Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
после перерыва, без участия сторон,
рассмотрев жалобу <...> (далее - заявитель) (вх. N 017213), на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края (далее - организатор торгов) при организации и проведении торгов по продаже муниципального имущества в порядке приватизации на аукционе в электронной форме: Лот N 1 - Продажа 100% доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Губахинские городские электрические сети" (извещение N 251019/0133706/02, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о торгах www.torgi.gov.ru в сети "Интернет") (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
05.11.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой указано на: невозможность продажи, несуществующего на момент проведения торгов, имущества; некорректное проведение оценки стоимости доли в уставном капитале общества которое не зарегистрировано в установленном порядке; неверное определение способа приватизации муниципального имущества.
Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения, настаивает на законности и обоснованности своих действий.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч.2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы, которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Руководствуясь частью 25 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме, при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в порядке, установленном настоящей статьей, с учетом следующих особенностей:
1) обжалование действий (бездействия) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи в антимонопольный орган допускается в течение пяти рабочих дней со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения либо продажи без объявления цены) либо в течение пяти рабочих дней со дня размещения на данном сайте или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола об итогах проведения продажи подлежащего приватизации имущества;
2) жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается антимонопольным органом в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы;
3) в случае, если жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается до даты окончания подачи заявок на участие в торгах (заявок на участие в продаже при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены), комиссия антимонопольного органа не вправе принять решение о выдаче предписания;
4) жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи, связанные с признанием претендентов участниками торгов (участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены) или с отказом в таком признании, не может быть подана по истечении пяти рабочих дней со дня размещения на указанном в пункте 1 настоящей пункта официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или, если размещение на сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены).
2. Изучив доводы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
2.1. Согласно извещению N251019/0133706/02, опубликованному на официальном сайте определено, что дата и время публикации извещения - 25.10.2019 г., дата окончания подачи заявок - 20.11.2019 г., дата проведения торгов - 26.11.2019 г., дата приостановления торгов - 07.11.2019.
Порядок организации и проведения продажи государственного и муниципального имущества регулируется Федеральным законом от 21.12.2001 N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
В соответствии со статьей 1 Закона о приватизации под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о приватизации государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона о приватизации, приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о приватизации порядок планирования приватизации муниципального имущества определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона о приватизации органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества установлены в пункте 1 статьи 13 Закона о приватизации.
При этом приватизация осуществляется только способами, предусмотренными Законом о приватизации (пункт 5 статьи 13 Закона о приватизации).
Комиссия Пермского УФАС России обращает внимание на то, что приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется исключительно путем их преобразования в хозяйственные общества (статья 11 и пункт 2 статьи 13 Закона о приватизации).
При этом, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации унитарное предприятие может приватизироваться путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.
Данный способ первоначально предполагает лишь юридическое изменение формы собственности в отношении имущественного комплекса преобразуемого юридического лица с государственной или муниципальной собственности на частную собственность.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
В пункте 11 совместного постановления Пленумов Верховного суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" даны разъяснения применительно к моменту перехода прав на недвижимость при преобразовании государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.
В соответствии с этими разъяснениями, хозяйствующий субъект (ООО или АО), созданный в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится как правопреемник собственником имущества, включенного в передаточный акт.
Следовательно, после регистрации такого общества публично-правовое образование, которое ранее являлось собственником приватизируемого имущества, утрачивает право собственности на данное имущество (см. Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2017 N305-КГ17-10748).
Таким образом, при преобразовании унитарного предприятия в хозяйственное общество объектом приватизации является не отдельное муниципальное имущество, находящееся в хозяйственном ведении предприятия (здания, сооружения, оборудование и т.п.), а имущественный комплекс унитарного предприятия в целом (за исключением имущества, изъятого собственником на основании пункта 4 статьи 11 Закона о приватизации). Приватизация считается завершённой с момента государственной регистрации информации о созданном хозяйствующем субъекте в ЕГРЮЛ.
Решением Губахинской городской Думы от 21.02.2019 г. N135 утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества Губахинского городского округа на 2019-2021 годы (далее - Прогнозный план приватизации). Указанный Прогнозный план приватизации на момент его утверждения не содержал условий о приватизации таких объектов как имущественный комплекс МУП "Губахинские городские электрические сети" и (или) доли ООО "Губахинские городские электрические сети".
Решением Губахинской городской Думы от 25.04.2019 г. N151 Прогнозный план приватизации дополнен позицией N14 в следующей редакции: "Объект приватизации - МУП "Губахинские городские электрические сети", характеристики объекта - приватизация проводится в 2 этапа: 1 этап - приватизация путем преобразования в ООО; 2 этап - продажа доли уставного фонда ООО в размере 100 %".
