Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении Законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
рассмотрев дело N016/05/5-1901/2019 в отношении ООО "Интернет Решения" (123112, г. Москва, Пресненская Набережная, д. 10, пом. 1, эт. 41, комн. 6; ИНН 7704217370) на предмет соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
в присутствии:
- представителя ООО "Интернет Решения",
в отсутствии:
- представителя ООО "Лайон Коммьюникейшнз" - ходатайство о рассмотрении дела без участия,
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения государственного надзора Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) были установлены признаки правонарушения по факту распространения рекламы интернет-магазина ООО "Интернет Решения" (ИНН 7704217370) следующего содержания: "OZON - интернет-магазин N1 в России. 15.000.000 товаров", которая имеет признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Вышеуказанная реклама может вводить потребителей в заблуждение относительно преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" При рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 данного закона предусмотрена для рекламодателя.
Согласно Письму ФАС России от 25.09.2019 NАК/83509/19 "О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральный закон "О рекламе" не содержит специальных требований к рекламе, распространяемой в социальных сетях.
В то же время такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным Федеральным законом "О рекламе", в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг.
В случае выявления нарушений Федерального закона "О рекламе" антимонопольные органы привлекают виновных лиц к ответственности.
В соответствии с ответом на запрос Управления, рекламные материалы, содержащие фразу "OZON - интернет-магазин N1 в России. 15.000.000 товаров" распространялись ООО "Интернет Решения" только в социальной сети Instagram, данные рекламные материалы были подготовлены в качестве черновика и не подлежали публикации, тем не менее, по техническим причинам указанный текст оказался опубликованным.
Между ООО "Интернет Решения" (ИНН 7704217370) и ООО "Лайон Коммьюникейшнз" (ИНН 7743068844) заключено агентское соглашение NИР-764/17 от 01.09.2017 г. согласно которому Агент (ООО "Лайон Коммьюникейшнз") обязуется за вознаграждение по поручению Принципала (ООО "Интернет Решения") совершать от своего имени и за счет Принципала сделки с третьими лицами в целях размещения рекламных материалов в сети Интернет и управлению рекламными компаниями Принципала на Интернет-ресурсах.
Согласно пункту 5.4 данного соглашения если Принципал, не смотря на своевременное, обоснованное и письменное предупреждение, полученное от Агента, не изменит свое требование к рекламе, о чем письменно уведомит Агента, либо не представит по требованию Агента документальное подтверждение достоверности представляемой для размещения рекламы информации, либо не устранит иные обстоятельства, которые могут привести к признанию рекламы не соответствующей действующему законодательству о рекламе, считается, что Принципал взял на себя риски, возникающие от признания государственными органами такой рекламы ненадлежащей, и обязуется возместить Агенту все расходы и платежи, которые могут быть возложены на Агента третьими лицами, в т.ч. государственными органами.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует информация о предупреждении Агентом Принципала.
Согласно статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В связи с тем, что ООО "Интернет Решения" (123112, г. Москва, Пресненская Набережная, д. 10, пом. 1, эт. 41, комн. 6; ИНН 7704217370) и ООО "Лайон Коммьюникейшнз" (125040, г. Москва, пр. Ленинградский, д. 15, стр. 14; ИНН 7743068844), зарегистрированы на территории, подведомственной Московскому Управлению Федеральной антимонопольной службы, на основании пункта 3.34 приказа ФАС России от 23.11.2012 г. N 711/12 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" и в соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, Татарстанское УФАС России ходатайствовало перед ФАС России о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе в отношении ООО "Интернет Решения" (123112, г. Москва, Пресненская Набережная, д. 10, пом. 1, эт. 41, комн. 6; ИНН 7704217370) и ООО "Лайон Коммьюникейшнз" (125040, г. Москва, пр. Ленинградский, д. 15, стр. 14; ИНН 7743068844) по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
ФАС России рассмотрев данное ходатайство, наделил Татарстанское УФАС вышеуказанными полномочиями.
В адрес Татарстанского УФАС России были представлены письменные пояснения от ООО "Лайон Коммьюникейшнз", согласно которым размещение рекламных материалов рекламодателя на интернет ресурсе Instagram было согласовано рекламодателем в дополнительном соглашении N4 и осуществлялось тем же лицом самостоятельно.
На заседании Комиссии, которое было назначено 20 ноября 2019 года в 13 часов 30 минут, представитель ООО "Интернет Решения" пояснил, что ООО "Лайон Коммьюникейшнз" (далее - Общество) не несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, так как указанное Общество только предоставляет возможность рекламодателю самостоятельно создать рекламный текст, который будет распространяться в сети Интернет.
Также, согласно пояснениям представителя ООО "Интернет Решения" в рекламе, распространяемой в социальной сети Instagram отображался текст: "OZON - интернет-магазин N1 в России. 15000000 товаров", который был подготовлен в качестве черновика и не подлежал публикации. Тем не менее, по техническим причинам указанный текст все же отобразился в рекламе. К тому же, необходимо отметить, что данный представитель согласился с вменяемым ООО "Интернет Решения" нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу ООО "Интернет Решения" (123112, г. Москва, Пресненская Набережная, д. 10, пом. 1, эт. 41, комн. 6; ИНН 7704217370) с текстом: "OZON - интернет-магазин N1 в России. 15.000.000 товаров" несоответствующей требованиям пункта 1 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе", в части содержания некорректных сравнений рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Выдать ООО "Интернет Решения" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с тем, что не были представлены доказательства о прекращении совершения нарушения.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 ноября 2019 г. N 016/05/5-1901/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.11.2019