Резолютивная часть решения объявлена "28" октября 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено "05" ноября 2019 года.
Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы - Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее - Апелляционная коллегия) в составе: <"..."> ,
в присутствии от АО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания": <"..."> , от Рязанского УФАС России (по видеоконференц-связи): <"..."> ,
рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу АО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" на решение и предписание Рязанского УФАС России от 15.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 062/01/17-34/2019 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба АО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" (далее также - Общество; АО "РНПК") на решение и предписание Рязанского УФАС России от 15.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 062/01/17-34/2019.
Решением Рязанского УФАС России от 15.07.2019 по делу N 062/01/17-34/2019 (далее также - Решение Рязанского УФАС России, Решение) АО "РНПК" признано нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части установления при проведении закупок (запросы предложений N 2000001547, N 2000001537, N 2000112281) требования к участникам "об отсутствии в течение последних 2 (двух) лет до даты окончания срока подачи заявок и в течение проведения закупочной процедуры случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с ПАО "НК "Роснефть" или Обществом группы в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев расторжения ПАО "НК "Роснефть" или Обществом группы в одностороннем порядке договора в связи с существенным нарушением договора".
Также Рязанским УФАС России выдано предписание от 15.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 062/01/17-34/2019 (далее также - Предписание) о недопущении при проведении закупок действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства. Согласного данному предписанию АО "РНПК" следует в течение 6 месяцев с момента получения предписания, не позднее 5 числа каждого месяца следующего за отчетным, представлять в Рязанское УФАС России сведения об организованных и проведенных закупках.
Общество с вынесенными решением и предписанием Рязанского УФАС России не согласно, считает, что они нарушают единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
Доводы общества изложены в жалобе, в частности, АО "РНПК" утверждает, что сами по себе условия запроса, устанавливающие критерии выявления лучших условий для заключения договора, не могут быть признаны нарушающими положения Закона о защите конкуренции, так как Общество не преследовало своей целью только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, а выявляло лицо, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать его целям.
В ходе рассмотрения жалобы АО "РНПК" Апелляционная коллегия установила следующее.
В Рязанское УФАС России поступили обращения общества с ограниченной ответственностью "Технический Экологический Консалтинг" (далее - ООО "ТЭК", заявитель) на действия акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" при проведении следующих закупок:
- запрос предложений N2000001547 на право заключения договора на выполнение работ (оказание услуг): 1.обследование технического состояния дымовых труб АО "РНПК"; 2.определение крена и осадки дымовых труб АО "РНПК" (далее - запрос предложений N2000001547);
- запрос предложений N2000001537 на право заключения договора на выполнение работ (оказание услуг): 1) экспертиза промышленной безопасности технологических аппаратов АО "РНПК"; 2) толщинометрия технологических аппаратов АО "РНПК" (в соответствии с п. 3.6.4. РД 03-421-01) с определением скорости коррозии; 3) техническое освидетельствование технологических аппаратов АО "РНПК" (при необходимости); 4) ревизия технологических трубопроводов АО "РНПК" (в соответствии с Руководством по безопасности "Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов"); 5) экспертиза промышленной безопасности технологических трубопроводов АО "РНПК" (далее - запрос предложений N2000001537);
- запрос предложений N2000112281 на право заключения договора на выполнение работ (оказание услуг): 1) экспертиза промышленной безопасности технологических аппаратов цеха N 1; 2) экспертиза промышленной безопасности технологических трубопроводов цеха N 1; Ревизия технологических трубопроводов цеха N 1 (в соответствии с Руководством по безопасности "Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов" (далее - запрос предложений N2000112281).
В рамках рассмотрения дела Рязанским УФАС России было установлено, что АО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" при организации и проведении закупочных процедур руководствуется Положением публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" "О закупке товаров, работ, услуг" (далее - Положение о закупках), которое определяет единые порядок осуществления закупочной деятельности, требования, основные цели и принципы организации и проведения закупочной деятельности.
В качестве одного из способов закупок Положением о закупках предусмотрено проведение запроса предложений.
В разделе 1 "Термины и определения" Положения о закупках закреплено, что запрос предложений - конкурентный способ закупки, не являющийся торгами, при котором победителем признается участник закупки, заявка которого наилучшим образом соответствует требованиям документации о запросе предложений в соответствии с объявленными критериями и порядком оценки.
Согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. В этой связи положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям заказчика.
В рассматриваемом случае, оценив положения закупочных документаций запросов предложений N 2000001547, N 2000001537, N 2000112281 Рязанское УФАС России пришло к выводу, что проведенные заказчиком процедуры закупок в форме запросов предложений в полной мере удовлетворяют понятию "торги" в контексте гражданского и антимонопольного законодательства. В связи с чем, предоставленные заказчику права по организации и проведению закупочных процедур, исходя из своих потребностей, должны реализовываться им не произвольно, по своему усмотрению, а с учетом установленных законодательством Российской Федерацией принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
На основании изложенного, Рязанским УФАС России принято решение о том, что установление АО "РНПК" требования к участникам закупок об отсутствии в течение последних 2 (двух) лет до даты окончания срока подачи заявок и в течение проведения закупочной процедуры случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с ПАО "НК "Роснефть" или Обществом группы в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев расторжения ПАО "НК "Роснефть" или Обществом группы в одностороннем порядке договора в связи с существенным нарушением договора, является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения жалобы АО "РНПК" на решение и предписание Рязанского УФАС России от 15.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 062/01/17-34/2019 Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для установления нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции требуется, в том числе: установление конкретных действий организатора соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений; установление признаков ограничения конкуренции, а также причинно-следственной связи между такими действиями и признаками ограничения конкуренции.
Частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Так Рязанским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции при осуществлении АО "РНПК" закупок для собственных нужд, результаты которого оформлены в кратком описании от 07.02.2019.
Указанный анализ состояния конкуренции включал в себя следующие этапы: определение временного интервала исследования, определения предмета закупок.
Основным результатом, отраженном в кратком описании от 07.02.2019, составленном по итогам проведения анализа состояния конкуренции, а также в Решении является вывод Рязанского УФАС России о том, что установление АО "РНПК" требования к участникам закупок об отсутствии в течение последних 2 (двух) лет до даты окончания срока подачи заявок и в течение проведения закупочной процедуры случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с ПАО "НК "Роснефть" или Обществом группы в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев расторжения ПАО "НК "Роснефть" или Обществом группы в одностороннем порядке договора в связи с существенным нарушением договора приводит к ограничению конкуренции при проведении закупочных процедур N 2000001547, N 2000001537, N 2000112281.
Вместе с тем Апелляционная коллегия приходит к выводу о недостаточности исследования Рязанским УФАС России вопроса о влиянии рассматриваемых действий АО "РНПК" на конкуренцию, в том числе, отмечая недоказанность наличия причинно-следственной связи между такими действиями и возможными негативными последствиями для конкуренции.
Так, следует учитывать, что анализ состояния конкуренции, проводимый в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства, не исключает необходимость доказывания неблагоприятных последствий для конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Согласно части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных указанной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. Антимонопольный орган в соответствии с настоящей частью вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Системное толкование указанных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции свидетельствует о том, что указанной статьей установлены специальные правила, нарушение которых приводит или может привести к ограничению конкуренции при проведении обязательных торгов, и торгов проводимых в рамках Закона N 223-ФЗ.
В рассматриваемом случае, проведенные АО "РНПК" запросы предложений N 2000001547, N 2000001537, N 2000112281 не являлись обязательными торгами, в том числе торгами проводимыми в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ, что свидетельствует о необходимости применения к данным торгам общих положений антимонопольного законодательства, запрещающих монополистическую деятельность и предусматривающих выявление таких факторов негативного влияния на конкуренцию, которые следуют из злоупотребления доминирующим положением или конкурентных соглашений.
Таким образом, в рассматриваемом деле оценка негативного влияния на конкуренцию при проведении рассматриваемых торгов не может быть ограничена формальными правилами, установленными статьей 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, Апелляционная коллегия установила, что решение и предписание Рязанского УФАС России от 15.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 062/01/17-34/2019 не соответствуют практике применения Закона о защите конкуренции и нарушают единообразие применения антимонопольного законодательства антимонопольными органами.
Согласно части 11 статьи 23 Закона о защите конкуренции основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия
РЕШИЛА:
отменить решение и предписание Рязанского УФАС России от 15.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 062/01/17-34/2019.
<"..."> |
|
<"..."> |
Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 октября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.11.2019