Решением Губахинской городской Думы от 24.10.2019 г. N 199 внесены изменения в Прогнозный план приватизации. Позиция N14 Прогнозного плана приватизации изложена в следующей редакции:
N п/п |
Объект приватизации |
Характеристики объекта |
Планируемые поступления (тыс. руб.) |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||
14 |
МУП "Губахинские городские электрические сети", расположенное по адресу: ул. Суворова, д. 6, г. Губаха, Пермский край |
Муниципальное унитарное предприятие "Губахинские городские электрические сети", местонахождение: ул. Суворова, д. 6, г. Губаха, Пермский край; среднесписочная численность работников: 52. Стоимость активов 26803000,00. Приватизация путем преобразования в ООО. |
0,00 |
|
|
14.1 |
Доля 100% общества с ограниченной ответственностью "Губахинские городские электрические сети" |
Общество с ограниченной ответственностью "Губахинские городские электрические сети" Местонахождение: ул. Суворова, д.6, г. Губаха, Пермский край. Размер доли в уставном капитале, находящейся в муниципальной собственности: 100%. Размер доли в уставном капитале общества, подлежащей приватизации: 100% |
54000,00 |
74000,00 |
|
Следовательно, Прогнозный план приватизации, действующий в редакции решения Губахинской городской Думы от 24.10.2019 г. N199 включает в себя помимо прочего такие объекты приватизации как:
- имущественный комплекс МУП "Губахинские городские электрические сети" путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации). В данном случае результатом приватизации будет прекращение права муниципальной собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия и получение в взамен этого 100% доли созданного хозяйственного общества.
- доля 100% ООО "Губахинские городские электрические сети" (способ приватизации не определен). В данном случае результатом приватизации будет прекращение права муниципальной собственности 100% долю хозяйствующего субъекта и получение взамен этого денежного эквивалента стоимости доли.
Следует учитывать, что в соответствии со статьей 13 Закона о приватизации указанные способы приватизации являются самостоятельными. Объединение этих способов в один способ приватизации является не допустимым с точки зрения требований установленных Законом о приватизации.
Комиссия Пермского УФАС России установила, что по состоянию на 25.10.2019 (дата публикации извещения N251019/0133706/02 на официальном сайте), а также на дату принятия настоящего решения на информационном ресурсе https://egrul.nalog.ru/ информация об ООО "Губахинские городские электрические сети" отсутствует, при этом МУП "Губахинские городские электрические сети" (ИНН 5913000578) является действующим юридическим лицо.
Кроме этого, при рассмотрении жалобы представитель организатора торгов подтвердил, что на момент проведения торгов юридического лица ООО "Губахинские городские электрические сети" не существует, поскольку данное общество в дальнейшем будет результатом преобразования МУП "Губахинские городские электрические сети".
Следовательно, на момент проведения спорных торгов имущественный комплекс, закрепленный за МУП "Губахинские городские электрические сети" находится в муниципальной собственности города Губахи, при этом имущество в виде доли ООО "Губахинские городские электрические сети" не сформировано и в связи с этим данная доля ООО в собственности муниципального образования отсутствует.
Учитывая, данные обстоятельства и позицию представителей Организатора торгов следует вывод, что фактически единственной целью приватизации 100% доли ООО "Губахинские городские электрические сети" согласно извещению N251019/0133706/02, опубликованному на официальном сайте, является отчуждение из муниципальной собственности имущественного комплекса закрепленного за МУП "Губахинские городские электрические сети" и получение взамен этого денежного эквивалента стоимости данного имущества. При этом закон о приватизации не предусматривает такого способа приватизации для имущественного комплекса, закрепленного за унитарным предприятием.
Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий может быть осуществлена исключительно путем преобразования унитарного предприятия в хозяйствующее общество (ООО или АО). И только после этого может быть осуществлена приватизация доли в уставном капитале хозяйственного общества, которое было образовано путем преобразования унитарного предприятия.
При этом, согласно пункта 1 статьи 20 Закона о приватизации обязательность проведения конкурса установлена в случае продажи акций акционерного общества либо доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанных обществ (определение Верховного Суда РФ от 13.02.2018 N310-КГ17-22325). Следовательно, надлежащим способом приватизация 100% доли общества с ограниченной ответственностью является конкурс, а не аукцион.
Учитывая, что приватизация имущественного комплекса МУП "Губахинские городские электрические сети" путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации) не завершена, то на текущий момент отсутствует сам объект приватизации (доля ООО "Губахинские городские электрические сети") который выставлен на спорный аукцион.
В том числе по этой причине организатором торгов не представляется в полной мере обеспечить выполнение обязанности по информационному обеспечению приватизации установленного пунктом 4 статьи 15 Закона о приватизации.
