного комитета имелась обязанность (и имеется по состоянию на сегодняшний день) определить гарантирующую организацию на территории муниципального образования города Нижнекамск для централизованной системы холодного водоснабжения.
Указанная обязанность органа местного самоуправления является безусловной при наличии на территории муниципального образования организации, отвечающей признакам гарантирующей.
Согласно схеме водоснабжения муниципального образования города, Нижнекамск на территории города Нижнекамска такая организация имеется (АО "ВК и ЭХ").
Согласно подпункту "м" пункта 17 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, обязательным документом для открытия дела об установлении тарифа является перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоров холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров горячего водоснабжения, договоров по транспортировке горячей воды, холодной воды, договоров по транспортировке сточных вод, договоров о подключении (технологическом присоединении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору.
Таким образом, утверждение тарифа на транспортировку воды возможно только при наличии договора о реализации товаров (работ, услуг).
Однако при отсутствии статуса гарантирующей организации АО "ВК и ЭХ" вправе не заключать договоры на транспортировку воды с транзитными организациями, которым водопроводные сети принадлежат на праве собственности или на ином законном праве.
Следовательно, получение тарифа для транзитной организации ставится в зависимость от того, заключит ли АО "ВК и ЭХ", фактически (но не юридически) гарантирующая организация, договор на транспортировку воды или нет.
Указанная ситуация возникла между АО "ВК и ЭХ" и ООО "РСК". Так, ООО "РСК" обратилось в адрес АО "ВК и ЭХ" с письмом о необходимости заключения договора по транспортировке сточных вод (N659-исх от 18.15.2018).
АО "ВК и ЭХ" отказалось заключать договор с ООО "РСК", сославшись на то, что на территории муниципального образования города Нижнекамск гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения не определена (исх.N803 от 17.05.2018).
Результатом неисполнения Исполнительным комитетом обязанностей, возложенных федеральным законодательством, является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона т 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, в бездействии Исполнительного комитета, которое выражается в отсутствии решения по наделению АО "ВК и ЭХ" статусом гарантирующей организации, имеются признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Татарстанское УФАС России, руководствуясь статьёй 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает Исполнительный комитет о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путём принятия решения об определении гарантирующей организации на территории муниципального образования города Нижнекамск для централизованной системы холодного водоснабжения.
Предупреждение необходимо выполнить в течение 30 дней с момента получения.
О выполнении предупреждения необходимо сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
[_] <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15 ноября 2019 г. N ИП-06/17084 (ключевые темы: холодное водоснабжение - водоотведение - закон о водоснабжении - юридическое лицо - сточные воды)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.11.2019