По мнению Комиссии Пермского УФАС России действия Организатора торгов, направленные на одновременное осуществление указанных выше двух способов приватизации, а равно приватизацию имущества (в данном случае доля в ООО) отсутствующее в муниципальной собственности, являются недопустимыми, осуществляемые с злоупотреблением правом и направлены исключительно на обход ограничений установленных Законом о приватизации.
Таким образом, на основании изложенного Комиссия Пермского УФАС признает доводы жалобы Заявителя обоснованными, спорные торги незаконными, а в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края нарушения статьи 1, пунктов 2 и 5 статьи 13, статьи 15, пункта 1 статьи 20 Закона о приватизации.
2.2. Согласно пункту 14 приложения к Прогнозному плану приватизации (в редакции решения Губахинской городской Думы от 24.10.2019 г. N199) предусмотрено, что имущественный комплекс МУП "Губахинские городские электрические сети" подлежит приватизации путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью. Указанный способ приватизации закреплен в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации.
Главой города Губахи <...> утвержден передаточный актом подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП "Губахинские городские электрические сети" составленному по состоянию на 30.09.2019 года (далее - передаточный акт).
Комиссия Пермского УФАС России проанализировав структуру объектов Передаточного акта, пришла к выводу, что объектом приватизации является имущественный электросетевой комплекс, с использованием которого обеспечивается прием, передача и распределение электрической энергии потребителям, в том числе категории населения городского округа Губаха Пермского края.
В соответствии с положениями абзаца 6 пункта 1 статьи 30 Закона о приватизации объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что объекты энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения, закреплённые за унитарным предприятием не могут быть приватизированы способом преобразования унитарного предприятия в ООО или АО.
Системное толкование статьи 30 Закона о приватизации дает основания полагать, что объекты коммунально-бытового назначения делятся на две группы:
- объекты, оборот которых запрещен (не подлежащие приватизации), такие объекты могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;
- объекты, ограниченные в гражданском обороте, то есть не изъятые из оборота полностью, а такие, которые могут быть предметом отчуждения, но с соблюдением предусмотренных законодательством условий и процедур.
Следовательно, возможность приватизации объектов энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения, ограничена в силу прямого запрета Закона о приватизации. Данный правовой подход соответствует позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 07.09.2017 N308-ЭС17-11970.
Пунктом 1 статьи 30.1 Закона о приватизации предусмотрено, что объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
Перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества содержится в статье 13 Закона о приватизации. Следовательно, приватизация объектов электросетевого хозяйства допускается любым из способов при условии обременения инвестиционными и эксплуатационными обязательствами.
По смыслу пунктов 3 и 6 статьи 30.1 Закона о приватизации целью обременения имущества эксплуатационным обязательством является также защита потребителей энергии.
Таким обременением устанавливается обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 статьи 30.1 Закона о приватизации); а также указывается максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением эксплуатационного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества (пункт 6 статьи 30.1 Закона о приватизации).
Комиссия Пермского УФАС России, учитывая существующие ограничения в полномочиях антимонопольных органов установленные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, решила направить информацию о признаках нарушения статей 30, 31 Закона о приватизации при приватизации имущественного комплекса МУП "Губахинские городские электрические сети" в Прокуратуру Пермского края.
В соответствии с пунктом 3 части 25 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае, если жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается до даты окончания подачи заявок на участие в торгах (заявок на участие в продаже при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены), комиссия антимонопольного органа не вправе принять решение о выдаче предписания.
В силу части 1 статьи 25.7 Закона о защите конкуренции, в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган наделен полномочиями направить должностному лицу хозяйствующего субъекта, федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу <...> (вх. N 017213), на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края при организации и проведении торгов по продаже муниципального имущества в порядке приватизации на аукционе в электронной форме: Лот N 1 - Продажа 100% доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Губахинские городские электрические сети" (извещение N 251019/0133706/02, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о торгах www.torgi.gov.ru в сети "Интернет") (далее - жалоба), обоснованной;
2. Признать в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края факт нарушения статьи 1, пунктов 2 и 5 статьи 13, статьи 15, пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что в соответствии с п. 3 ч. 25 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия антимонопольного органа не вправе принять решение о выдаче предписания до даты окончания подачи заявок на участие в торгах.
3. Передать материалы жалобы в части признаков нарушения статей 30, 31 Закона о приватизации при приватизации имущественного комплекса МУП "Губахинские городские электрические сети" в Прокуратуру Пермского края.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о выдачи предостережение в соответствии с частью 1 статьи 25.7 Закона о защите конкуренции.
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 ноября 2019 г. N 059/10/18.1-1151/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.11.2019